Заметка

Евангельское воскресное чтение.Неделя 11 по Пятидесятнице. Притча о немилосердном заимодавце.

Неделя 11 по Пятидесятнице.  Притча о немилосердном заимодавце.

Читаем  дома накануне…

Евангелие от Матфея, глава 18 

14 Так, нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих.
15 Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего;
16 если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово;
17 если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь.
18 Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе.
19 Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного,
20 ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них.
21 Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз?
22 Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз.
23 Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими; 
24 когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов; 
25 а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и все, что он имел, и заплатить; 
26 тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и все тебе заплачу. 
27 Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему. 
28 Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен. 
29 Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и все отдам тебе. 
30 Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга. 
31 Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему все бывшее. 
32 Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; 
33 не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя? 
34 И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. 
35 Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его. 

(Мф. 18:14-35)

 

 

http://www.orthodoxiachristiana.cz/prilohy/79_theofan_foto.png

 

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Притчу о двух должниках Господь заключил такими словами: «Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его». Кажется, такая малость требуется: прости и будешь прощен; а когда прощен, то и в милость принят; а когда в милость принят, то стал участником во всех сокровищах милости. Стало быть, тут и спасение, и рай, и вечное блаженство. И такое великое приобретение за такую малость, что простим!. . Да, малость, но для самолюбия нашего нет ничего тяжелее, как прощать. Ненамеренную какую-нибудь неприятность, тайно причиненную нам, так чтоб никто не видал, мы еще, пожалуй, простим; но чуть что почувствительней да при людях, хоть не проси: нет прощения. Бывают обстоятельства, что хочешь — не хочешь, а высказать неудовольствия нельзя, — и молчишь: но язык-то молчит, а сердце говорит и строит злые планы. Повыссься неприятность еще на одну линию, — и удержа нет: ни стыд, ни страх, ни потери, ничто не удержит. Вскипевшая самость делает человека словно помешанным и поддавшийся ей начинает городить глупости. Такому несчастью больше всего бывает подвержены люди не какие-нибудь, а чем кто цивилизованней, тем чувствительней к оскорблениям, тем меньше прощает. Снаружи отношения иногда все еще остаются гладкими, но внутри решительный разлад. А между тем, Господь требует, чтобы прощали от всего сердца.

Толкование Иоанна Златоуста

Послушаем же притчи: она кажется ясною сама по себе, однако же содержит в себе несказанное сокровище мыслей. «Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими». Не пробегай без внимания это изречение, но открой мне судилище то, и вошедши в свою совесть, подумай о том, что сделано тобою во всю жизнь. И когда услышишь, что (царь) считается с рабами своими, представь себе и царей, и военачальников, и градоправителей, и богатых и бедных, и рабов и свободных, и всех: «ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово» (2Кор. 5:10). Если ты богат, – подумай, что отдашь отчет, на блуднице истратил ты деньги, или на бедных; на тунеядцев и льстецов, или на нуждающихся; на распутство, или на человеколюбие; на удовольствие, лакомство и пьянство, или на вспоможение несчастным? И не в одной только трате потребуют у тебя отчета, но и в приобретении имущества: праведными ли трудами собрал ты его, или хищением и лихоимством; получив ли родительское наследство, или разоривши домы сирот и расхитивши имущества вдовиц? Как мы у своих слуг требуем отчета, не только в расходе денег, но и в приходе, допрашивая, откуда и от кого, и как, и сколько получили они денег, – так и Бог требует от нас отчета не только в употреблении, но и в приобретении. И не богач только, но и бедный дает отчет – в бедности: благодушно ли и с благодарением ли перенес бедность, не впал ли в уны­ние, не подосадовал ли, не возроптал ли на Божий Промысл, видя другого в роскоши и удовольствиях, а себя в нужде? Как у богача потребуют отчета в милостыне, так у бедного в терпении, или – лучше – не в терпении только, но и в самой милостыне, потому что бедность не мешает милостыне: свидетель – вдовица, положившая две лепты – и этим малым вкладом превзошедшая тех, которые положили по многу. И не богатые только да бедные, но и начальники с судьями истязуются с великою строгостью: не извратили ли они правду, не произнесли ли приговора над подсудимыми по пристрастию или по ненависти, не дали ли, уступив лести, неправедного решения, или, по зло­памятству, не сделали ли зла невинным? Да и не светские только начальники, но и предстоятели церквей дадут отчет в своем начальстве, и они особенно подвергнутся строжайшим и тягчайшим взысканиям. Тот, кому вверено служение слова, даст там строгий отчет, не опустил ли по лености или по злорадству чего-либо такого, что бы сказать надлежало, и доказал ли на деле, что изъяснил он все и не скрыл ничего полезного. Опять, получивший епископство, сколько на высшую взошел он степень, столько же строжайший даст и отчет, не только в учении и предстательстве за бедных, но и в испытании рукополагаемых и в бесчисленном множестве других дел. На это-то указывая, Павел и писал Тимофею: «Рук ни на кого не возлагай поспешно, и не делайся участником в чужих грехах» (1Тим. 5:22). И, давая наставление евреям касательно их начальников, устрашал (епископов) другим образом, говоря так: «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших» (Евр. 13:17).

Но не в одних делах, а и в словах тогда дадим отчет. И мы, вверив слугам своим деньги, требуем у них отчета во всем; так и Бог, вверив нам (дар) слова, взыщет за его употребление. Так мы истязуемы будем и дадим строгий отчет в том, не бессмысленно ли и не попусту ли тратили слова, потому что не столько вредна пустая трата денег, сколько бессмысленное, суетное и напрасное употребление слов. Напрасная трата денег делает иногда ущерб имению, а слово, произнесенное без рассуждения, разоряет целые домы, губит и разрушает души. Ущерб имения можно опять поправить, а слово, раз вылетевшее, возвратить назад нельзя.

А что мы дадим отчет в словах, послушай, что говорить Христос: «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди», (на земле), «дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф. 12: 36, 37). И не только в своих словах мы дадим отчет, но и в слушании (чужих слов), напр. не внял ли ты ложному обвинению ближнего; потому что сказано: «Не внимай пустому слуху» (Исх. 23:1). Если же приемлющие «пустой слух» не получат извинения, то какое оправдание будут иметь те, кто клевещет и оговаривает?

Митрополит Антоний Сурожский

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Сегодняшняя притча такая ясная, такая простая, но я хотел бы обратить ваше внимание на одну или две вещи в ней. Из притчи ясно, что если мы не прощаем друг другу то малое, чем мы согрешаем друг перед другом, Бог не может простить нам то великое, что мы должны Ему. И это верно; но я хочу задуматься о чем-то другом.

Мы должны друг перед другом столь малым: мы раним друг во друге самолюбие или гордость; мы разрушаем надежды друг друга, мы убиваем друг во друге радость: и также, очень часто, тем, как мы обращаемся друг с другом, мы омрачаем, порочим образ Божий в себе и в других людях. И вот когда речь идет о человеческих взаимоотношениях, о боли, которую мы друг другу причиняем, наш долг может быть прощен, потому что жертва нашего греха, даже если она нас вызвала на грех, или если эта жертва непорочная, получает в тот момент власть простить, подлинно божественную власть упразднить зло, которое мы совершили, и словами Христа „Прости им, Отче, они не знают, что творят” отпустить обидчика, перечеркнуть зло, выпустить на свободу того, кто связал себя узами ненависти, презрения или множеством других вещей.

Но есть в этой притче и другая сторона; в чем дело, почему Христос говорит, что мы должны друг другу сто монет, а Богу – десять тысяч монет: так много, так много? Значит ли это, что когда мы грешим против Него, грех как бы умножается тем, что Бог велик, и оскорбить Его – всегда намного преступнее, чем оскорбить ближнего? Я думаю, такое представление о Боге было бы чудовищным; я думаю, это значит, что когда мы поступаем дурно, не слушая призыва Божия, не следуя Его слову и Его примеру, это помрачает Его образ в нас, разрушает ту красоту, которую Он в нас насадил, которую Он начертал в нас, которой Он нас запечатлел, как собственной печатью. И вот это непоправимо, если только Сам Бог не исправит, если только Сам Бог не обновит то, что одряхлело, не вернет утраченную нами красоту.

В этом смысле мы должны быть очень бережны в наших отношениях с Богом. Проступки друг против друга исправить легко, потому что они малы, они поверхностны; одного слова прощения достаточно. Но то, что мы совершаем над своей душой, над самими собой, когда поступаем против Божией заповеди, Божиего зова, против надежды, которую Бог на нас возлагает, мы не можем исправить, просто сказав: „Я поступил плохо, прости!” Вся жизнь Христа, все Его страдание и смерть на кресте – вот цена, которой восстанавливается то, что мы разрушили и искривили, вместо того чтобы сделать прямым и прекрасным.

Задумаемся над этим, потому что сказать Богу „Прости” означает гораздо больше, чем сказать „Не вмени нам того зла, которое мы сделали, той неправды, которую мы совершили”. Это значит: „Обнови то, что не может быть возрождено человеческими силами”. Так что действительно существует несоразмерность, о которой Христос говорит в притче, между тем, когда мы поступаем неправо на путях Божиих и когда мы поступаем неправо в наших взаимоотношениях друг с другом. Поэтому давайте начнем с этих отношений друг ко другу, станем относиться к каждому человеку, как мы относились бы к святой иконе, поврежденной временем, небрежностью, злобой. Будем относиться друг к другу с благоговением, с лаской: тогда, при нашем обращении к Богу, и Он так же поступит с нами.

Да благословит нас Бог вырасти в полноту той красоты, которую Он насадил в нас и к которой Он нас призывает, и да будет благословение Господа Иисуса Христа, и любовь Божия, и причастие Святого Духа с нами во веки!

Аминь.

Прощение несет свободу

Слово в Неделю 11-ю по Пятидесятнице

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Дорогие отцы, братья и сестры!

Много в Евангелии притч и поучительных изречений Господа о Царствии Небесном. В них образно Спаситель приоткрывает нам тайны Царствия Небесного, рассказывая, что оно дороже всех земных сокровищ, о необходимости стяжания Святаго Духа, о бодрствовании. И сегодня в одной из таких притч Господь уподобляет Царствие Небесное царю, который захотел сосчитаться с рабами своими. Толкователи под царем понимают Самого Иисуса Христа, Сына Божия, Который при Воплощении стал подобен нам по человеческому естеству. И, как мудрый и милосердный Господин, Он не наказывает никого сразу, а сначала производит суд.

«Когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов…» (Мф. 18: 24). Как известно, талант – это денежная единица. Примерно она равнялась 27 килограммам. Если считать буквально, то раб задолжал своему царю 270 тонн золота. Такой долг невозможно выплатить за всю свою жизнь. Как это относится к нам? Бог – Источник всех благ: небесных и земных. Каждый человек здесь получает бесчисленное множество благ от Бога. Прежде всего, мы получаем в дар саму жизнь, бессмертную душу. Здесь, на земле, мы получаем все духовные блага: мы можем участвовать в Таинствах, в богослужении, нам предоставлена возможность изучать слово Божие и отцов Церкви. Мы получаем всё необходимое для нашего тела и поддержания жизнедеятельности: воздух, воду, пропитание, жилище. Также человек получает возможность для постоянного развития: возможность учиться, работать, заниматься творчеством, спортом и т.д. И так можно было бы перечислять подробно до бесконечности, как Бог постоянно благодетельствует нам. Но мы, в свою очередь, не воздаем ему добром, а много погрешаем.

Далее в Евангелии говорится: «…а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить» (Мф. 18: 25). Святитель Феофилакт Болгарский утверждает, что царь говорит это не по жестокости, но для того, чтобы устрашить раба и убедить его обратиться к молитве. «Тогда раб тот пал и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу. Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему» (Мф. 18: 26–27).

В любом государстве такого должника поспешили бы не продать, и уж точно никто бы не стал его прощать или давать ему отсрочку для возможности уплаты необъятного долга. Скорее всего, его бы предали жестокой и публичной казни, чтобы не было повадно другим, а семью продали бы вместе со всем имуществом.

Но в сегодняшней притче царь поступает совсем иначе. Он прощает весь долг своему рабу, хотя тот просил его только отсрочить уплату долга.

В этой притче Христос раскрывает нам одно из Божественных свойств – милосердие. Господь милостив и поэтому прощает нам наши грехи в Таинстве исповеди, когда мы каемся, как и этот царь простил необъятный долг своему должнику.

«Раб же тот, вышед, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен; тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и всё отдам тебе; но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга» (Мф. 18: 28–30).

В нашем мире люди грешат не только против Единого Бога. Своими действиями мы часто погрешаем против ближних, причиняем боль друг другу, сами того порой не осознавая.

Бывает, что кто-то согрешит против нас, заденет словом, делом или вовсе не согрешит, а просто сделает то, что нам не нравится, то, что не в наших планах. И в это самое время происходит испытание нашего сердца: чем оно исполнено: евангельским милосердием или злобой? Если отвечаем на оскорбление взаимностью, гневаемся, то поступаем против Евангелия.

Бывает и так, что с помощью Божией удается удержаться от ответа на оскорбление, но в душу закрадывается обида. Обида – это не какое-то чувство внутреннего дискомфорта. Это душевный недуг, состояние затаенной злобы на ближнего.

Некто сказал: «Обида – это яд, который пьет человек в надежде, что отравятся другие». Так и есть. Состояние обиды отравляет жизнь, делает ее бесплодной, все внутренние чувства искажаются. Немилосердие лишает человека благодати, даже если бы он много постился, молился и почти не спал.

Напротив – прощение приносит большое облегчение, выравнивает искаженные обидой чувства, после этого человек начинает дышать полной грудью и радоваться. Прощение нужно в первую очередь не обидчику, а нам самим – чтобы жить в свободе и с легким сердцем.

Можно легко забыть незначительные обиды, которые неглубоко задевают самолюбие. Но тяжело простить, если нас сильно унизили, тем более в присутствии других людей. Часто в таких случаях простить получается только на словах, а сердце при этом отказывается слушать. Авва Дорофей для того, чтобы простить ближнего, советует молиться о его здравии, как только начинаются помыслы против этого человека или сердце отягощается чувством обиды. И между тем предупреждает, что от памятозлобия сразу избавиться нельзя, это длительный процесс.

Дорогие отцы, братья и сестры! Прощение и милосердие – это не слабость и не потеря собственного достоинства. Это свойства Божии, свойства нового человека. Нам, как и рабу в сегодняшней притче, прощен необъятный долг. Теперь от нас требуется прощать наших должников с их маленькими долгами. Милосердие сделает каждого свободным и счастливым еще тут, на земле, а по отшествии в мир иной сделает наследником вечного блаженства. Аминь.

Иеромонах Иннокентий (Присадков)
Православие.Ru

 Читаем Евангелие вместе с Церковью

О немилосердном взаимодавце: милость вместо долга

– Притча, которую вы сейчас слышали, рассказывает нам о самом важном уроке, который должен вынести любой христианин из чтения Евангелия.

Спаситель своими притчами стремился изменить расстановку акцентов в сознании слушателей. И один из таких вопросов, с которым обращается Спаситель, – это отношения между людьми и Богом и отношения между самими людьми. Смысл этой притчи заключается в том, что Бог смотрит на нас глазами окружающих нас людей. Мера нашего прощения друг другу прегрешений соответствует мере прощения Богом наших грехов.

 

В принципе, не может быть такой ситуации, когда мы ощущаем себя прощенными и примиренными с Богом, но при этом держим за пазухой камень против нашего ближнего. Какой мерой вы меряете, такой мерой возмерится вам. Прощаете – будете прощены. Оставляете ближним грехи их – и ваши грехи отпустит вам Отец ваш Небесный.

Такой подход радикальным образом отличался от формального законничества, которым жил еврейский народ во времена земной жизни Христа Спасителя, где все было четко определено, где мера греха соответствовала мере воздаяния.

Сегодняшнее Евангельское чтение призывает нас задуматься над тем, что каждый из нас в неоплатном долгу перед нашим главным благодетелем, перед Отцом Небесным, который от нам ждет вовсе не возврата долга, который мы, естественно, никогда вернуть не сможем. Он хочет другого – он хочет, чтобы мы научились его милости, чтобы мы научились прощать тех, кто ждет этого прощения, быть может, даже стесняясь сказать нам об этом. Прощая других, тем самым, мы можем надеяться на то, что и наш неоплатный долг будет Богом прощен.

Протоиерей Павел Великанов
Источник: http://www.pravmir.ru/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *