Заметка

Иконы

a81037216151

Иконами называют изображения Бога, Его Пречистой Матери, святых Ангелов и Святых.
В иконах мы почитаем святого, который на ней изображен, обращая свою мысль к находящемуся на небе первообразу. Молитва перед иконами пробуждает у верующего дух смирения и благоговения, напоминая жизнь Господа и Его святых.
В Церковном Предании говорится, что первая икона Спасителя появилась во время Его земной жизни. Это образ, который известен под названием «Нерукотворный Спас». Подробное изложение происхождения Нерукотворного Образа находится в Четьи Минее. Вкратце оно сводится к следующему: Едесский царь Авгарь, больной проказой, послал к Христу своего слугу Ананию с письмом, в котором просил Христа прийти в Едессу и исцелить его. Анания был художником, и Авгарь поручил ему, если Спаситель не сможет прийти, написать Его образ и принести ему. Анания застал Христа окруженным плотной толпой, он встал на камень, с которого ему было виднее, и попытался изобразить Спасителя. Видя, что Анания хочет сделать Его портрет, Христос попросил воды, умылся, вытер Свой Лик платом, и на этом плате отпечатался Его образ. Спаситель передал этот плат Анании с повелением отнести его Авгарю. Получив плат с изображением лика Спасителя, Авгарь исцелился от главного своего недуга, но его лицо оставалось еще поврежденным. После Пятидесятницы в Едессу пошел святой апостол Фаддей, один из 70-ти, закончил исцеление Авгаря и обратил его в христианство. Авгарь прикрепил образ к доске и поместил в нише над городскими воротами, убрав оттуда находившегося там идола.
Первые иконы Божией Матери церковное Писание относит к святому евангелисту Луке. Священное предание гласит, что он написал три иконы Богоматери, которые Она благословила словами : «Да будет с ними благодать Моя и Сына Моего». С этих икон евангелист Лука написал еще семдесят копий. Некоторые из них оказались в дальнейшем в России и не раз спасалинаше Отечество от гибели. Это Владимировская, Корсунская, Тихвинская, Смоленская иконы Божией Матери. В настоящее время в Русской Церкви насчитывается около десяти икон. Конечно, все эти иконы принадлежат евангелисту не в том смысле, что они писаны его рукой; ни одна из написанных им самим икон до нас не дошла. Авторство святого евангелиста Луки нужно понимать в том смысле, что иконы эти являются списками (вернее, списками со списков) с икон, писанных когда-то евангелистом.
Иконы – это не просто изображения, написанные красками по дереву. Они освящены церковной молитвой и святой водой, так что им сообщается благодать Божия, творящая милости и чудеса. Как когда-то верующие через священные предметы подавались исцеления, так и сегодня через иконы и различные священные предметы Господь источает подобные милости и чудеса.
В храме иконы расположены в иконостасе и по стенам в рамках – киотах, а также лежат на аналоях — особых столиках с наклонной крышкой.
Разными путями люди угождают Богу. Церковь прославляет угодников Божиих в разных чинах.
Апостолы — ученики Христа, сопровождавшие Его во время общественного служения, а впоследствии распространившие веру по миру. Апостолы Петр и Павел (12 июля) именуются первоверховными.
Ангелы — это святые духи, служители Божие, вестники воли Его. По учению Церкви, всех ангельских чинов девять: высшие чины — Серафимы, Херувимы, Престолы; средние чины — Господства, Силы, Власти; низшие чины — Начала, Архангелы, Ангелы. Старший в ангельском мире — Архистратиг Михаил (21 ноября).
Равноапостольные — это святые, подобно апостолам потрудившиеся в обращении ко Христу стран и народов. Таковы креститель Руси князь Владимир (28 июля) и великая княгиня Ольга (24 июля), цари Константин и Елена (3 июня).
Преподобные (уподобившиеся Господу) — святые, прославившиеся в монашеском подвиге. Едва ли не каждый православный монастырь прославлен пред Богом святым угодником. Особенной любовью на Руси пользуются преподобные Сергий Радонежский (18 июля и 8 октября) и Серафим Саровский (15 января и 1 августа).
Пророки — люди, получившие от Бога дар прозрения будущего, возвещавшие миру пути Его промысла. Наиболее почитаемые пророки: Илия (2 августа), Иоанн Предтеча (7 июля, 11 сентября). Известны жены-пророчицы, например праведная Анна (16 февраля).
Святители — патриархи, митрополиты, архиепископы, епископы, достигшие святости неустанным попечением о своей пастве, хранением православия от ересей и расколов. Среди их великого сонма наиболее чтимы в русском народе святители Николай (19 декабря, 22 мая), Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст (общая память 12 февраля), московские иерархи Петр, Алексей, Иона, Филипп, Иов, Ермоген и Тихон (общая память 18 октября.
Мученики (коих среди святых большинство) — претерпели страдания и смерть за имя Христово, за правую веру, за отказ от служения идолам. Претерпевшие особо жестокие муки — великомученики.
Священномученики — приняли смерть в священном сане, а преподобномученики — в монашеском постриге.
Исповедниками — Церковью названы те, кто много пострадал за Христа, но избежал мученической смерти. Благоверные цари и князья употребляли полученное от Бога величие и богатство для дел милосердия, просвещения, сохранения народных святынь. Среди них Александр Невский (12 сентября и 6 декабря) и Димитрий Донской (1 июня).
Бессребреники — имели дар врачевания и употребляли его безвозмездно. Таковыми были чудотворцы Косма и Дамиан (14 июля и 14 ноября).
Юродивые Христа ради — принимая на себя личину безумия и терпения поношения окружающих, обличали людские пороки, вразумляя власть имущих, утешали страждущих. Одна из них — Ксения Петербургская (6 февраля). По другому, таких святых называют блаженные. Таковой была Матрона Московская ( 2 мая).
Страстотерпцы. Отдельно на Руси почитают страстотерпцев — погибших от рук убийц и злодеев. Первыми русскими святыми были князья-страстотерпцы Борис и Глеб (6 августа).
Праведные — святые, не подходящие ни под одно из этих понятий, прославляются как праведные. Так называет Церковь святых Иоакима и Анну ( 22 сентября), Захарию и Елизавету (8 июля), Иоанна Кроншталского ( 2 января) и многих других.
Святые являются нашими молитвенниками и покровителями на небесах, а поэтому живыми и деятельными членами Церкви земной. Их благодатное присутствие, внешне являемое в их иконах и мощах, окружает нас как бы молитвенным облаком славы Божией.

Фильм «Икона»  из документального цикла «Человек перед Богом».  Цикл состоит из 10 фильмов, посвященных истории, устройству и вероучению Православной Церкви. Речь пойдет о храме и его архитектуре, об иконе и святых, о богослужении и церковных праздниках, о таинствах и обрядах. Автор и ведущий проекта — митрополит Иларион (Алфеев)

Что означают надписи на иконах, например, буквы на главе Спасителя?

На иконах имеются обязательные надписи. В древности икона считалась законченной тогда, когда была поименована: в духовном смысле это означает соединение имени и образа. Надписи на иконах – знаки святости, славы и Божественной тайны. Иконы Господа нашего Иисуса Христа всегда имеют венчик или нимб – символ фаворского света, святости. В нимбе Спасителя ставят греческие буквы OWN. Это греческое слово, которое в переводе на русский язык означает «Сущий» — всегда присутствующий и вечно существующий Бог. Над головой Божией Матери ставят греческие буквы MP OY. Это первые и последние буквы греческих слов, которые означают «Матерь Бога», или «Божия Матерь».

На иконах начертаны буквы, обозначающие чин их святости и их имена.

 

Не является ли иконопочитание нарушением второй заповеди: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу; и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им» (Исх. 20:4-5)?

Иконопочитание не противоречит второй заповеди. Православная Церковь утверждает и учит, что священный образ есть следствие Боговоплощения, от которого он неотделим. Христианство есть Откровение не только Слова Божия, но и Образа Божия, явленного Богочеловеком Иисусом Христом. Церковь учит, что икона основывается на самом факте воплощения второго Лица Святой Троицы. А это значит, что христианский иконописный образ не только не означает разрыва, или даже противоречия с ветхозаветным законом, а как раз наоборот – он есть прямое его осуществление и последствие. В Ветхом Завете непосредственное общение Бога со Своим народом происходило в голосе, в слове. Он не показывается, пребывает невидимым и подчеркивает, что, слыша Его голос, Израиль не видел никакого образа. Во Второзаконии написано: «И говорил Господь к вам на горе из среды огня; глас слов Его вы слышали, но образа не видели, а только глас» (Втор. 4:12). После этого дается строгий запрет: «Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на горе  Хориве из среды огня, дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину, изображения какого-либо скота, который на земле, изображения какой-либо птицы крылатой, которая летает под небесами, изображения какого-либо гада, ползающего по земле, изображения какой-либо рыбы, которая в водах ниже земли: и дабы ты, взглянув на небо и увидев солнце, луну и звезды и все воинство небесное, не прельстился и не поклонился им и не служил им» (Втор. 4:15-19). Как видно, говоря о твари, Писание запрещает ее изображать. Говоря же о Боге, оно настаивает на том, что Он пребывает невидимым: ни народ, ни даже сам Моисей не видели никакого образа Божия и слышали только голос Его. Не видев образа Божия, они, естественно, не могли и изобразить Его. Да и как изобразить невидимое, бестелесное, не имеющее ни формы, ни величины, ни краски? Но уже в самой настойчивости ветхозаветных текстов, в подчеркивании того, что Израиль слышит слова, но не видит ни образа, ни подобия, усматривается сокровенное указание на будущую возможность и видеть, и изображать Бога, пришедшего во плоти.

Что же качается запрета образа твари, данного Богом Моисею, то этот запрет преследовал только одну цель: не допустить избранный народ до поклонения твари вместо Творца. То, что ветхозаветный запрет образа является именно мерой оградительной, показывает повеление Бога Моисею устроить «по образу, показанному на горе» скинию и все, что в ней находилось, в том числе шитых и литых херувимов (см. Исх. 25:18, 26:1, 31). Это повеление делать херувимов указывает, прежде всего, на возможность изображать духовный мир средствами искусства.

В Ветхом Завете не изображали Всевышнего потому, что «Бога не видел никто никогда» (Ин. 1:18). Но в Новом Завете «Великая благочестия тайна: Бог явился во плоти» (1 Тим. 3:16). Бесплотный воплотился и Невидимый стал видим! Теперь Он уже Сам говорит ученикам: «Многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели» (Мф. 13:17). Слова Спасителя значат, что апостолы, в отличие от древних пророков, уже непосредственно видят явившегося на земле Бога, Который в Ветхом Завете пребывал невидимым. «Видевший Меня видел Отца» (Ин. 14:9), — говорит Сам Господь. В этом существенное отличие Евангелия от Синайского Законодательства. Там не видели никакого образа, здесь Бог является в конкретном, видимом, зримом образе, а значит, и изобразимом.

Вся православная иконография основывается на совершившемся таинстве Боговоплощения. Поэтому и первые иконы, появившиеся одновременно с христианством, суть иконы Христа – Воплотившегося Бога и Богоматери, посредством Которой  Бог воплотился. На этих двух образах основывается вся христианская иконография.   

 

В чем различие между православной иконой и картиной?

Картина – это созданный творческой фантазией человека художественный образ, поэтому она является своеобразной формой передачи мироощущения художника. Картина – это земное изображение.

Церковь неотмирна, и иконография как творчество сугубо церковное, в отличие от картины, обращена к тому, что выше земного и субъективного. Ее содержание составляют не исторические эпохи и не богатство душевной жизни человека, соответственно не земные переживания, настроения, характеры, и не скоропреходящие красоты мира земного, а тайна спасения, совершенная Богом на земле, и та изначально заповеданная цель, которую достигли святые – единение человека с Богом. Икона избегает индивидуализации, она выражает соборность, соборный духовный опыт Церкви, и запечатлевает в красках православное богословие, так что важная точка передача духовных истин, а не свое субъективное видение, и потому иконы никогда не пописываются иконописцами в отличие от автора картин.

 

Как устроить домашний иконостас?

Для домашнего иконостаса желательно специально выделить часть главной комнаты или место в каждой комнате. По древнерусской традиции избирался первый угол, то есть при входе в комнату передний справа угол, который часто мог совпадать с восторгом. В этом, так называемом, «красном углу» и обустраивается место для икон, лампад, святой воды, просфор и других святынь. Можно, если не позволяют условия, устроить место для икон не в углу комнаты и не строго на восточной стороне, главное – создать  своего рода домашний иконостас, который станет удобным местом для личной и семейной молитвы. Желательно избегать близкого соседства с иконостасом телевизора. Не стоит рядом со святыми иконами ставить декоративные предметы светского характера. 

 

Как правильно повесить дома иконы, в каком порядке?

Располагать иконы в святом углу или домашнем иконостасе нужно по принципу иерархичности. Главное место должно быть выделено иконам Троицы, Господа Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы. Икона Пресвятой Богородицы, как правило, ставится справа от иконы с изображением Спасителя. Остальные иконы располагаются по обе стороны от них, изображая собор святых вокруг Господа Иисуса Христа. Вверху над всеми иконами желательно поместить святой крест.

Возле икон не следует помещать изображения светские, фотографии или картины мирской тематики – они будут отвлекать от молитвы, вносить в душу посторонние помыслы. Фотографии известных старцев и канонизированных святых XIX – XX веков лучше помещать отдельно от иконостаса, поскольку фотография фиксирует отдельный момент жизни святого, а икона изображает его православный лик в Небесном Царстве.

Существует ошибочное мнение, что супругам нельзя вешать иконы в спальню, а если они есть, то на ночь необходимо закрывать их занавеской. Это заблуждение. Во-первых, никакой занавеской от Бога укрыться нельзя. Во-вторых, супружеские отношения в браке не являются грехом.

 

Какие иконы приобрести для дома? Любую ли икону можно вешать дома?

Желательно иметь дома иконы Спасителя и Божией Матери. Кроме того, существует много икон угодников Божиих. Хорошо иметь в домашнем иконостасе иконы святых, имена которых носят члены семьи и тех святых, к небесной помощи которых наиболее часто обращаются. Приобрести иконы лучше в православном храме или в специальных церковных магазинах, где их заранее освящают.

Икона – это святыня, которая служит для сосредоточения ума в молитвенном общении с Богом, с Божией Матерью, со святыми ангелами и угодниками Божиими. Поэтому иконы не должны приобретаться для украшения интерьера или для коллекции.

 

Зачем иконы освящают?

В настоящее время в Церкви принята традиция, согласно которой икона после написания освящается в храме. Читаются особые молитвы, и образ окропляется святой водой. Однако важно учесть, что если освящение любого другого предмета есть сообщение ему благодатной силы Духа Святого, что подразумевает непричастность предмета к благодати до освящения, то в отношении иконы этого утверждать нельзя. Икона свята потому, что изображает святых. К иконе до освящения необходимо относится также благоговейно и почтительно, как и после.

На протяжении многих веков специального чина освящения икон не существовало. Икона создавалась в Церкви, была неразрывна с Церковью и признавалась святой своим соответствием иконописному канону, то есть своду правил, согласно которым определяется подлинность священного изображения. С древности икона признавалась за святой образ, благодаря надписанию на иконе имени изображаемого.

Современный чин освящения икон возник в эпоху оскудения православного иконописания, во время заимствований из светской и западной живописи, которые привносились в православную икону, так что для подтверждения святости изображаемого такие иконы стали освящать. Собственно данный чин можно понимать, как свидетельство Церкви о подлинности иконы. Ведь никакой священник не станет освящать сомнительное изображение.

 

Сколько раз надо освящать иконы?

Иконы освящаются священником после их изготовления, реставрации или приобретения вне церкви.

 

Для чего зажигаются лампады перед иконами и совершается перед ними каждение?

Горящие лампады символизируют духовную радость, теплоту веры и горение духа молящихся перед иконами. Зажигать светильники перед священными изображениями и совершать перед ними каждение благовонным фимиамом повелел Сам Бог пророку Моисею: «И вели сынам Израилевым, чтобы они приносили тебе елей чистый, выбитый из маслин, для освящения, чтобы горел светильник во всякое время; в скинии собрания вне завесы, которая пред ковчегом откровения, будет зажигать его Аарон и сыновья его, от вечера до утра, пред лицем Господним. Это устав вечный для поколений их от сынов Израилевых» (Исх. 27:20-21). За православным богослужением возжигаются светильники в знак радостного горения духа перед Богом, и бывает каждение благовонным ладаном для напоминания верующим, что молитва, как дым кадильный, должна возноситься вверх к Престолу Божию.

 

В какие дни можно зажигать дома лампадку перед иконами?

Лампаду можно зажигать по праздникам и во время домашней молитвы. Можно ее вообще не гасить.

 

Для чего бывают чудеса от икон?

Чудо – есть проявление Божиего всемогущества, это ощутимый человеком результат сверхъестественного деяния Божия в этом мире. Церковная история знает множество чудес, происходящих через святые иконы, с глубокой древности и до наших дней. Тем, кто искренне, с верой молится перед иконами, просит полезного для спасения души, Господь подаст Свою помощь.

Многочисленные чудеса, происходящие от икон, святых мощей, святой воды доказывают существование Бога и духовного, невидимого мира, подтверждают истинность Православной веры. От соприкосновения с чудом пробуждаются окаменевшие людские сердца, люди начинают задумываться о духовных ценностях и смысле жизни.

 

Про некоторые иконы говорят, что они чудотворные, а остальные какие?

История Церкви знает множество явленных образов (т. е. чудесно обретенных по Промыслу Божию), и их явление ознаменовано чудесами. Чудотворной называют икону, по молитве перед которой произошло исцеление или была получена Божия помощь в каком-либо деле. Но каждая икона благодатна и может стать чудотворной. Можно даже сказать, что всякая икона, перед которой горячо и искренне молятся, становится для молящихся чудотворной.

 

Что такое намоленные иконы?

Намоленными в народе называют иконы, перед которыми молятся поколения верующих не одну сотню лет. Вера этих молитвенников прошлого не была постыжена, они получили просимое. Воспоминание об этом и сейчас укрепляет веру, способствует более крепкой и глубокой молитве.

 

Какие иконы кладут в центре храма на аналое?

В центре храма на аналое полагается икона праздника, если в этот день есть какой-либо церковный праздник, или кона с изображением святого, память которого празднуется в этот день. В остальные дни на аналое лежит храмовая икона, то есть икона того праздника или святого, в честь которого освящен главный престол храма или святцы – икона с изображением святых празднуемых в текущий месяц.

 

Как правильно прикладываться к иконам?

К иконам следует подходить, не спеша, мысленно произнося молитву. Обычно дважды крестятся с поясным поклоном, затем прикладываются к иконе в знак любви и почитания изображенного на ней. После этого в третий раз осеняют себя крестным знамением, кланяются и отходят. У изображенного на иконе Спасителя целуют благословляющую десницу (правую руку), край одежды, ноги. У Божией Матери и святых целуют руку или край одежды, а нерукотворный образ Спасителя и главу Иоанна Крестителя – во власы.

Ошибочно полагать, что икона является неким накопителем Божией благодати, которую можно почерпнуть при необходимости. Благодать действует не от иконы, а через икону и ниспосылается Господом верующим в Него. Можно бесконечно прикладываться к священному изображению, но если при этом не иметь веры в действительную животворящей Божией благодати, то ничего от этого не получить. А можно единожды приложиться к чудотворной иконе с глубокой верой и надеждой на помощь Господа и получить исцеление от телесных и душевных недугов.

 

Сколько раз надо прикладываться к иконе, на которой изображено несколько святых?

Можно приложиться один раз.

 

Какие слова, молитвы следует говорить, подходя и прикладываясь к иконам?

Перед образом Спасителя можно произносить про себя Иисусову молитву: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Или кратко: «Господи, помилуй». Перед иконой Пресвятой Богородицы можно произносить краткую молитву: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Перед иконой святого: «Святый угодниче Божий (имя святого), моли Бога о мне (о нас)». Можно молиться и своими словами, главное, чтобы они были искренними и чистосердечными.

 

Обязательно ли целовать икону? Можно ли просто прикоснуться лбом из-за боязни инфекции?

Через святыню никто никогда не заражается, наоборот, известны многочисленные случаи исцелений от различных недугов. Лобызание святых икон и поклонение им свидетельствует о любви к изображенным на них – к Богу, Божией Матери и святым. Через почитание святых икон привлекается к человеку благословение Божие и любовь святых угодников Божиих.

 

Что делать, если икона пришла в состояние негодности и не подлежит реставрации?

Такую икону ни в коем случае нельзя выбрасывать. Раньше такие иконы пускали по течению реки. Лучше всего отнести такую икону в храм и отдать для сжигания в церковной печи. Надо помнить, что порча иконы – грех, поэтому выцветшие бумажные иконы не следует сминать, разрывать, разрезать. Даже к испорченной иконе следует относиться с благоговением.

 

Как поступать с найденными иконами?

Люди, подверженные суевериям, усматривают какую-то мистику в найденных и подаренных иконах и испытывают перед ними панический страх. Кому-то кажется, что на икону наколдовали и потом подарили, чтобы принести неприятности в семью. Другие начинают искать какие-то знаки свыше в найденной иконе. Перечень суеверий бесконечен.

В подаренных и найденных иконах нет ничего плохого. Существует множество сказаний о чудесных явлениях различных икон Божией Матери. Само собой разумеется, что при явлении эти иконы кто-то находил. Благоговейный трепет перед ними, конечно, был, и история говорит об этом. Но эти иконы с благоговением и с молитвой приносились в храм, а на месте их явления строились храмы и часовни. Не стоит бояться найденной или подаренной иконы. Найденные или приобретенные вне церкви иконы надо освятить в храме и смело помещать в домашний иконостас. Не стоит искать зло там, где его нет.   

 

Как поступать со священными изображениями в светских журналах, газетах, на марках, упаковках для продуктов?

Священные изображения следует оберегать от повреждений и попирания. Их нельзя выбрасывать в мусор, можно отнести в храм на сжигание в церковной печи или сжечь самостоятельно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *