Заметка

Евангельское воскресное чтение.Неделя 8 по Пятидесятнице, насыщение пяти тысяч.

Читаем  дома накануне…

Евангелие от Матфея, глава 14, ст.14-22
14 И, выйдя, Иисус увидел множество людей и сжалился над ними, и исцелил больных их.
15 Когда же настал вечер, приступили к Нему ученики Его и сказали: место здесь пустынное и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи. 

16 Но Иисус сказал им: не нужно им идти, вы дайте им есть.

17 Они же говорят Ему: у нас здесь только пять хлебов и две рыбы.
18 Он сказал: принесите их Мне сюда.
19 И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу. 

20 И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных; 

21 а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей. 

22 И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ. 

http://www.orthodoxiachristiana.cz/prilohy/79_theofan_foto.png

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Перед чудным насыщением пяти тысяч человек, ученики Господни хотели, чтобы народ был отпущен, но Господь сказал им: «не нужно им идти, вы дайте им есть». Заучим это слово, и всякий раз как враг будет внушать нам отказать просящему, будем говорить от лица Господа: «не нужно им идти, вы дайте им есть» — и дадим, что найдется под рукою. Много отбивает враг охоты благотворить, внушая, что просящий может быть не стоит, чтоб ему подано было, а вот же Господь не разбирал достоинства возлежащих: всех одинаково угостил, а, конечно, не все были одинаково Ему преданы; были, может быть, и такие, которые потом кричали: «распни». Таково и общее Божие промышление о нас: «Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5, 45). Если бы Господь помог нам хоть мало-мало быть милосердыми, «как Отец наш небесный милосерд»! 

Митрополит Антоний Сурожский
Во имя Отца и Сына и Святого Духа! 
Из года в год и из поколения в поколение мы читаем Евангелие в новых контекстах и перед лицом новых обстоятельств – исторических или личных. И каждый раз тот или другой отрывок может ударить нас в душу по-новому. Сегодня мы читаем о насыщении народа Христом. И чаще всего у отцов Церкви и у духовных писателей читаешь о их чувстве изумления о милосердии Божием и о власти Бога, Который мог напитать столько народа столь малым, Который мог творить чудеса в мире, таком Ему чуждом, когда хоть искра веры, хоть трещинка в броне нашего неверия позволяла Ему действовать. При чтении сегодня этого Евангельского отрывка, меня по-новому поразили слова Христа.
 Ученики обращаются к Нему, чтобы Он отослал толпу, потому что день на исходе, ближайшие селения далеко, они ослабеют на пути от усталости и ночных сумерек, если останутся дольше: а ведь они не ели весь день, вслушиваясь в животворящее слово Христово. И Христос говорит ученикам: Нет, им не нужно уходить, – дайте вы им есть… Но как же они могут накормить такую толпу людей, мужчин, женщин и детей, у них всего пять хлебов и две рыбки? И тут – вызов Христа ученикам, и вызов Христа нам. Да, – в каком-то смысле один только Бог может совершить это чудо; но только если мы содействуем этому чуду открытостью нашего сердца и открытостью наших рук, вложив в чудо все, что у нас есть.Христос не сказал ученикам: сберегите то, что вам нужно самим, и отдайте остальное, отдайте другим то, что останется: Он сказал: возьмите все, что у вас есть, и отдайте все… Не говорит ли это нам Господь сейчас, особенно подчеркнуто, когда мы так обеспечены так богаты, так благополучны, и когда день за днем мы слышим о голоде, и о нищенстве, и о голодной смерти тысяч и тысяч людей? И Господь нам говорит совсем просто: отдайте то, что у вас есть, и предоставьте Мне действовать дальше: не просите Меня о чуде, когда вы можете сделать то, что нужно… Апостолы могли сделать немного: они могли только разделить пять хлебов и две рыбы: но мы можем поделиться так многим! 
Если бы наши сердца были открыты, и если бы сердца каменные Бог претворил в сердца плотяные, если бы мы научились хоть немного – о, хоть самую каплю! – деятельной любви к ближнему, то не было бы голода в мире. И сегодняшнее Евангелие говорит нам: оглянись вокруг: оглянись на каждого человека, который голоден, каждого человека, который бездомный, каждого человека, который в нужде, и помни, что каждый из этих людей – твоя ответственность, что весь их голод, вся их бездомность, все их нищенство в конечном итоге – результат твоего благополучия, твоего удобства, твоей обеспеченности и твоего отказа разделить, поделиться, дать. Дать не больше того, что есть, а просто дать. Если бы мы только помнили, что, как сказал один святой, имени которого я сейчас не припомню, когда он съедает кусок сверх своей необходимости, когда он приобретает или удерживает что-то сверх своей строгой нужды, он украл это у голодного, он украл это у бездомного, он украл это у замерзающего, – он вор!.. Не относится ли это к нам еще острее, чем к этому подвижнику? Мы должны задуматься над этим: ведь мы ведем себя, как плохие, нечестные управители; потому что есть такая вещь, как управление, ответственность за богатство – интеллектуальное, эмоциональное, нравственное, материальное. Вы, вероятно, помните рассказ о недостойном, неверном управителе, который мошенничал и обкрадывал своего хозяина; и когда хозяин обнаружил его нечестность и пришло ему время расчета, то управитель позвал тех, кто был должен его хозяину, и списал, уменьшил их долг. Вот нечто, чему мы можем научиться. Он обратился к людям, и помог им, чем только мог: мы этого не делаем. Задумаемся над этими словами Христа: людям не нужно уходить от Моего присутствия, чтобы напитаться; дайте им вы то, что нужно… И если бы мы оглянулись вокруг себя – не куда-то в заморские края, а просто вокруг себя – на нужды людей, которые голодны, которые бездомны, которые лишены прав, или просто на соседа, на ближнего, который временами так одинок, нуждается в поддержке, нуждается в дружбе, в солидарности, мы начали бы выполнять этот завет Христа. Но не станем обманываться; не добрым словом, не ласковым жестом мы его выполним; Христос сказал: отдайте все, что у вас есть… А нам, принимая, может быть, в учет малость нашей веры, узость и жесткость наших сердец, Он скажет: Дайте то, что в вашей жизни лишнее, ненужное, – но вдумайтесь правдиво, что такое этот излишек, что вы тратите на себя, даже не получая от этого ни радости, ни удовольствия, ни выгоды. Отдайте это, а потом предоставьте Богу восполнить ваш дар и сделать остальное. Это – суд Божий надо мной; и это тоже призыв, с которым Бог обращается к каждому из вас. Аминь! 

Читаем Евангелие вместе с Церковью.

Насыщение пятью хлебами: Чудо с оттенком грусти

Что чувствует Бог, исполняя наши прошения?

Протоиерей Павел Великанов

Чудо, о котором повествует евангелист Матфей, насыщение пяти тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами, казалось бы, предельно простое. На самом деле это чудо имеет очень сильный оттенок огромной грусти.

Представьте себе огромный стадион, целиком набитый, наполненный людьми – они хотят того самого Мессию, который решит все их житейские проблемы, избавит от ненавистного римского владычества и в прямом смысле слова озолотит весь народ.

И Спаситель, казалось бы, вдруг идет на поводу у этих чаяний еврейского народа. Главное – все довольны, кроме Одного – Самого Христа Спасителя.

О том, какой болью стало для Него это чудо, мы услышим несколько позже, когда Он начнет говорить о Своих Теле и Крови, о небесном хлебе, когда отойдут от Него практически все, включая даже достаточно близких учеников.

И Он напомнит: вы ищете Меня не потому, что на самом деле верите в Меня как Мессию, а потому что ели хлеб и насытились. И вы хотите, чтобы это происходило снова и снова.

Бог как любящий отец всегда хочет, чтобы мы были радостны, чтобы мы были утешены, чтобы наши пожелания (если они не являются откровенно греховными) были реализованы. Но это вовсе не значит, что наши пожелания Ему приносят такую же радость, как и нам самим.

Будем помнить пример с чудесным насыщением хлебами, чтобы всякий раз, когда Бог отвечает на наши мольбы, мы становились к Нему ближе, мы имели еще одно основание для того, чтобы почувствовать Его милость к нам, а вовсе не самодовольно требовать от Него постоянного повторения чуда.

Протоиерей Павел Великанов
Источник: http://www.pravmir.ru/

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *