Заметка

Паломническая экспедиция в Верхнечусовские Городки

17 июля 2015 года ребята из воскресной школы «Радуга»  и прихожане храма Илии пророка села Усть-Сыны под руководством настоятелем храма священника Александра Садилова совершили паломническое путешествие по святым местам Пермского края — в Верхнечусовские городки.


Поездка состоялась в рамках реализации проекта «Будьте как дети», получившего грантовую поддержку конкурса «Православная инициатива 2014-2015» в направлении «Малые города и села».

Под руководством матушки Елены Садиловой ребята работают над проектом «Будьте как дети», конечная цель которого придумать и сделать настольную игру-ходилку «Святые источники Пермского края » с полем в виде карты, кубиком и фишками. Еще прошлым летом ребятами был разработан маршрут паломнических экспедиций по святым источникам Прикамья. Этим летом, при поддержке конкурса «Православная инициатива», мы участвуем в этих экспедициях.
Свои путешествия мы назвали не просто паломнические поездки, а паломнические экспедиции. Почему?
В энциклопедическом словаре сказано : « Экспедиция- это поход или поездка группы лиц, отряда с какой-либо специальной научной целью для сбора научных сведений, материалов».  Вот и нам для реализации своего проекта нужно узнать много нового, собрать материалы, легенды, факты, сделать фотографии.
В конце июня мы побывали на севере Пермского края в городе Чердынь и в поселке Ныроб.
В свою вторую экспедицию мы решили посетить монастыри Верхнечусовскую Казанскую Трифонову женскую пустынь и Успенский скит мужского Троице-Стефанова монастыря, рядом с которыми бьют три святых источника .
17 июля, ранним утром, семь машины с паломниками во главе с отцом Александром выехали из храма Илии пророка в сторону Верхнечусовских городков. Участниками нашей экспедиции стали ученики воскресной школы, их родители и прихожане храма Илии пророка.
Первым местом в нашем паломничестве стал Успенский мужской монастырь, один из самых древних монастырей Урала.

По приданию это место связано с двумя легендарными людьми в истории Урала .

Один из них покоритель Сибири атаман Ермак.
В начале16 века земли по берегам реки Чусовой были пожалованы царем Иоанном Грозным во владение роду Строгановых. У Строгановых здесь было 9 соляных варниц. Для защиты своих владений Строгановы построили две деревянные крепости Верхние и Нижние Городки . Охранял эти крепости отряд казаков во главе с Ермаком. По одной из легенд, именно от сюда, в 1582 года дружина Ермака, «дав обет послушания и целомудрия», отправился на покорение Сибири.

Это место также связано с именем преподобного Трифона Вятского – святого, особо почитаемого на Пермской земле.
Трифон Вятский – святой Вятской земли и Пермского края, архимандрит, основатель и настоятель Вятского Успенского Трифонова монастыря в Хлынове (ныне Киров). В 1572 году, в возрасте 26 лет, в поисках места для уединенной жизни пришел преподобный на реку Чусовую, где поставил келью на высокой горе среди леса. Святой Трифон соединил в своей жизни молитвенный подвиг с миссионерским: для укрепления веры местных жителей он творил чудеса. Но однажды, восстали люди на преподобного и изгнали его, сбросив с крутой горы. В 1579 году преподобный Трифон покинул Пермский край и продолжил свои подвиги в земле вятской, где основал еще два монастыря.

Живя на Пермской земле, Трифон Вятский совершил множество чудес и исцелений и стал основателем Успенского мужского монастыря. В 1764 году, в эпоху Екатерины II мужской монастырь был упразднен, и на его месте появилось село Успенка. Сохранился и храм Успения Пресвятой Богородицы.
Дошедший до наших дней Успенский храм – это уже третья церковь на данном месте. Он был построен в 1864 году. В 1930-е годы священники, служившие в храме, были репрессированы, приход ликвидирован. В советское время здание церкви использовалось как школа, клуб , гараж, ферма, склад удобрений. Едва уцелевшие стены были возвращены Пермской епархии в 1991 году. Сейчас храм восстанавливается . Вновь создан приход, совершаются службы, работает воскресная школа. В храме есть свои святыни : часовня преподобного Трифона Вятского, источник и купель, освященные также в честь святого Трифона Вятского.

Храм Успения Пресвятой Богородицы расположился на холме, на высоком берегу Чусовского залива, и хотя в храме проходят ремонтные работы, он открыт для паломников.

Около храма построена небольшая звонница с колоколами.

Прямо за ней спуск к реке, а там небольшая деревянная часовня Трифона Вятского. Часовня построена совсем недавно – в 2003 году.
По приданию именно на этом месте и находилась келья Трифона Вятского. Расположена часовня на самом утесе, с которого тоже, согласно преданию, был сброшен преподобный Трифон. Люди говорят, что ниже есть полоска земли не зарастающая травой — это место падения святого.

Мы не попали внутрь часовни, она закрыта на ключ, но по словам других паломников: «В деревянной часовенке – икона святого Трифона, размером в человеческий рост и заходя в часовню, будто воочию встречаешь преподобного Трифона».
Под горой бьет святой источник, также названый в честь Трифона. К нему ведут 220 бетонных широких ступенек, считается, что каждая ступенька — шаг к спасению.


По приданию источник получил благодатную силу по молитвам святого угодника.


Сюда приезжают паломники со всего Пермского края и России. Источник считается чудотворным.
По другой легенде источник забил в день, когда люди сбросили святого с обрыва в реку Чусовая. Он чудом выжил. Согласно этой легенде, преподобный Трифон не утонул, а упал в лодку, в которой не было весел. Лодка сама стала отплывать от берега, унося с собой святого. Вот так согласно этой легенде, преподобный Трифон оставил Пермскую землю.

Перед тем как искупаться в источнике, отец Александр вместе с паломниками прочли акафист святому преподобному Трифону.

Над источником — сооружена деревянная купель, в который мы все с молитвой и окунулись.

Дальше наш путь лежал в монастырь Верхнечусовскую Казанскую Трифонову женскую пустынь. Обитель эта совсем молодая, основана в 1990-е годы.

Издалека видны золотые купола старинного храма в честь Всех Святых, возведенного в 1862 году на Митейкиной горе, усердием местного зажиточного крестьянина Павла Кропачева. Сам монастырь окружен стеной с башенками.

На территории монастыря очень красиво, много цветов, альпийские горки.


По преданию когда-то жил в этих местах блаженный Митейка, которого часто видели молящимся по ночам на горе, где сейчас стоит монастырь. Так ее и прозвали – Митейной горой.

Самая старая постройка на территории монастыря — Всехсвятская церковь. Церковь считалась кладбищенской, приписной к приходскому Христо-Рождественнскому храму в Верхнечусовских Городках. В трагические годы гонений на Церковь храм Рождества Христова был разрушен, а в церкви Всех Святых размещалась спичечная фабрика. В 1946 году храм Всех Святых вновь был открыт для верующих.
В советское время храм стал известен в округе благодаря ревностному служению замечательного пастыря – протоиерея Николая Рогозина. Это был замечательный пастырь, стяжавший дары исцеления, изгнания злых духов, прозорливости. Отец Николай, предсказывал, что после его смерти на Митейкиное горе будет монастырь.

Становление монастыря началось в 1987 году. Сейчас в обители живет 35 монахинь, кроме них — еще около 30 человек: одинокие бабушки, послушницы, трудники. Настоятельница монастыря — монахиня Ксения (Ощепкова), духовник обители — игумен Савватий (Рудаков).
Дни и ночи святой обители проходят в трудах и молитвах. В монастыре есть своя пасека, огороды, коровы…

Монахиня София провела для нас экскурсию по монастырю.

Главная святыня этой обители – Казанская икона Божьей Матери, которая считается чудотворной.

Именно эта икона по легенде была обретена в 18 веке в лесу в водном источнике. От иконы известно множество случаев исцеления.
В советское время икона чудом сохранилась, сейчас ее можно увидеть во Всесвятском храме обители.
Обитель также носит имя святого преподобного Трифона Вятского, подвизавшегося в этой местности более 400 лет назад и основавшего тут Успенский мужской монастырь.

Преподобный Трифон почитается здесь особо как просветитель и покровитель этих мест.

Еще одна из святынь обители – могилка прозорливого старца протоиерея Николая Рагозина.

Мы побывали на его могиле, которая находится в особо устроенной усыпальнице под алтарем храма.

Еще один источник — во имя Николая Чудотворца — расположен у подножия Митейной горы.

Перед тем как покинуть Верхнечусовскую Казанскую Трифонову женскую пустынь мы немного погуляли по территории монастыря.

Во дворе монастыря все утопает в цветах. Ухоженность и яркие краски всевозможных цветов радуют глаз.

А еще в монастыре живут два милых и дружелюбных енота, Еник и Лада, наши дети были рады познакомиться с ними.

Далее наш путь лежал к святому источнику Казанской иконы Божией Матери.
Источник находится в лесу , в пяти километрах от Верхнечусовской Казанской Трифоновой женской пустыни.
Из-за того, что последние дни шли дожди, и дорогу размыло, отцом Александром было принято решение продолжить нашу экспедицию пешком.

Перед дорогой мы решили подкрепиться.

Переодевшись в резиновые сапоги, мы с молитвой двинулись в путь.

Примерно через час мы пришли к святому источнику.

Именно здесь был обретен местночтимый Казанский образ Божией Матери. По сохранившемуся местному преданию, крестьяне принесли обретённую святыню в свой приходской храм Рождества Христова. На другой день икону в храме не обнаружили. Она вновь была обретена на источнике. Трижды повторялось исчезновение иконы и обретение её на источнике. Тогда над источником была построена часовня, где хранилась эта икона. В годы гонений на Православную веру икона чудом сохранилась и была принесена во Всесвятский храм.
Вода в источнике и поныне славится своей целебной силой. В нем многие люди по молитвам к Божией Матери получают исцеление от душевных и телесных недугов. На источнике построены часовня и купель.

Помолившись в часовне, испив воды , мы все искупались в святом источнике.

Последнем местом нашей экспедиции стал святой источник во имя Николая Чудотворца, который расположен у подножия Митейной горы, рядом с Казанской Трифоново женской пустынью.

К сожалению никаких сведений об этом источнике мы не нашли. Когда он забил, почему он назван в честь святителя Николая осталось для нас загадкой.

Умывшись в святом источнике Николая Чудотворца , мы отправились домой.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *