Заметка

Преподобный Серафим Саровский, чудотворец (†1833)

Имя преподобного отца Серафима Саровского широко славится по всей Руси. Он родился 19 июля 1759 года (в некоторых источниках – в 1754 году) в Курске в семье местного купца Исидора Мошнина и Агафии.; во святом крещении наречен был Прохором.

Исидор был купцом и брал подряды на строительство зданий, а в конце жизни начал постройку собора в Курске, но скончался до завершения работ.

Однажды, когда Прохору было 7 лет, мать взяла его на продолжавшуюся постройку собора. Маленький Прохор, оступившись, упал с колокольни строящегося храма Сергия Радонежского, но остался невредим.

Юный Прохор, обладая прекрасной памятью, вскоре выучился грамоте. Он с детства любил посещать церковные службы и читать своим сверстникам Священное Писание и Жития святых, но больше всего любил молиться или читать Святое Евангелие в уединении.

Будучи 10 лет, Прохор сильно заболел и был при смерти. В сонном видении явилась ему Царица Небесная и обещала посетить и даровать исцеление. В ту пору несли крестным ходом по Курску чудотворную икону Знамения Божией Матери. Когда проносили ее по улице, где стоял дом Мошниных, пошел дождь, и пришлось проносить икону через Агафьин двор. Вынесла тогда она своего больного сына, и приложился он к иконе, и икону над ним пронесли. С этого дня он стал быстро поправляться.

В 1776 году юный Прохор совершил паломничество в Киев в Киево-Печерскую лавру, где старец Досифей благословил и указал ему место, где он должен принять послушание и постриг. Этим местом была названа Саровская пустынь. Вернувшись ненадолго в родительский дом, Прохор навсегда простился с матерью и родными.

В 1778 году Прохор стал послушником у старца Иосифа в Саровском монастыре в Тамбовской губернии. Под его руководством Прохор проходил многие послушания в монастыре: был келейником старца, трудился в хлебне, просфорне и столярне, нес обязанности пономаря, и всё исполнял с ревностью и усердием, служа как бы Самому Господу. Постоянной работой он ограждал себя от скуки – этого, как позже он говорил, “опаснейшего искушения для новоначальных иноков, которое врачуется молитвой, воздержанием от празднословия, посильным рукоделием, чтением Слова Божия и терпением, потому что рождается оно от малодушия, беспечности и празднословия”.

В эти годы Прохор, по примеру других монахов, удалявшихся в лес для молитвы, испросил благословение старца в свободное время тоже уходить в лес, где в полном одиночестве творил Иисусову молитву.

Через два года послушник Прохор заболел водянкой, тело его распухло, он испытывал тяжкие страдания. Наставник, отец Иосиф, и другие старцы, любившие Прохора, ухаживали за ним. Болезнь длилась около трех лет, и ни разу никто не услышал от него слова ропота. Старцы, опасаясь за жизнь больного, хотели вызвать к нему врача, однако Прохор просил этого не делать, сказав отцу Пахомию: “Я предал себя, отче святый, Истинному Врачу душ и телес – Господу нашему Иисусу Христу и Пречистой Его Матери…”, и желал, чтобы его причастили Святых Тайн. Тогда же Прохору было видение: в несказанном свете явилась Матерь Божия в сопровождении святых апостолов Петра и Иоанна Богослова. Указав рукой на больного, Пресвятая Дева сказала Иоанну: “Сей – от рода нашего”. Затем она коснулась жезлом бока больного, и тотчас жидкость, наполнявшая тело, стала вытекать через образовавшееся отверстие, и он быстро поправился. Вскоре на месте явления Божией Матери была построена больничная церковь, один из приделов которой был освящен во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Престол для придела преподобный Серафим соорудил своими руками из кипарисового дерева и всегда приобщался Святых Тайн в этой церкви.

Пробыв восемь лет послушником в Саровской обители, Прохор в 1786 году принял монашество с именем Серафим, столь хорошо выражавшим его пламенную любовь ко Господу и стремление ревностно Ему служить. Через год Серафим был посвящен в сан иеродиакона. Горя духом, он ежедневно служил в храме, непрестанно совершая молитвы и после службы. 6 лет он почти безпрерывно находился в служении. Бог давал ему силы, – он не нуждался почти в отдыхе, забывал часто о пище и с сожалением уходил из Церкви.

Господь сподобил преподобного благодатных видений во время церковных служб: неоднократно он видел святых Ангелов, сослужащих братии. Особенного благодатного видения преподобный сподобился на страстной седмице во время Божественной литургии в Великий Четверг, которую совершали настоятель отец Пахомий и старец Иосиф. Когда после тропарей преподобный произнес “Господи, спаси благочестивыя” и, стоя в царских вратах, навел орарь на молящихся с возгласом “и во веки веков”, внезапно его осенил светлый луч. Подняв глаза, преподобный Серафим увидел Господа Иисуса Христа, идущего по воздуху от западных дверей храма, в окружении Небесных Бесплотных Сил. Дойдя до амвона. Господь благословил всех молящихся и вступил в местный образ справа от царских врат. Преподобный Серафим, в духовном восторге взирая на дивное явление, не мог ни слова проговорить, ни сойти с места. Его увели под руки в алтарь, где он простоял еще три часа, меняясь в лице от озарившей его великой благодати. После видения преподобный усилил подвиги: днем он трудился в обители, а ночи проводил в молитве в лесной пустынной келлии.

В 1793 году, в возрасте 39 лет, преподобный Серафим был рукоположен в сан иеромонаха.

В 1794 году он оставил обитель для безмолвных подвигов в пустыне и стал жить в лесу в келии в 5 км от монастыря. Здесь стал он предаваться уединенным молитвам, приходя в обитель лишь в субботу, перед всенощной и, возвращаясь к себе в келию после литургии, за которой причащался Святых Тайн. Преподобный проводил жизнь в суровых подвигах.

Келья преподобного Серафима находилась в дремучем сосновом лесу, на берегу реки Саровки, на высоком холме, верст за 5-6 от монастыря, и состояла из одной деревянной комнатки с печкой. Свое келейное молитвенное правило он совершал по уставу древних пустынных обителей; со Святым Евангелием никогда не расставался, прочитывая в течение недели весь Новый Завет, читал также святоотеческие и Богослужебные книги. Преподобный выучил наизусть много церковных песнопений и воспевал их в часы работы в лесу. Около келии он развел огород и устроил пчельник. Сам себе добывая пропитание, преподобный держал очень строгий пост, ел один раз в сутки, а в среду и пятницу совершенно воздерживался от пищи. В первую неделю Святой Четыредесятницы он не принимал пищи до субботы, когда причащался Святых Тайн.

Святой старец в уединении настолько иногда погружался во внутреннюю сердечную молитву, что подолгу оставался неподвижным, ничего не слыша и не видя вокруг. Навещавшие его изредка пустынники – схимонах Марк Молчальник и иеродиакон Александр, застав святого в такой молитве, с благоговением тихо удалялись, чтобы не нарушать его созерцания.

В холодную пору преподобный собирал сучья и хворост и рубил своим топориком дрова для отопления своей кельи. В летнюю жару преподобный собирал на болоте мох для удобрения огорода; комары нещадно жалили его, но он благодушно терпел это страдание, говоря: “Страсти истребляются страданием и скорбью, или произвольными, или посылаемыми Промыслом”. Около трех лет преподобный питался только одной травой снитью, которая росла вокруг его келии. К нему всё чаще стали приходить, кроме братии, миряне – за советом и благословением. Это нарушало его уединение. Испросив благословение настоятеля, преподобный преградил к себе доступ женщинам, а затем и всем остальным, получив знамение, что Господь одобряет его мысль о полном безмолвии. По молитве преподобного, дорогу в его пустынную келлию преградили огромные сучья вековых сосен. Теперь только птицы, слетавшиеся во множестве к преподобному, и дикие звери посещали его.

Житие сообщает о случае, как преподобный из рук кормил медведя хлебом.

В 1807 году Серафим принял на себя иноческий труд молчания, старался ни с кем не встречаться и не общаться. 3 года преподобный о.Серафим провел в совершенном молчании, ни с кем не говоря ни слова. Видя подвиги преподобного Серафима, враг рода человеческого вооружился против него и, желая принудить святого оставить безмолвие, решил устрашать его, но преподобный ограждал себя молитвой и силой Животворящего Креста. Диавол навел на святого “мысленную брань” – упорное продолжительное искушение. Для отражения натиска врага преподобный Серафим усугубил труды, взяв на себя подвиг столпничества, желая подражать св. Семиону столпнику. Каждую ночь он поднимался на огромный камень в лесу и молился с воздетыми руками, взывая: “Боже, милостив буди мне грешному”. Днем же он молился в келии, также на камне, который принес из леса, сходя с него только для краткого отдыха и подкрепления тела скудной пищей. Так молился преподобный 1000 дней и ночей. Диавол, посрамленный преподобным, задумал умертвить его и наслал грабителей.

Однажды на него в лесу напали разбойники. У преподобного в это время был в руках топор, он был физически силен и мог бы обороняться, но не захотел этого делать, вспомнив слова Господа: “Взявшие меч мечом погибнут” (Мф. 26, 52). Святой, опустив топор на землю, сказал: “Делайте, что вам надобно”. Разбойники стали бить преподобного, обухом топора проломили голову, сломали несколько ребер, потом, связав его, хотели бросить в реку, но сначала обыскали келию в поисках денег. Всё сокрушив в келии и ничего не найдя в ней, кроме иконы и нескольких картофелин, они устыдились своего злодеяния и ушли. Преподобный, придя в сознание, дополз до келлии и, жестоко страдая, пролежал всю ночь. Наутро с великим трудом он добрел до обители. В келии для себя они ничего не нашли. Позже эти люди были установлены, но отец Серафим простил и упрашивал не наказывать их.

После 16-летнего пребывания в своей пустыне в 1810 году о.Серафим возвратился в монастырь, но ушёл в затвор на 17 лет до 1825 года, никуда не выходя и понемногу ослабляя строгость своего затвора. Первые 5 лет никто не видел его, и даже брат, приносивший ему скудную пищу, не видел, как старец брал ее. Затем святый старец открыл келейную дверь, и всякий мог приходить к нему, но на вопросы имевших в нем нужду не отвечал, приняв обет молчания пред Богом и безмолвно продолжая свое духовное делание. В келье не было ничего, кроме иконы Богоматери, перед которой теплилась лампада, и обрубка пня, служившего ему стулом. Дубовый некрашенный гроб стоял в сенях, и старец молился близь него, готовясь постоянно к переходу от временной жизни к вечной.

Через 10 лет безмолвного затворничества по Вышней воле преподобный Серафим снова отверз свои уста для служения миру.

25 ноября 1825 года Матерь Божия вместе с празднуемыми в этот день двумя святителями явилась в сонном видении старцу и повелела ему выйти из затвора и принимать у себя немощные души человеческие, требующие наставления, утешения, руководства и исцеления.

Двери кельи его стали открыты для всех – от ранней литургии до восьми часов вечера. Старец видел сердца людей, и он, как духовный врач, исцелял душевные и телесные болезни молитвой к Богу и благодатным словом. Приходившие к преподобному Серафиму чувствовали его великую любовь и с умилением слушали ласковые слова, с которыми он обращался к людям: “радость моя, сокровище мое”.

Та любовь, которой был исполнен святой, привлекала к нему всех. К этому времени он уже обладал прозорливостью: видел духовное устроение, помыслы и жизненные обстоятельства каждого человека. Самое же главное, ему была открыта воля Божия касательно всякого, так что советы его принимали как от Самого Бога.

Среди многочисленных посетителей являлись к святому Серафиму и знатные лица и государственные деятели, коим он делал соответствующие наставления, поучая их верности святой Православной Церкви и отечеству. Посещали старца и лица царской фамилии, в том числе императором Александром I.

Но он принимал не всех. Рассказывают, что однажды, незадолго до восстания декабристов, к старцу пришел некий гвардейский офицер. Старец прогнал его, произнеся при этом: “Гряди, откуда пришел“. Позднее выяснилось, что этот офицер был из среды декабристов и так называемых масонов, которые решили получить благословение на предстоящее восстание.

Преподобный Серафим Саровский прогоняет декабриста

Известна также история о том, как преподобный Серафим Саровский якобы сказал матери Кондратия Рылеева о том, что лучше бы ее сын умер во младенчестве, чем окончил свою жизнь на виселице.

Серафимо-Дивеевский женский монастырь

В последний период земной жизни преподобный Серафим особенно заботился о своем любимом, детище – Дивеевской женской обители.

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь

Он был подлинным отцом для сестер, обращавшихся к нему во всех своих духовных и житейских затруднениях. Ученики и духовные друзья помогали святому окормлять Дивеевскую общину – Михаил Васильевич Мантуров, исцеленный преподобным от тяжкой болезни и по совету старца принявший на себя подвиг добровольной нищеты; Елена Васильевна Мантурова, одна из сестер Дивеевских, добровольно согласившаяся умереть из послушания старцу за своего брата, который был еще нужен в этой жизни; Николай Александрович Мотовилов, также исцеленный преподобным. Н. А. Мотовилов записал замечательное поучение преподобного Серафима о цели христианской жизни.

Последние годы

В последние годы жизни преподобного Серафима один исцеленный им видел его стоявшим на воздухе вовремя молитвы. Святой строго запретил рассказывать об этом ранее его смерти.

12 раз посещала Пресвятая Богородица святого угодника. В 1831 году сподобился видения Богородицы в окружении Иоанна Крестителя, Иоанна Богослова и 12 дев, которое было как бы предзнаменованием его блаженной кончины и ожидающей его нетленной славы.

Кончина

Скончался старец в 1833 году в Саровском монастыре в своей келии во время молитвы стоя коленопреклоненно перед аналое.

2 января (по старому стилю) келейник преподобного, отец Павел, в 6-м часу утра вышел из своей кельи, направляясь в церковь, и почувствовал запах гари, исходившей из келлии преподобного. В келлии святого всегда горели свечи, и он говорил: «Пока я жив, пожара не будет, а когда я умру, кончина моя откроется пожаром». Когда двери открыли, оказалось, что книги и другие вещи тлели, а сам преподобный стоял на коленях перед иконой Божией Матери Умиление, но уже бездыханный. Его руки, сложенные крестообразно, лежали на аналое, на книге, по которой он совершал свой молитвенный труд, а на руках – голова. Так старец Серафим окончил свое земное странствование и в Боге почил на веки.

Тело преподобного было положено в приуготовленный им же при жизни дубовый гроб и погребено по правую сторону соборного алтаря.

Весть о кончине святого старца быстро распостранилась повсюду, и вся окрестность Саровская быстро стеклась в обитель. Особенно тяжка была скорбь Дивеевских сестер, потерявших в нем своего любимого духовного отца и попечителя.

8 дней стояли мощи святого в храме; и, несмотря на чрезвычайную духоту от множества народа и свечей, за все эти дни прощания, не чувствовалось ни малейшего запаха тления. 9 января было отпевание. Когда духовник о.Серафима, о.Иларион, хотел положить в руку его разрешительную молитву, то она сама разжалась. Свидетелями этого чуда были о.игумен, казначей и другие. Видел это и бывший послушник монастыря, впоследствии ризничий Невской Лавры, архимандрит Митрофан, который и сообщил потом о знамении. После отпевания тело Преподобного было предано земле в указанном им месте, возле собора, где и почивало до прославления в 1903 году, то есть 70 лет.

Почитание и прославление

В продолжении 70 лет со дня кончины преподобного Серафима православные люди во множестве приходили с верой к могиле его и по молитве получали чудесные исцеления от разных болезней душевных и телесных. К 1895 году специальной комиссией (созданной в 1892 году) было зафиксировано 94 случая чудесных знамений и исцелений, совершенных по молитвам старца Серафима; причем это лишь малая часть всех чудес, о которых к тому времени было известно.

Келья батюшки Серафима

Келья, в которой скончался преп.Серафим, вошла в храм Пресвятой Троицы, заложенный в 1867 году и освященный при канонизации святого в 1903 году. В этой келье, в бронзовых витринах хранятся: мантия преп.Серафима и его черная суконная шапочка, железный крест, носимый на шее, волосы о.Серафима, кожаные четки-лестовки, Евангелие, читанное им пред кончиною, часть камня, на коем он молился тысячу ночей, скамейка, сделанная его руками, сохранилась в неприкосновенности стенка кафельной печи с лежанкой.

В 1891 году над гробницей преподобного была выстроена часовня.

Часовня над гробницей Серафима Саровского

При деятельном участии императора Николая II, преподобный Серафим был причислен к лику святых в 1903 году.

Канонизация была назначена на 19 июля 1903 года, на день рождения о.Серафима. В Саров со всех концов Святой Руси сошлись не меньше 100 тыс. человек.

Перед канонизацией прошли мероприятия по обретению святых мощей. В 1903 г., накануне праздника Успения Пресвятой Богородицы, по постановлению Святейшего Синода, с одобрения государя Николая II, была освидетельствована могила Преподобного и из-под свода ее извлечен гроб-колода, в коем был погребен о.Серафим.

Гроб-колода, в котором был погребен о.Серафим

Гроб с останками о.Серафима был перенесен с места его упокоения в больничную церковь свв. Зосимы и Савватия, в алтаре которой и предполагалось совершить омовение честных мощей о.Серафима. Это перенесение не ускользнуло от взора скопившихся уже в Сарове богомольцев и произвело на всех глубокое впечатление. Гроб был внесен через северные двери в алтарь и здесь было совершено омовение и переложение мощей в новый кипарисовый гроб. Участие в омовении принимали: архимандрит Серафим (Чичагов), ключарь Тамбовского кафедрального собора священник Т. Поспелов, иеромонах саровский — благочинный монастыря, под личным руководством митрополита С.-Петербургского Антония (Вадковского).

Присутствовавшие при открытии крышки гроба свидетельствовали, что честные мощи преподобного были завернуты в момент погребения в монашескую мантию, а на голове его был возложен войлочный куколь. Отец Серафим лежал в гробу на дубовых стружках, отчего все содержимое в гробу ввиду дубильных свойств — и самые честные мощи, и седые власы на голове, бороде и усах, и все одеяние преподобного: белье, холщовый подрясник, мантия, епитрахиль и куколь — все окрасилось в один цвет, напоминающий корку черного ржаного хлеба.

Известно также, что с самого начала омовения честных мощей в алтаре стало распространяться ясно ощутимое всеми присутствовавшими благоухание, запах цветов гвоздики и душистого липового меда. Июльский день был ясный, солнечный, жаркий и церковные окна были открыты настежь. Думалось, что где-нибудь поблизости косят траву и этот аромат производится скошенными цветами и свежим сеном.

Семейство Николая II в Саровском монастыре

17 июля на торжества приехал Государь с обеими Императрицами, великий князь Сергей Александрович с великою княгинею Елизаветою Феодоровною, великие князья Николай и Петр Николаевичи, и иные царственные лица и сопровождавшие их министры: Плеве, Хилков, Саблер, Воронцов-Дашков и др.

Тожество прославления началось 18 июля в 6 часов вечера благовестом
в большой колокол. Народ не мог вместиться в монастырь даже в третьей части своей и молился вокруг него. После каждения вокруг гроба Государь и великие князья с назначенными архимандритами вынесли его наружу, где он был поставлен на носилки и поднят высоко над головами всех. Раздались рыдания, потекли слезы. Под крестный ход подстилали холст, полотенца.

Крестный ход 1903 года

С пением литии крестный ход двинулся вокруг Успенского собора. При мерцании тысяч свечей, при чудном богослужении и пении митрополичьего Петербургского, архиерейского Тамбовского хоров, при общем пламенном молитвенном настроении, а главное – благодатью святого угодника Божия Серафима был такой молитвенный подъем, что невозможно было удержаться от слез. Событие сопровождалось многими чудесными исцелениями больных, в большом количестве прибывших в Саров.

Из детских воспоминаний о преподобном Серафиме Саровском

Из детских воспоминаний о преподобном Серафиме Саровском

Н. Аксакова

На этих днях Церковь и народ православной России, с Царской семьей во главе, благоговейно отпраздновали давно ожидаемое великое духовное торжество – открытие мощей преподобного Серафима, Саровского Чудотворца. Тысячами со всех концов России тянутся уже проторенной народом тропой богомольцы поклониться честным мощам угодника Божия с теплой верой в могучее предстательство на Небесах прославленного ныне Церковью молитвенника о душах наших. Толки о радостном событии невольно вызывают в памяти картины давно, давно минувших дней моего детства: прошедшее словно оживает передо мной и в воображении рисуется ярко образ подвижника муромских лесов, каким мне досталось великое счастье видеть его около трех четвертей века тому назад. Вероятно, очень немного нового прибавят мои воспоминания к тому, что уже известно о житии и подвигах преподобного Серафима, но, мне кажется, личные показания очевидца должны иметь в настоящее время некоторое значение, а потому мне хочется рассказать, насколько я могу припомнить, о том, чему я была свидетельницей при посещении Саровской пустыни в 1831 или 1832 году. Читать далее >>>

Мощи преподобного Серафима Саровского

Известно было предсказание преподобного Серафима о том, что его мощи будут найдены, а затем в годину гонений за христианскую веру снова будут утрачены, как впоследствии в точности и произошло.

Вскоре после октябрьского переворота большевиками было воздвигнуто неслыханное гонение на Православие. Была развязана кощунственная кампания по вскрытию и изъятию святых мощей. Специальные комиссии, в которые для видимости соблюдения законности включали представителей духовенства, вскрывали раки со святыми мощами, составляли протоколы об их освидетельствовании, а затем увозили святые мощи в неизвестном направлении. Иногда частицы святых мощей благочестивым православным христианам удавалось укрывать в своих домах, некоторые из святых мощей тайно сохраняли священнослужители, но большинство было предано поруганию.

17 декабря 1920 г. мощи Серафима Саровского, хранившиеся в Дивеевском монастыре под Арзамасом, были вскрыты, а 16 августа 1921 г. закрыты и увезены. Известно, что в конце 1920-х гг. мощи преп. Серафима выставлялись для обозрения в московском Страстном монастыре, где в то время был организован антирелигиозный музей. Мощи находились там до 1934 г., когда Страстной монастырь был взорван. После этого следы мощей пропали.

Второе обретение мощей преподобного Серафима Саровского

 В январе 1991 г., в запасниках Музея истории религии и атеизма, который располагался в здании Казанского собора в Ленинграде, неожиданно для всех были найдены мощи преподобного Серафима Саровского: в связи с переездом из Казанского собора сотрудники музея заново проверяли запасники и в помещении, где хранились гобелены, обнаружили зашитые в рогожу мощи. Когда их вскрыли, то на перчаточке прочитали надпись: “Преподобный отче Серафиме, моли Бога о нас!” Специалисты, которые производили осмотр, свидетельствовали о чувстве благодатности и благоухании мощей, которые им пришлось обследовать. После проведения экспертизы появилась уверенность, что это действительно мощи преподобного Серафима.

Мощи преподобного Серафима Саровского

Перенесение мощей преподобного Серафима в 1991 г.

Подробнее о Втором  обретении мощей преподобного Серафима Саровского читайте далее>>>

Торжества в Дивеевской обители в 2011 году

Сейчас мощи  Святого Серафима Саровского постоянно прибывают  в Свято-Троицком  Серафимо-Дивеевском монастыре.

Дни памяти преподобного Серафима Саровского празднуются 15 января и 1 августа (по новому стилю).

«Мы видим, что такое христианство, в образе преподобного Серафима»

Статья Алексея Ильича Осипова, профессора Московской Духовной Академии.

icoana-rara-cu-sf-serafim-de-sarov2

Тропарь, глас 4
От юности Христа возлюбил еси, преподобне, и Тому Единому поработати пламенне вожделел еси, в пустыннем житии твоем непрестанною молитвою и трудом подвизался еси, умиленным сердцем любовь Христову стяжав, Небесным Серафимом в песнословии споборниче, в любви притекающим к тебе Христу подражателю, темже избранник возлюблен Божия Матере явился еси, сего ради вопием ти: спасай нас молитвами твоими, радосте наша, теплый пред Богом заступниче, Серафиме блаженне.

Кондак, глас 2
Мира красоту и яже в нем тленная оставив, преподобне, в Саровскую обитель вселился еси и, тамо ангельски пожив, многим путь был еси ко спасению, сего ради и Христос тебе, отче Серафиме, прослави и даром исцелений и чудес обогати. Темже вопием ти: радуйся, Серафиме, преподобне отче наш.

Молитва

преподобному Серафиму Саровскому

🌿 ПОДАВАЙТЕ ЗАПИСКИ в день обретения мощей Серафима Саровского 🌿

 

О пречудный отче Серафиме, великий Саровский чудотворче, всем прибегающим к тебе скоропослушный помощниче! Во дни земнаго жития твоего никтоже от тебе тощ и неутешен отыде, но всем в сладость бысть видение лика твоего и благоуветливый глас словес твоих. К сим же и дар исцелений, дар прозрения, дар немощных душ врачевания обилен в тебе явися. Егда же призва тя Бог от земных трудов к небесному упокоению, николиже любы твоя преста от нас, и невозможно есть исчислити чудеса твоя, умножившаяся, яко звезды небесныя: се бо по всем концем земли нашея людем Божиим являешися и даруеши им исцеления. Тем же и мы вопием ти: о претихий и кроткий угодниче Божий, дерзновенный к Нему молитвенниче, николиже призывающия тя отреваяй! Вознеси о нас благомощную твою молитву ко Господу сил, да дарует нам вся благопотребная в жизни сей и вся к душевному спасению полезная, да оградит нас от падений греховных и истинному покаянию да научит нас, во еже беспреткновенно внити нам в вечное Небесное Царство, идеже ты ныне в незаходимей сияеши славе, и тамо воспевати со всеми святыми Живоначальную Троицу во веки веков. Аминь.

 

Акафист преподобному Серафиму Саровскому чудотворцу

Читать >>>

 

 

Наставления преподобного Серафима Саровского

Нередко посылает Господь на землю посланцев своих, чтобы служили они примером, утешением и поддержкой людям. Таковым был и преподобный Серафим Саровский, который посвятил свою жизнь ревностному служению Богу, помощи страждущим и укреплению христианской веры. На трудности своей судьбы святой не роптал, говоря порой: «Нет хуже греха, и ничего нет ужаснее и пагубнее духа уныния». И сам молитвой и словом отводил беду от людей, наставлял заплутавшие в трудностях и хитросплетениях жизни души, врачуя их бальзамом истинной веры.  Его наставления и поучения одновременно мудры и просты. И по сей день мы находим у преподобного Серафима ответы на волнующие нас вопросы… Далее…

 

 

Молитвенное правило преподобного Серафима Саровского

 

serafim_sarovskПреподобный Серафим Саровский преподавал всем следующее молитвенное правило: «Вставши от сна, всякий христианин, став пред святыми иконами, пусть прочитает

молитву Господню Отче наш трижды, в честь Пресвятой Троицы,

потом песнь Богородице Богородице Дево, радуйся также трижды

и, наконец Символ Веры единожды.

— Совершив это правило, пусть занимается своим делом, на которое поставлен или призван.

Во время же работы дома или в пути куда-нибудь пусть тихо читает Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного или грешную, а если окружают его другие, то, занимаясь делом, пусть говорит умом только Господи, помилуй и продолжает до обеда.

— Перед самым же обедом пусть совершает вышеуказанное утреннее правило. После обеда, исполняя свое дело, — читает тихо Пресвятая Богородице, спаси мя грешного или же Господи Иисусе Христе, Богородицею помилуй мя грешного или грешную, и это пусть продолжает до самого сна.

— Отходя ко сну, всякий христианин пусть снова прочитает вышеуказанное утреннее правило; после того пусть засыпает, оградив себя крестным знамением».

— «Держась этого правила, — говорит отец Серафим, — можно достигнуть меры христианского совершенства, ибо означенные три молитвы — основание христианства: первая, как молитва, данная Самим Господом, есть образец всех молитв; вторая принесена с неба Архангелом в приветствие Деве Марии, Матери Господа; Символ же вкратце содержит в себе спасительные догматы христианской веры».

Тем, кому по разным обстоятельствам невозможно выполнять и этого малого правила, преподобный Серафим советовал читать его во всяком положении: и во время занятий, и на ходьбе, и даже в постели, представляя основанием для того слова Святого Писания: Всякий, кто призовет имя Господне, спасется.

Источник: www.pravmir.ru

 

 

Среди лета запоют Пасху. Проповедь о преподобном Серафиме святителя Иоанна Шанхайского (Максимовича), произнесенная в 1928 году.

Проповедь о преподобном Серафиме Саровском известного старца и нашего современника, архимандрита Иоанна (Крестьянкина).

ЛИТЕРАТУРНАЯ  СТРАНИЧКА

Малинка

Чудеса преподобного Серафима Саровского

Отрывок из книги митрополита Вениамина Федченкова

Читать…

Добрый батюшка Саровский

стихотворение С.О.Никулиной

Читать…

 

Документальный фильм-расследование из цикла “СВЯТЫЕ”
Неизвестная миссия Серафима Саровского

О фильме: Документальный цикл-расследование “Святые” расскажет об удивительных судьбах людей, чья жизнь до сих пор окутана ореолом тайны. Ведущие программы – кандидат исторических наук Аркадий Тарасов и журналист Илья Михайлов-Соболевский находят удивительные факты биографии русских святых, общаются с родственниками и очевидцами чудес, которые они совершали и посещают святые места.

1961 год. Архипелаг Новая земля. СССР готовится к испытанию нового ядерного оружия – водородной бомбы. Ядерная вспышка на полигоне была видна за тысячи километров, ударная волна 3 раза обогнула земной шар. Царь-бомба стала самым мощным взрывным устройством которое было разработано на Земле. Россия стала непробиваемым ядерным щитом. А через много лет скажут, что этот щит появился под покровительством самого великого русского Святого – Серафима Саровского.

 

 

Путешествие в Четвертый удел Богородицы

Паломничество в Дивеево — это классика… И как любая классика, с первого взгляда может показаться чем-то банальным. Святая Земля, Афон, Египет: наши паломники все чаще едут за яркими впечатлениями в дальние страны. Но и дивеевское путешествие может стать настоящим открытием, если не забывать оглядываться по сторонам и хоть на полшага отходить в сторону от протоптанных троп. Именно так поступили корреспонденты «НС», отправившись к мощам преподобного Серафима на автомобиле по маршруту Москва—Владимир—Муром—Дивеево.

Из Москвы в Россию...
Русская провинция — это совсем близко: нужно только выбраться из Москвы за МКАД. В малых городах по статистике проживает около половины населения страны. По пути в Дивеево, в 62 километрах от столицы, первый из таких городов — Павловский Посад. История «изобретателей» павловопосадского платка, как ни странно, имеет и церковное измерение. Из двух компаньонов, управлявших мануфактурой в XIX веке, один чтится Русской Церковью в лике святых. Это меценат и миссионер — праведный Василий Грязнов, или Павловопосадский: в купеческом старообрядческом Павловском Посаде он вернул около семи тысяч раскольников в лоно Церкви, прославился аскетичной и нравственной жизнью. В 1903 году на месте его погребения открылся Покрово-Васильевский монастырь, где сейчас покоятся мощи преподобного.

Проехав город с юга на север, вы попадете на Нижегородское шоссе. До Владимира это кратчайший путь. Через 50 километров по нему — Петушки, известные многим по бессмертной книге Венедикта Ерофеева. Для православного паломника этот, похожий более на село, чем на город, населенный пункт связан с именем Ковровского епископа, святителя и исповедника Афанасия (Сахарова). Не сворачивая с шоссе, остановитесь у моста через приток Клязьмы. С левой стороны вверх пойдет дорожка, она ведет к Успенскому храму. Здесь, в маленькой каморке на втором «этаже» кирпичной колокольни, равно как и рядом — на частных квартирах, в домах прихожан, святитель прожил остаток своей жизни после возвращения из лагерей. В глубине Петушков, направо от трассы, сохранился и дом, где святитель скончался. Найти его можно самостоятельно по адресу: 1-я Советская, 71, или спросить дорогу в храме. Благочестивыми прихожанами этот дом превращен в небольшой музей. На престоле в честь Боголюбовской иконы, установленном еще святителем, иногда служатся литургии. В комнате остались личные вещи: кровать, письменный стол, иконы, вышитые собственноручно святителем элементы облачения, деревянная панагия, вырезанная и расписанная им, самодельное кадило и емкость для запивания Причастия, которые святитель сделал из тюремной оловянной кружки. Зайти в этот неказистый сруб можно практически в любое время: перед престолом домового храма круглосуточно читается псалтырь, кто-то из прихожанок постоянно дежурит на месте.

Владимир и Суздаль
После Петушков дорога на Дивеево лежит через два знаменитых древнерусских города: Суздаль и Владимир. Оба они заслуживают внимания, но начать стоит именно с Суздаля: если вы покинули столицу утром, то, осмотрев достопримечательности, здесь можно будет остаться на ночлег.

В Суздаль легко попасть, свернув с владимирской окружной по указателю. Это, возможно, единственный русский город, облик которого почти не изменился с конца XIX века. Суздальский кремль внесен в список ЮНЕСКО. В его белокаменных архиерейских палатах и Рождественском соборе (XIII век) располагается музей. Вход — 50 рублей (работает с 10.00 до 18.00, выходной — вторник, последняя пятница месяца — санитарный день). В палатах историческая и художественная экспозиция. В соборе — рака с мощами святителя Арсения Элассонского (Суздальского), греческого епископа, волею судеб оказавшегося на Суздальской кафедре и очень почитаемого современными греками. Несмотря на «музейный» статус, к раке можно приложиться. Бывают в соборе и службы, но нечасто.

Через реку от Кремля — местные «Кижи», Музей деревянного зодчества. Сюда были свезены деревянные храмы со всей области. Их черные силуэты хорошо видны с вала-насыпи, оставшегося от укреплений древней кремлевской стены. Музей находится за рекой, и, чтобы добраться до моста, придется проехать весь центр. Лучше продолжить пешую прогулку. Восточнее Кремля — торговые ряды и площадь, усеянная палатками с сувенирами, медовухой и открытками. На ее противоположной стороне — два храма: шатровый Воскресенский и Казанский. В последнем покоятся мощи святых Феодора и Иоанна Суздальских. Отсюда через весь город тянется улица Ленина (бывшая Большая Владимирская). Прогулка по ней — отдельное удовольствие: крохотные двухэтажные домики, резные наличники, тишина. Напротив единственного здания советской постройки — горсовета и почты — монастырь Ризоположения, основанный в XIII веке. За монастырской оградой — автошкола, спортивный зал и гостиница. На всех постройках адрес: «улица Коммунальный городок». Центральный собор XVI века и братский корпус переданы Церкви, сейчас тут возрождается монашеская жизнь. Отсюда пешком совсем близко до другого монастыря — Александровского. Братия состоит всего из трех человек. График богослужений сохранился с советских времен: Литургия — в 9.00, всенощная — в 17.00 или даже в 16.00. «Так везде в Суздале, — рассказывает приветливый иеромонах в белой футболке, занятый на заднем дворе по хозяйству. — Священнослужителей тогда не хватало, и батюшки ездили из Владимира. Литургию они назначали со скидкой на транспорт, попозже, а всенощную — пораньше».

От Александровского монастыря можно пройти по песчаной дорожке вдоль берега реки до моста, рядом с которым — красные крепостные стены и сторожевые башни Спасо-Евфимиевского монастыря (функционирует как музей). Тут же кафе, где стоит выпить кофе, если вы не перекусили на торговой площади. На противоположном берегу — белоснежный ансамбль Покровского женского монастыря. Он тоже включен в список ЮНЕСКО. Здесь в Зачатьевской трапезной церкви хранятся мощи святой Софии Суздальской, первой супруги великого князя Василия III, прославившейся как подвижница.

В 30 километрах от Суздаля расположен Владимир, столица области. Он тянется вдоль обрывистого берега Клязьмы, нанизывая улицы, как бусины, на центральную магистраль. Владимир знаменит двумя соборами: Дмитровским и Успенским. Если двигаться вдоль центральной улицы со стороны Суздаля или Нижнего Новгорода, первым по пути будет Дмитровский. Действует он как филиал исторического музея (часы работы с 11.00 до 18.00, кроме вторника). Внутри фрагменты домонгольских фресок XII века, снаружи знаменитая белокаменная резьба — символ Владимирской Руси. Чуть дальше по главной улице — кафедральный Успенский собор. Он передан Церкви. Открыт ежедневно с 9.00, когда начинается Литургия, и до 20.00. Здесь почивают мощи Владимирских благоверных князей. В центральном нефе — фрагменты росписи XV века: это работы преподобного Андрея Рублева. Будничное богослужение совершается в «трапезном» Георгиевском пределе.

Родина Ильи Муромца
От владимирских соборов, спустившись по Ерофеевскому спуску и переехав мост через Клязьму, вы попадете на трассу Р-72, до Мурома по ней чуть более двух часов пути. После строительства нового моста через Оку это — кратчайший путь на Дивеево. Раньше стационарной переправы не было, и многочасовые пробки у муромского парома вынуждали автомобилистов делать заметный крюк через Нижний Новгород.

В центре Мурома — там, где начинается улица Московская и расположен местный «Арбат» — россыпь облупленных и по-своему привлекательных домиков XIX века, — можно недорого поесть в одном из многочисленных кафе, а потом отправиться к местным святыням. Ориентиры — памятник Ленину и необычного вида напорная башня. За ними, если свернуть налево, два монастыря. Первый из них — Троицкий женский. Здесь, в центральном нефе Троицкого храма, покоятся мощи святых Петра и Февронии — православных покровителей семьи и брака. Утопающая в цветах территория монастыря наполнена паломницами женского пола, приезжающими сюда помолиться о семейном благополучии. Церковная лавка пестрит брошюрами о православном браке и молитвенными последованиями «о даровании супружества». Через дорогу от Троицкого — мужской Благовещенский монастырь. Здесь хранятся мощи муромских благоверных князей и подвижников: святителя Василия, первого епископа Муромского, равноапостольных Константина, его супруги Ирины и чад Михаила и Феодора, муромских чудотворцев.

Если спуститься от монастыря к Оке, на обрывистом берегу можно увидеть желтый храм Николая Чудотворца. Местные зовут его Никола Мокрый. Здесь хранятся мощи святой Иулиании Милосевой — еще одной муромской подвижницы. Рядом с храмом небольшой поклонный крест и пограничный столб: русло Оки — древняя граница Владимирского княжества. Через речку — некогда враждебная Нижегородская земля, а там мордва, марийцы и волжские булгары…

Если вы едете с детьми, возможно, им будет интересно посмотреть «место, где родился Илья Муромец». Этот былинный персонаж многими теперь ассоциируется с преподобным подвижником Ильей Киево-Печерским, чьи мощи почивают в Ближних пещерах Киевско-Печерской лавры. Добраться до «места рождения» непросто, но местные жители, гордые «великим земляком», с удовольствием покажут вам «тот самый холм, где Илья метал бревна, чтобы измерить глубину Оки», улицу Приокскую в пригороде Мурома — Карачарове, где «родился и провел детство Илья Муромец». Собственно на этой улице уже стоит поклонный крест, купальня и ларек сувениров (абсолютно не церковный). «Только вот крест не на том холме поставили! На самом деле он левее стоял», — жалуются карачаровцы и деловито показывают пальцем в соседний холм, который ничем не отличается от первого.

Дивеево
Первое, что бросается в глаза при въезде в Дивеево, — асфальт. Ровный: без сколов и ям. Для российской глубинки это явление уникальное. Рядом с бревенчатыми деревенскими домиками растут пятиэтажные новостройки повышенного комфорта, по обеим сторонам дороги открыты магазины, ближе к монастырю красуются свеженькие корпуса гостиниц. А за ними — паломническое агентство и высокая желтая колокольня с воротами. Это парадный въезд. Машину можно оставить на стоянке, дальше только пешком.

Около двухсот лет назад рязанская помещица Агафья Мельгунова, в монашестве Александра, пострижница Киево-Флоровского монастыря, остановилась здесь отдохнуть по пути в Саровский мужской монастырь, не дойдя до него 12 верст. Монахиня уснула у стены приходской дивеевской деревянной церкви. В чудесном видении ей явилась Пресвятая Богородица и объявила, что это место — Ее четвертый Удел во Вселенной. Она повелела основать здесь монастырь и предрекла ему славное будущее. Исполнению этого завета Александра посвятила всю оставшуюся жизнь. По совету саровских старцев на первых порах ей удалось собрать в Дивееве маленькую монашескую общинку. В 1789 году матушка заболела и, чувствуя близкую кончину, попросила саровских монахов позаботиться о сестрах. Такое попечение было поручено молодому иеродиакону — будущему преподобному Серафиму Саровскому. Спустя четверть века он основал поблизости от дивеевской обители, у мельницы, вторую монашескую женскую общину, так называемую мельничную. К сороковым годам XIX века две эти общины сольются в одну, по сути уникальную для российского монашества «женскую лавру». Указом Священного синода в 1862 году объединенные общины получили официальный статус монастыря. Впервые сюда назначили настоятельницу в сане игуменьи. Ею стала Мария (Ушакова), с чьим именем связывают расцвет Дивеева. Именно в это время здесь были построены Троицкий собор и другие каменные храмы, колокольня, корпуса для паломников и сестер. После революции, в 1919 году, монастырь преобразовали в трудовую артель — этот статус позволял поддерживать монашеское общежитие, но к Рождеству 1927 года община была разогнана. Часть сестер попали в лагеря. Другие сумели позже тайно вернуться в Дивеево, получить здесь работу и продолжать монашескую жизнь негласно. В советские времена здесь все пришло в упадок: храмы стояли обезглавленные и разоренные, на кровлях росли деревья, внутри располагались склады и гаражи.

В конце 1980-х, накануне нового открытия обители, здесь потихоньку стали собираться будущие сестры: местные дивеевские жители, энтузиасты из других городов. В 1989 году они приобрели домик, подходящий для храма, к нему пристроили алтарь, с этого и начались богослужения. Осенью того же года церкви отдали Троицкий монастырский собор. А в 1991 году состоялось официальное открытие монастыря и перенос мощей батюшки Серафима. В этом же году приехала матушка Сергия, насельница Рижского монастыря, специально приглашенная в Дивеево восстанавливать монашескую жизнь.

Храмы и святыни

Осмотр обители разумно начать с первого дивеевского храма — Казанской церкви. Она была построена на месте деревянной в 1773-1780 годах. Сегодня этот беленький храм — целый каскад из небольших пределов-храмов, пристроенных друг к другу. К паперти пристроена церковь Рождества Христова. Под нею в «крипте» храм Рождества Богородицы. Здесь покоятся мощи святых дивеевских подвижниц: Александры, Марфы и Елены. По завещанию преподобного Серафима сестры круглосуточно читают Псалтырь. Рядом с Казанской церковью — небольшое кладбище. Одна из могил, с выросшей прямо по центру холмика березой, принадлежит купцу Мотовилову, ученику преподобного Серафима, сохранившему для нас поучения великого старца. В советское время, уже после закрытия обители, прямо напротив кладбища разместился райком партии, большинство могил сровняли с землей. Пытались срубить и мотовиловскую березу, но ковш экскаватора сломался. У самого корня березы до сих пор торчит осколок его металлического зуба.

В центре монастырского двора — два собора: Троицкий (зеленый) и Преображенский (белый).

В Троицком соборе хранятся мощи преподобного Серафима, подойти к ним возможно только через северные врата храма, проход из центрального нефа перегорожен, чтобы очередь паломников не мешала молящимся за богослужением. Приложиться к мощам можно в любое время, исключая богослужебных моментов чтения Священного Писания, Шестопсалмия и Евхаристического канона. В этих случаях «секъюрити» в штатском ловко останавливают очередь. Они же следят и за порядком во время богослужения. Слева от мощей, в витринках по подобию музейных — личные вещи преподобного: поручи, бахилы, даже мотыга. Справа от центрального нефа — чтимая икона Пресвятой Богородицы «Умиление», перед такой же иконой часто молился преподобный Серафим. Ближе к алтарю, за столпом — место настоятельницы. Матушка Сергия сама читает канон, участвует в каждом богослужении, от полуношницы рано утром до повечерия и монашеского правила поздно ночью. Ежедневно утром в восемь часов здесь поют Параклис — особый молебный канон, посвященный Богородице, это одно из завещаний преподобного Серафима. В полдевятого начинается Литургия.

Преображенский собор был построен в начале XX века в древнерусском стиле. Сразу за ним начинается Святая Канавка — еще одна дивеевская святыня. Это ров с насыпью шириной в полтора метра и длиной около 125 метров. Окопать этой канавкой территорию «мельничной» дивеевской общины приказал еще преподобный Серафим: «Тут по канавке обошла Сама Царица Небесная, взяв обитель себе в удел, — объяснял он. — Кто по канавке обойдет да полтораста раз “Богородиц” прочтет, тому все тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев!»

После вечерней службы практически никто не расходится. Ждут ежедневного крестного хода по Канавке. Читая молитву «Богородице Дево, радуйся», сестры и паломники обходят ее по периметру, как и завещал старец. Это — одна из тех аскетических практик, которые преподобный оставил сестрам для научения непрестанной молитве.

Пробыть хотя бы день в монастыре считается обязательным. Преподобный Серафим говорил, что раз в сутки Пресвятая Богородица посещает Дивеево — отсюда и традиция.

На службе у преподобного Серафима
В субботу вечером Троицкий собор, вмещающий пять тысяч человек, наполнен до предела. После помазания многие сразу выходят подышать свежим воздухом. Тут под кустами сирени можно присесть на лавочку. Богослужение транслируется через колонки во двор. Во дворе монастыря почти всегда скопление паломников — приезжающих и уезжающих, спешащих к мощам, теснящихся возле ларьков с иконами или монастырской выпечкой, — все это создает немного «немонастырский» колорит дивеевской обители.

«Есть места, куда приезжают за тишиной, а к нам приезжают поклониться мощам преподобного, — объясняют монахини. — И это наша главная задача — накормить паломников, разместить. Таково наше особое служение — а если устаем, то едем в один из скитов, их у нас аж четырнадцать, там не бывает ни гостей, ни паломников».

Дивеевские святыньки
Главные дивеевские сувениры — это сухарики, освященные в котелке преподобного Серафима, и земелька из канавки (в Девееве вообще почему-то популярен уменьшительно-ласкательный суффикс, даже эти святыни сестры здесь иногда попросту величают святыньками).

Сухариками преподобный эксцентрично утешал посетителей — теперь в память об этом выпеченные на монастырской кухне сухари освящают в котелке преподобного Серафима и ежедневно с 8.30 до 16.00 раздают возле Преображенского собора паломникам.

Землю, оставшуюся от поновления канавки в начале 1990-х, можно набрать в песочнице у часовни, построенной на месте давно разрушенной мельницы. «Кто-то воспринимает земельку как языческий оберег, — соглашается настоятельница монастыря игуменья Сергия. — Да, некоторые едут сюда за земелькой, а потом спрашивают: и что с ней делать? Я таким отвечаю: ну зачем же ты берешь, если не знаешь?! Что мы можем поделать с такими людьми? Господь ведь никого не отвергает. Кто-то может приехать только за земелькой, а впоследствии стать глубоко воцерковленным».

Дивеевские «неформалы»
До сих пор на бывших монастырских территориях, еще не выкупленных монастырем и принадлежащих частникам, можно встретить местных «неформалов», как их с иронией называют насельницы: группки людей, укутанных в черное, совершают свои «отдельные» молебны у Императорской лиственницы, посаженной в честь рождения наследника Александра III сестрами еще в XIX веке. Они не общаются с духовенством обители и ходят по альтернативному маршруту канавки, потому что «новая канавка прорыта не там». А настоящий маршрут знают только они. «Мы не занимаемся воспитательной работой по отношению к паломникам — этим должно заниматься духовенство, — а мы стараемся только следить, чтобы не распространялась литература неправильная, листовки, которые иногда сюда привозят пачками. Но это все шелуха, даже в апостольские времена были и еретики, и волхвы. Монашествующие не участвуют в этой борьбе и не спасают других, они должны заниматься спасением собственной души», — убеждена настоятельница монастыря игуменья Сергия.

Где переночевать?
Найти ночлег в Дивееве просто: в паломническом центре вам порекомендуют гостиницу или частника, разместиться у последнего можно за 300-500 рублей с человека, в зависимости от условий, в гостинице — от 1000 за одного (при размещении в двойном номере). Часы работы центра: ежедневно с 8.00 до 21.00. Телефон/факс: (83134) 4-34-45. E-mail: palomnik@sinn.ru

В Суздале остановиться можно в одном из бревенчатых домов, превращенных местными жителями в домашние мини-отели — «гостевые избы», или в одной из бывших советских гостиниц, существенно подтянувшихся за частниками и с точки зрения комфорта, и с точки зрения цены. И там и там двойной номер обойдется примерно в 2 тыс. рублей. Адреса мини-отелей можно найти в интернете.

В Муроме есть несколько гостиниц, предлагающих свои услуги по крайне высоким ценам. При Спасо-Преображенском монастыре существует паломнический центр и гостиница. Найти ее можно по адресу: ул. Лакина, д.1. Подробности по телефону (49234) 3-14-76.

Расписание богослужений в Троицком соборе Дивеевского монастыря
Ежедневно: 7.00 — молебен с акафистом преп. Серафиму; 7.45 — общая исповедь; 8.00 — Параклис; 8.30 — Литургия. Всенощная начинается 17.00, через час после окончания службы — крестный ход по Канавке.

ЧТО ПОЧИТАТЬ ПЕРЕД ДОРОГОЙ
Катышев Г. И. Петушки обетованные. М., 2007
Раппопорт П. А. Древнерусская архитектура. СПб., 1993
Серафим (Чичагов), митрополит. Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря. М., 2008

Журнал “Нескучный Сад”

Официальный сайт Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря>>>

 

Фильм Ю.Воробьевского «Дивеево – Четвертый Удел Богородицы»

Фильм о Дивеевской Обители.
Исполнилось пророчество батюшки Серафима о том, что он плоть свою перенесет в Дивеево. Не оставлял своих сироток преподобный Серафим, как и предсказывал, явил им свое заступление,и теперь почиет здесь своими мощами. С того памятного лета, когда мощи Преподобного обрели покой в Дивееве и наполнили жизнь обители незримым его присутствием, начал свою вторую жизнь Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь. За столь небольшой срок здесь все неузнаваемо преобразилось. Благодаря проведенным реставрационным работам, засияли купола соборов и храмов, восстанавливается святая канавка, некогда выратая сестрами по указанию батюшки Серафима. С Божией помощью готовится Дивеевская обитель к празднованию 100-летия канонизации преподобного Серафима Саровского, которое отмечалось всем православным миром в 2003 году. При жизни своей батюшка говорил, что каждый, кто поможет его дивеевским сироткам, не забыт будет Царицей Небесной.

 

Далее  фильм «Небо на земле. ОБИТЕЛЬ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ» (2009)

 

Фильм  «Дивеево.Святая Канавка»

В предлагаемом фильме рассказывается история создания, устроения, поругания и возрождения Канавки Пресвятой Богородицы.
Сам преподобный Серафим Саровский говорил о Святой Канавке: “Потому она так вырыта, что это та самая тропа, где прошла Царица Небесная, взяв в удел Себе обитель. Тут стопочки Царицы Небесной прошли!… Она, Матерь-то Божия, все это место обошла! …Кто Канавку с молитвой пройдёт, да полтораста “Богородиц” прочтёт, тому все тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев! ” Эту Канавку Сама Царица Небесная Своим пояском измерила, так что когда и антихрист – то придёт, то Канавка эта не допустит его туда! ”
“Будут к нам приезжать посетители, глинку – то с нее брать будут у вас на исцеление, и будет нам она вместо золота! ”
Ныне число молящихся, прибывающих со всей России, из ближнего и дальнего зарубежья, на Святой Канавке, в отдельные дни, достигает нескольких тысяч человек. Здесь молятся о матушке России.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *