Заметка

Защита прав детей или воспитание эгоизма.

Встретился на просторах интернета вот этот демотиватор и вспомнилось мне, что одна моя коллега, принимая семьи с «трудными» детьми, всегда задает один и тот же вопрос: есть ли у ребенка какие-нибудь домашние обязанности? К общим домашним обязанностям не относится уборка своей комнаты или выполнение школьных домашних заданий. Речь идет именно о труде не для себя, а на благо всей семьи. Ответ чаще всего бывает недоуменно отрицательным. В семьях, в которых все более-менее благополучно, картина ровно та же.

«Он и так все время занят. Утром школа, вечером плавание», — говорят родители. Их можно понять, они хотят, чтобы ребенок не напрягался по лишним поводам, они готовы все отдать ради его развития, его будущей успешности. А ребенок, между тем, привыкает жить только для себя.

Ведь вся его активность направлена только на улучшение качества своей жизни.

Я помню, когда мы были детьми, у нас у всех были свои обязанности.

Кто-то мыл посуду,

кто-то должен был убирать квартиру.

Так было не только в моей семье. Так было в семьях моих одноклассников и друзей по двору.

Но сейчас домашние обязанности вдруг стали чем-то, от чего детей надо защищать. Виной тому — шагающая по планете и уже пришедшая к нам новая идеология «защиты прав детей». Этим нововведением  наших родителей здорово сбили с толку. Мы так активно стали употреблять это выражение, что забыли, что у детей должны быть еще и обязанности.

Вот такие плакатики детские правозащитники выпускают в огромном количестве.

Заметьте, в качестве «тяжелого детского труда» предлагаются обыкновенные домашние дела.

А между тем труд – тот, который не на благо себя любимого, а для других – является одним из важнейших факторов нравственного воспитания. Например, известный отечественный педагог Василий Александрович Сухомлинский считал, что если ребенок научился трудиться для других людей и это принесло ему радость, то он не может стать злым человеком.

«Детство не должно быть постоянным праздником; если нет трудового напряжения, посильного для детей, для ребенка остается недоступным и счастье труда… в труде раскрывается богатство человеческих отношений», — говорил он.

Если человек с детства не привык, не умеет заботиться о ком-либо, то как он будет заботиться о своих детях?


Японская пословица говорит, конечно же, не только о материальной нищете, но и о духовной. Слова из нее перекликается и со словами еще одного великого русского педагога Константина Дмитриевича Ушинского, писавшего, что «воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни». Он считал, что одной из важнейших целей воспитания является развитие у ребенка привычки и любви к труду.

Привычка к труду не появится сама по себе. Также как и способность чувствовать свою ответственность и заботиться о других. Все эти вещи приобретаются только посредством воспитания. С самого детства. А кого можно вырастить по лекалам наших детозащитников ( которые главным образом защищают детей от своих родителей)?

Приведу недавно услышанный рассказ одной мамы. Своих детей она тоже воспитывает в духе защиты от всяческого напряга. Однажды она, окончательно замотавшись со своим годовалым ребенком, с отчаянием обратилась к своей старшей пятнадцатилетней дочери со словами: «Ты же видишь, как я устаю, ведь я и работаю, и с ребенком все время. Неужели у тебя ни разу не возникло желание хоть как-то мне помочь, сделать что-то по дому?!»

Дочь ответила: «Мамочка, ну ты же знаешь, это не в моем характере».

Когда мама закончила рассказ, на лице ее была горькая улыбка.

http://tachkasmedom.livejournal.com/22040.html

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *