Заметка

Евангельское воскресное чтение. Неделя 4 по Пятидесятнице. Об исцелении слуги сотника

 

Читаем  дома накануне…

Евангелие от Матфея, глава 8

5 Когда же вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник и просил Его:
6 Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает.
7 Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его.
8 Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой;
9 ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает.
10 Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры.
11 Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном;
12 а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов.
13 И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час.

(Мф.8:5-13)

Параллельное место Лк.7:2-10

 

 

 

 

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

 

Какова вера сотника! Удивила Самого Господа. Сущность ее в том, что он исповедал Господа Богом всяческих, всемощным владыкою и повелителем всего сущего; потому-то и просил: только скажи слово и исцелеет отрок мой. Верую, что все Тебе подвластно и все слушается мановения Твоего. Такой же веры и от всех требовал Господь; такая же требуется и от нас. В ком есть такая вера, тот ни в чем не имеет недостатка и что ни попросит, все получает. Так обетовал Сам Господь. О, когда бы и нам попасть хоть на след такой веры! Но и она есть дар, и дара этого тоже надо просить и просить с верою. Будем же просить ее, по крайней мере с чувством нужды в ней, просить постоянно, притрудно, помогая в то же время раскрытию ее в нас соответственными размышлениями, а более всего покорностью заповедям Божиим.

Исцеление слуги сотника

Митрополит Антоний Сурожский

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Так часто приходится слышать от людей: вот, я молюсь, я стремлюсь к Богу, я жажду встречи с Ним; а вместе с этим, как будто, Он остается мне далеким, нет у меня живого чувства Его близости…
Сегодняшнее Евангелие не осуждает такого отношения, но должно бы раскрыть наше сердце к чему-то иному. У человека — сотника — была мучительная нужда: его слуга умирал, лежал в болезни. И он обратился ко Христу за помощью. Христос ему ответил: Я к тебе приду… И что же ответил Ему сотник? — Нет! Не приходи! Я недостоин, чтобы Ты вошел под мой кров, — достаточно одного Твоего слова, сказанного здесь, для того, чтобы здравие и жизнь вернулись моему слуге.

И Христос его поставил в пример другим людям; поставил в пример эту изумительную веру, которая ему позволила сказать: Не приходи — я этого недостоин, достаточно мне Твоего слова.
Как часто мы себе задаем вопрос: как жить? что делать? Если бы только Господь, Спаситель Христос встал передо мной, если бы только Он мне сказал вот теперь: Поступай так, поступай иначе — я бы поступил; но Он молчит… Правда ли это? Нет, неправда! Он оставил нам Свое слово в святом Евангелии; там сказано всё, что нужно, для того чтобы наша жизнь стала иной, чтобы она преобразилась, чтобы всё в ней стало ново, чтобы пути наши стали путями Божиими и мысли наши — мыслями Божиими. Но мы ждем иного откровения, личного: это сказано всем, это сказано на все времена, а я хочу личное слово, которое разрешило бы вот теперь чудом мою задачу. И это слово мы не слышим — потому что оно звучит на каждой странице Евангелия, но мы не туда обращаемся: Евангелие я читал давно, Евангелие я знаю — было бы личное слово, пришел бы Господь!..

Как можно было бы нам жить и чему только не научиться, если бы, как этот сотник, мы могли сказать: нового откровения, непосредственного воздействия я недостоин; с меня достаточно слова Божия, животворящего, раскрывающего пути новые… И тогда всё было бы. Поэтому научимся, как Петр, когда он увидел чудесный улов рыб, сказать: Господи! Выйди из моей ладьи! Я недостоин, чтобы Ты был со мной! — или как сотник: Нет! Твоего слова довольно…

Научимся этому послушанию, этой вере и этому смирению, и тогда всё перед нами раскроется, — всё! И Бог станет для нас живым, и близким, и чудотворящим. Аминь!

Исцеление слуги сотника

Священник Александр Мень

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня мы слышали о том, как сотник, римский офицер, пришел к Господу просить за своего любимого слугу, который был тяжко болен. Господь ответил: «Я к тебе приду и исцелю твоего слугу», а офицер сказал Ему: «Господин мой, я даю приказ своим солдатам, и они выполняют. Ты только прикажи и болезнь оставит его». Такова была у него вера в целительную силу Спасителя. Господь удивился его вере и сказал ему: «Иди, будет по твоей вере». И пока сотник шел домой, слуга его исцелился.

Каждый раз, когда в Евангелии рассказывается о том, что кто-то обращается к Господу, мы можем назвать это молитвой, потому что молитва и есть обращение к Господу. Давайте посмотрим, кто к Нему обращался и как. Очень часто это были люди страдающие, больные, обремененные скорбями и какими-то недугами. Но, пожалуй, столь же часто это были люди, которые молились за других.

Первое Свое чудо в Кане Галилейской Господь совершил по просьбе Марии. Дева Мария попросила Его помочь друзьям или родным, у которых они были в гостях на свадьбе, когда у тех кончилось вино. И можно сказать, что это была первая молитва за других Матери Божией. А помните вы, как принесли расслабленного паралитика, как его друзья разобрали крышу и спустили носилки к Господу, они тоже просили за этого больного. И сказано в Евангелии, что «Иисус, видя веру их», совершил исцеление. Вспомните женщину сирийскую, которая умоляла исцелить ее дочь. А того несчастного отца, который привел к Нему сына, страдающего падучей болезнью, и говорил: «Верую, Господи! Помоги моему неверию».

Очень важно обратить внимание на эти молитвы за других. Не о своей беде, не о своей нужде, не о своей болезни, а о нужде, беде, болезни другого человека. И это всегда исполнялось, всегда имело силу, потому что в молитве за других отступает наше себялюбие и на первый план выходит наше доброе отношение к другим людям. Поэтому молитва за других часто бывает выше, дороже для Господа, чем молитва только за себя.
Конечно, вы можете спросить: а почему же Господь не может услышать тех, кто молится сам за себя, почему обязательно нужно, чтоб кто-то ходатайствовал за нас — ведь мы все одинаково грешные люди? Потому что, когда вы приходите в храм или становитесь на молитву, и ваше сердце болит за кого-то, и вы приносите свою страдающую мысль об этом человеке к Божьему престолу, вы в это время поднимаетесь к этому престолу, и душа ваша летит к Господу и не только сама поднимается туда, но она на далеком расстоянии может поднять и того человека, о котором вы молитесь. И значит, вы оба уже как бы не на земле, а над землей подняты, и тогда отступают наши земные законы и стихии, могут отступить и болезнь, и искушения, и тяжелые, страшные обстоятельства.

Каждый из вас, кто молился за своих друзей и близких, знает, какая это большая сила — молитва. Каждый знает: иногда можно ощущать, когда за тебя молятся. Вы, наверное, помните, во время войны было популярное стихотворение, и песня была: «Жди меня», и там человек, который воюет, говорит: «Ожиданием своим ты спасла меня». На самом деле это было не просто ожидание, а это была молитва, пусть даже бессознательная молитва за человека, который сражался за родину. И многие люди, не умея молиться, сердцем своим как бы поднимались к Богу. И Господь слышал их.

Вот поэтому, дорогие мои, каждодневно, когда мы с вами предстоим перед Господом, прежде всего, мы должны молиться о том, чтобы была Его воля, а во-вторых, мы должны молиться о людях, не уставать, не останавливаться, не лениться, потому что нет большей любви, чем та, которая проходит через молитву. Этим держится Церковь, Она стоит на вере и на любви людей. И если мы молимся друг за друга, мы тесно, братски и сестрински связаны между собой, потому что действует сила Божия, а не наши человеческие немощи.

И если вы видите, что не способны помочь человеку делом или словом, что невозможно отвести его беду, невозможно его излечить, то всегда помните, что у нас есть Господь и есть твердая и надежная опора — это молитва. Испытайте это на практике, проверьте, горячо и сильно молитесь за тех, кто вам дорог, и вы увидите, что ваша молитва, какая бы слабая она ни была, все-таки будет действенной, ибо в ней проявится сила Божия. И тогда мы с вами поймем и почувствуем, что мы сами виноваты в том, что Господь нам кажется далеким. Если мы будем призывать Его, молясь о близких, Он будет всегда с нами, мы будем всегда Его чувствовать. Он Сам сказал: «Где двое или трое собраны во имя Мое, Я среди них, и что будете просить Отца во имя Мое, будет вам». Будем молиться, молитесь все за други своя, за близких своих, и познаете Божию любовь. Аминь.

 

«И в Израиле не нашел Я такой веры»

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)

В Капернауме, где находился Господь наш Иисус Христос, к Нему робко подошел римский сотник и смиренно просил исцелить тяжело больного слугу его одним словесным повелением, ибо считал себя недостойным, чтобы Великий Чудотворец пришел в дом его.

Господь Иисус Христос был удивлен глубокой верой и смирением язычника, римского офицера, и сказал идущим за Ним: «Истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры. Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час» (Мф. 8:10-13).

Знаем из истории Церкви, как сбылись эти, тяжелые для сынов царства, слова Господа Иисуса Христа. Знаем, какое множество язычников Греции, Италии, Испании, Галлии и Британии вошло в Церковь Христову с запада; знаем, что с востока обратили сердца свои к Господу Иисусу армяне и грузины и даже в далекие Индию и Китай достигли лучи света Христова.

Не забудем и о том, что и наша великая северная страна Российская уже давно вошла в состав Церкви Христовой. И до наших дней свет Христов продолжает распространяться далеко на юг, в лесные дебри Африки, и чернокожие негры становятся христианами.

С болью в сердцах наших помышляем о Богоизбранном народе Израильском, предназначенном к тому, чтобы стать сынами Царствия, но отвергшем своего Мессию и распявшем Его.

Как не скорбеть нам о них, если, по слову Христову, их ждет тьма кромешная и скрежет зубов!

Глубоко важно для нас вникнуть в пророческие слова Христовы о тех народах и отдельных людях, которые вошли и войдут в Церковь Его, и о тех, которые останутся вне ее.

Для этого прежде всего нам нужно утвердиться в сознании, что Господь Иисус Христос сошел с небес и воспринял плоть человеческую для спасения не одного только Богоизбранного народа Израильского, а всех людей земного мира.

Посмотрим же, что составляло основу религий древнего мира и доныне составляет основу религий нехристианских. Религия темных язычников основывалась только на страхе пред неведомыми, сверхчеловеческими силами, управляющими грозными явлениями природы и тяжелыми событиями в жизни человеческой.

Религия культурных древних народов — Греции и Рима — поднялась гораздо выше страха древних язычников. Она возникла на потребности разума познать или придумать неведомые высшие силы, руководящие миром материальным и миром духовным. Так возникла греческая и римская мифология, так родились сонмы греческих и римских богов, которых культурные язычники представляли себе руководителями и повелителями высших материальных и духовных сил.

Это была только религия разума, но не высших стремлений сердца и духа.

Народ Израильский получил свыше Богооткровенную религию о Едином Истинном Боге. Но эта высшая религия была достоянием только лучших людей народа Израильского, и только они жили по ее законам, а основная масса израильтян очень часто и легко оставляла свою веру в Единого Иегову, перенимала языческие религии соседних с ними народов и вместе с ними поклонялась ваалам и астартам и другим ложным богам.

Сказаниями об этих отступлениях от Богооткровенной религии полны ветхозаветные исторические книги Библии, в особенности книги Царств и Паралипоменон. Именно эта столь близкая к язычеству часть израильтян и потомки их повинны в отвержении своего Мессии и Спасителя и распятии Его на кресте. Конечно, их имел в виду Господь наш Иисус Христос, когда говорил, что сыны царства будут извержены во тьму внешнюю, где плач и скрежет зубов.

Что скажем об имеющей очень много последователей мухамеданской религии? Мусульмане поклоняются «единому истинному богу» — Аллаху — и хранением нравственности служат ему. Но нравственность, как понимают ее мусульмане, гораздо ниже всецелой, всю душу захватывающей любви к Богу и подобной ей любви к ближним. А такая высшая форма любви есть основной закон нашей христианской религии.

И во всех народах, во всем мире, среди людей разных религий есть много отдельных людей с чистыми, полными благочестия и любви сердцами. Таким был и сотник, просивший Господа Иисуса Христа заочно, одним словом исцелить его больного слугу.

Таким был и другой римский сотник — Лонгин, руководивший распятием Господа Иисуса, но уверовавший в Него как Сына Божия, и ставший мучеником за проповедь о Нем.

Таков был и третий римский сотник, Корнилий, о котором читаем в 10-й главе Деяний святых апостолов, как сам Бог чудесно повелел Апостолу Петру запечатлеть его веру и благочестие святым таинством крещения.

Запомните же навсегда, дорогие мои, что Господь наш Иисус Христос требует от нас не только страха Божия и разумного познания Бога, но прежде всего и больше всего всецелой, ни с кем другим не разделяемой горячей любви к Нему, Его безначальному Отцу и Пресвятому Духу.

Запомните, что истинная христианская религия есть религия чистых сердцем, стремящихся к высшей и совершенной правде; религия сердец, всецело посвященных Богу и жаждущих вечного общения с Ним, а не только религия страха, умствования и размышлений о Боге.

И будете тогда достойны высочайшего звания сынов Царствия!

Аминь.

1958 г.

 

 

 

В Неделю 4-ю по Пятидесятнице. Об исцелении слуги римского сотника

Архимандрит Кирилл (Павлов)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Возлюбленные во Христе братия и сестры, сегодня нам было предложено дивное евангельское благовествование о чудесном исцелении Господом нашим Иисусом Христом слуги римского сотника. Капернаумский сотник, слугу которого исцелил Иисус Христос, — личность очень светлая и добрая и во многом может послужить нам примером для спасительного подражания. Язычником был сей человек, но обнаружил пред Господом такую веру, что удивился Христос: подобной веры, как засвидетельствовал Сам Спаситель, Он не нашел и в Израиле.

В чем же именно обнаружил капернаумский сотник особенную веру, которая удивила Христа Спасителя и которой нам можно поучиться у него?

Прежде всего, в прошении сотника об исцелении его слуги выразилась сердечная и твердая вера во всемогущество Иисуса Христа: Скажи только слово, — говорил он Спасителю, — и выздоровеет слуга мой; ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает (Мф. 8:8-9). «А Ты, — как бы так рассуждал сотник, — Ты Повелитель всего мира, распоряжающийся силами его и дарами Божиими. Ты — Всемогущий Чудотворец, по одному слову Твоему исполнится все, чего Ты только ни захочешь».

Эта-то твердая вера во всемогущество Иисуса Христа и была столь угодна и приятна Спасителю, и такой-то веры прежде всего требовал Он от всех, обращавшихся к Нему с теми или иными нуждами, с теми или другими просьбами: Веруете ли, что Я могу это сделать? По вере вашей да будет вам (Мф. 9:28-29).

И от нас, братия и сестры, если мы желаем, чтобы наши прошения на земле были услышаны Богом, требуется прежде всего сердечное, живое и твердое убеждение в том, что Бог — везде, все видит, все знает, что Он премудр, всесилен и всемогущ, что Он, кроме того, благ, милосерд и любвеобилен, — по всему этому Он и может, и восхощет исполнить наши прошения, к Нему обращаемые. Господу угодно и приятно, когда мы воздаем Ему славу, исповедуя Его величие, а нашей твердой верой мы и являем пред Ним это исповедание.

Слово Божие неложно говорит нам: Если кто (имея твердую веру) скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, — будет ему, что ни скажет (Мк. 11:23). А сомневающийся, — говорит нам святой апостол Иаков, — да не думает получить что-нибудь от Господа (Иак. 1:6-7). Кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя (Евр. 10:38), — говорит Бог. Поучимся же у сотника живой, твердой вере, без колебания, сомнения и двоедушия.

Далее, в прошении сотника обнаружилась вера смиренная — вера человека, проникнутого глубоким сознанием своего недостоинства. Иисус Христос хотел лично прийти к больному слуге сотника, тот же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой (Мф. 8:8). Видите, какое смирение, какое сознание своего ничтожества пред Всемогущим Спасителем выказал сотник! Действительно, сердечная, твердая, истинная вера необходимо бывает соединена со смирением. Там, где исповедуется всемогущество и величие Божие, в то же самое время очевидно исповедуется и ничтожество человека пред этим величием и всемогуществом.

И нам, дорогие братия и сестры, когда обращаемся мы с каким-либо прошением к Богу, следует иметь смиренное сознание своего недостоинства, своего бессилия и немощи, своего ничтожества и окаянства, а не думать о себе, что мы что-нибудь значим пред Богом, чем-нибудь заслуживаем Его милость к себе. Все подобные гордые помышления нужно отгонять от себя, ибо именно они-то и бывают причиной того, что Бог не исполняет наших прошений. Бог, — пишет святой апостол Петр, — гордым противится, а смиренным дает благодать (1Пет. 5:5). И на кого воззрю, — говорит Господь, — токмо на кроткаго и молчаливаго и трепещущаго словес Моих (Ис. 66:2).

Наконец, в прошении сотника обнаружилась вера, соединенная с любовью к ближнему. Из любви-то, из сострадания к ближнему — и не родному, а чужому, слуге своему, — сотник и заботится, и беспокоится, и так смиряется пред Спасителем: Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает (Мф. 8:6), — взывает к Спасителю смиренный, чувствительный к страданиям ближних сотник. За то на его любовь и отозвалась скоро Божественная Любовь и сейчас же выразила готовность исполнить прошение веры.

А у нас часто, братия, бывает так, что, обращаясь с прошениями к Богу, мы в то же время имеем и носим в себе вражду и злобу к ближнему своему. Бывает и так, что люди (хотя, может, и немногие) обращаются к Богу с прошением, чтобы Он наказал их недругов какими-либо бедствиями и несчастьями. И как же мы хотим, чтобы Господь услышал такие наши просьбы и исполнил их, когда Он говорит: Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших (Мф. 6:14-15)?

Бывает же, что хотя и нет в нашем сердце вражды и злобы по отношению к ближнему, однако царят у нас в душе во время молитвы нашей холодность и равнодушие к нуждам ближних и не оказываем мы им милости, хотя и могли бы ее оказать. С какими же мыслями и духом обратимся мы тогда к Господу с прошениями о своих нуждах? Полагаясь лишь на одну веру свою? Но ведь только вера, действующая любовью (Гал. 5:6), имеет цену в очах Божиих. А о немилостивых сказано, что суд без милости не сотворшему милости (Иак. 2:13).

Итак, дорогие братия и сестры, будем обращаться к Богу со своими прошениями с верою живою, сердечною и несомненною, растворенною и проникнутою любовью к ближним, и тогда Господь услышит наши прошения и исполнит их, ибо Он Сам сказал: Ищите прежде Царства Божия и правды Его, и это все, то есть необходимое для временной жизни вашей, приложится вам (Мф. 6:33). Аминь.

1964 г.

 

 

Читаем Евангелие вместе с Церковью.

От Матфея  глава 8 стих  5-13

 

 

Исцеление слуги сотника: Какую веру искал Христос?

Протоиерей Павел Великанов

Исполнение постов, посещение богослужений, вычитывание молитв – что из этого лучше всего приближает нас к Богу? Не забыть бы главного, без чего всё перечисленное теряет смысл. Евангельское чтение сегодняшней литургии комментирует протоиерей Павел Великанов.

 Исцеление слуги сотника – это ситуация, которую можно сравнить с жгучей пощечиной, которую дал Христос всем окружавшим его иудеям.

Кто такой сотник? Это римский военачальник, то есть представитель оккупационной власти.

С религиозной точки зрения, он даже не прозелит, он просто обычный язычник, то есть человек, с которым для еврея не то что нельзя общаться, а категорически запрещено.

И вот этот римский военачальник, человек иной веры, враг народа во всех отношениях, обращается ко Христу с просьбой исцелить своего слугу.

Мы часто встречали в Евангелии, что исцеление происходило при том или ином виде контакта Христа с исцеляемым человеком – будет ли это прикосновение, возложение рук или какое-то, например, помазание глаз, как мы видели в случае с исцелением слепого.

Здесь же ситуация становится совершенно новой. Сотник, выказывая уважение и почтение к еврейскому пророку, говорит: «Тебе не надо идти ко мне домой, но скажи только лишь слово, и мой слуга исцелится».

Услышав такое заявление сотника, Спаситель изумляется: во всём Израиле он не встретил такой веры. Далее Христос говорит: «Истинно говорю вам, многие придут с востока и запада, и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном, а сыны Царства будут извержены вон».

Что означают эти слова? Это пророческое свидетельство того, что веру во Христа примут язычники. Как могла такая ситуация произойти, в принципе, что у человека, который находился за пределами подлинной религиозности, вера оказалась крепче и сильнее, чем у самых благочестивых евреев?

Иногда нам кажется, что вера – это лишь некая установка сознания о принятии тех или иных истин как абсолютных ценностей, не требующих доказательств. На самом же деле вера – это, прежде всего, горение, это огонь. А показатель того, что огонь есть – теплота.

Когда у верующего человека вокруг него не разливается никакой теплоты, значит, есть серьезные проблемы с верой этого человека. И наоборот, иногда приходится встречать среди людей, казалось бы, далеких от веры, от христианских ценностей, такую искреннюю доброту, такую отзывчивость и готовность помогать людям без различения званий, способностей, талантов, что удивляешься – неспроста у этих людей рождается теплота. Это именно те самые сотники, которые внешне, находясь далеко за пределами истинной Церкви, по сути, давно находятся уже внутри нее.

Помоги же нам, Господи, не забывать возгревать в себе огонь веры, чтобы не оказаться нам некогда посрамленными рядом с теми, у кого этот огонь веры горел вне зависимости от его внешней принадлежности к той или иной вере.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *