Заметка

Евангельское воскресное чтение.Неделя 10 по Пятидесятнице. Об исцелении бесноватого юноши

Неделя 10 по Пятидесятнице. Об исцелении бесноватого юноши

Читаем  дома накануне…

Евангелие от Матфея глава 17
14 Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени,
15 сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния [беснуется] и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду,
16 я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его.
17 Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда.
18 И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час.
19 Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его?
20 Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас;
21 сей же род изгоняется только молитвою и постом.
22 Во время пребывания их в Галилее, Иисус сказал им: Сын Человеческий предан будет в руки человеческие,
23 и убьют Его, и в третий день воскреснет. И они весьма опечалились.  
(Мф.17:14-23)

http://www.orthodoxiachristiana.cz/prilohy/79_theofan_foto.png

 

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

«Сей род изгоняется только молитвою и постом». Если сей род изгоняется молитвою и постом другого лица, то тем более войти не может в того, у кого есть собственный пост и молитва. Вот ограда! Хоть бесов бездна и весь воздух набит ими, но ничего не смогут сделать тому, кто огражден молитвою и постом. Пост — всестороннее воздержание, молитва — всестороннее богообщение; тот совне защищает, а эта извнутрь устремляет на врагов всеоружие огненное. Постника и молитвенника издали чуют бесы и бегут от него далеко, чтобы не получить болезненного удара. Можно ли думать, что где нет поста и молитвы, там уже и бес? Можно. Бесы, вселяясь в человека, не всегда обнаруживают свое вселение, а притаиваются, исподтишка научая своего хозяина всякому злу и отклоняя от всякого добра; так что тот уверен, что все сам делает, а между тем только исполняет волю врага своего. Возьмись только за молитву и пост — и враг тотчас уйдет и на стороне будет выжидать случая, как бы опять вернуться, и действительно возвращается, как только оставлены бывают молитва и пост.

 

Мысли митрополита Антония (Храповицкого), высказанные им в проповедях
Беснование не грех, а испытание. В бесновании действие не зависит от человека. В нем две воли: одна служащая бесам, а другая противящаяся этому служению. Если сравнить бесноватого со многими теперь признаваемыми здоровыми, то мы должны признать, что бесноватый ближе к Богу, чем эти, так называемые нормальные люди. Он мучился и страдал от власти диавола над ним, а эти не страдают, хотя они одержимы бесом гордости и прочих страстей. Теперь бесноватых в этом смысле, упорно одержимых страстями, не меньше, а больше, чем раньше. И они не плачут и не страдают от этой страшной власти. Бесноватых, как этот юноша, меньше среди теперешнего грешного общества потому, что последнее само служить диаволу и одержимый бесом не есть всем бросающееся в глаза исключение. «Изыди из него и к тому не вниди». Диавол входит в человека и выходит и снова входит в него. Против него средство — молитва и пост. Как силен пост. И как сильна молитва. Вдумайтесь в страшное явление одержимости человека бесом и сообразите, как далеки от истины и действительности осуждающие молящихся. Установление постов, это не расписание жизни и еды, но указание значения поста. Каждый должен помнить, что и он может впасть в руки диавола, и молиться, чтобы его не постигло беснование.

Митрополит Антоний Сурожский
 Слово в 10-ю неделю по Пятидесятнице. Исцеление бесноватого отрока

В сегодняшнем Евангелии мы еще и еще раз видим отчаянную человеческую нужду и неспособность учеников Христовых исцелить человека. Недавно мы читали в Евангелии о том, что они чувствовали, что не в состоянии накормить народ, который окружал Христа; и спросили Его: почему? Почему они так бессильны? Почему они не могут помочь тем, которые с такой надеждой к ним приходят?

И Спаситель две вещи сказал. Сначала, до их вопрошания, Он сказал: приведите больного мальчика ко Мне… Это первое, что каждый из нас в состоянии сделать. Когда перед нами нужда, болезнь, отчаяние и растерянность, мы так часто стараемся своим умом помочь; и порой, в какой-то мере, мы это можем сделать. Но в конечном итоге, предельная гармония, цельность человека может быть восстановлена только Самим Богом. И поэтому мы должны помнить, что мы посланы в этот мир для того, чтобы каждого нуждающегося привести к Самому Христу, стать настолько прозрачными, настолько незаметными, чтобы люди вошли бы в общение со Христом, потому что мы их за руку к Нему привели – но только.

Второй вопрос был поставлен конкретно учениками: почему мы не смогли его исцелить?.. – Потому что не хватило веры. Не веры в то, что у них есть сила это сделать, а веры в то, что Бог может это сотворить, и что роль ученика в том, чтобы распахнуть как можно шире дверь для Бога, чтобы Он мог вступить в жизнь и сотворить чудо.

Но для того, чтобы быть способным так поступить, как Спаситель им сказал, надо пройти путем молитвы и поста. Не поста в том смысле, в котором мы о нем говорим так часто: воздержание в пище: а поста в том основном смысле, в котором святые отцы понимают это слово: отказ – или, вернее, свобода – от всего того, что нас порабощает; свобода от всего того, что нас прельщает, царственная независимость, при которой мы можем до конца принадлежать Богу и быть способными к Нему обернуться, и слушать, в глубинах нашего бытия, Его животворящее слово.

В этом и заключается, в конечном итоге, молитва: в том, чтобы мы, стряхнув с себя все узы, забыв про землю, про небо и про себя, стали перед Богом в глубоком молчании, слушая, вслушиваясь всем нашим существом в Его присутствие, в Его безмолвие, в Его слово животворящее, и отвечая Ему порой только одним словом: Аминь! Да, Господи, приемлю, да!..

И не напрасно в конце этого отрывка говорит нам Христос о том, что Ему через несколько дней надлежит быть переданным в руки человеков, которые озабочены только землей, и что они Его убьют, потому что такой свидетель свободы в Боге невыносим для них. Это предел того, к чему Он зовет учеников: отрекитесь от себя до конца! Уйдите в Бога до конца, – тогда вы станете, вероятно, чуждыми тем людям, для которых Бог чужд, в которых не живет подлинная жалость и любовь. Следуйте Моему примеру; возьмите свой крест и последуйте за Мной – но без страха! Потому что Я никуда вас не поведу, никаким путем, каким Я Сам не прошел, и этот путь, через крест, ведет к Воскресению.

Аминь!

чИТАЕМ еВАНГЕЛИЕ ВМЕСТЕ С цЕРКОВЬЮ

Исцеление бесноватого лунатика: как воспитать в себе веру?

Почему ученики Иисуса не смогли исцелить бесноватого отрока? Евангельское чтение на сегодняшней литургии комментирует протоиерей Павел Великанов.

Евангелие, которое мы только что слышали, изображает перед нами непростую, я бы даже сказал драматическую ситуацию, которая произошла между учениками, отцом бесноватого отрока и Христом.

Ученики действительно имели дар, полученный ими от Христа Спасителя, исцелять различные немощи и изгонять демонов. Нов этой ситуации почему-то они не справились. После того, как Спаситель изгоняет беса из несчастного юноши, ученики обращаются к Нему с недоумением: почему они не смогли этого сделать? Иисус отвечает им, что они не смогли этого сделать по неверию, ибо если бы у них была вера хотя бы с горчичное зерно, и они сказали этой горе: “перейди отсюда – туда”, то так и бы и произошло.

Странное дело: каждый из нас думает, что он вполне верующий человек, но в то же время едва ли найдется кто-то, кто попытается проводить в жизни подобные эксперименты.

О какой вере идет речь в сегодняшнем евангельском чтении? Вера есть не признание чего-то невиданного, неизвестного или фантастического за объективную реальность. Вера есть готовность следовать за Богом туда, куда бы Он ни позвал. И самый яркий пример такой веры – это вера праотца Авраама, та самая вера, которая стала парадигмой, примером для всех поколений верующих. Мы помним, какое послушание оказал Авраам Богу, Который дал ему единственного сына в старости и которого повелел принести Ему же в жертву. Мы не знаем, что происходило в душе Авраама, когда он шел на гору, чтобы принести в жертву Исаака. Но мы знаем точно только одно – его вера была такой силы, что именно эта вера стала причиной благословения Богом всего еврейского народа.

Вполне закономерен вопрос: а как же воспитать в себе такую веру? И ответ мы слышим в сегодняшнем чтении: самые главные враги нашей веры – это демоны. И эти демоны изгоняются молитвой и постом.

Помоги же нам, Господи, помнить об этом, когда к нам подходят помыслы неверия, и отгонять их, как и демонов, крепкой молитвой и строгим постом.

Протоиерей Павел Великанов
Источник: http://www.pravmir.ru/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *