Заметка

Евангельское воскресное чтение.Неделя 15 по Пятидесятнице. О наибольшей заповеди в законе

Читаем  дома накануне…

Евангелие от Матфея глава 22
О наибольшей заповеди в законе.


35 И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря:
36 Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?
37 Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим:
38 сия есть первая и наибольшая заповедь;
39 вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя;
40 на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.
41 Когда же собрались фарисеи, Иисус спросил их:
42 что вы думаете о Христе? чей Он сын? Говорят Ему: Давидов.
43 Говорит им: как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит:
44 сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?
45 Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему?


46 И никто не мог отвечать Ему ни слова; и с того дня никто уже не смел спрашивать Его.


Мф. 22, 35—46

http://www.orthodoxiachristiana.cz/prilohy/79_theofan_foto.png

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Предложил Господь заповедь о любви к Богу и ближним, и тотчас дополнил ее учением Своем сыновстве Богу и Божестве. Для чего же это? Для того, что истинная любовь к Богу и людям не иначе возможна, как под действием веры в Божество Христа Спасителя, в то, что Он воплотившийся Сын Божий. Такая вера возбуждает любовь к Богу, ибо как не любить столь возлюбившего нас Бога, Который и Сына Своего Единородного не пощадил, но предал Его за нас? Она же доводит эту любовь до полноты совершения или до того, чего она ищет, а любовь ищет живого союза. Чтобы достигнуть этого союза, надо победить чувство правды Божией, карающей грех; без этого страшно приступать к Богу. Чувство же это побеждается убеждением, что правда Божия удовлетворена крестною смертью Сына Божия; убеждение такое от веры; следовательно, вера открывает путь любви к Богу. Это первое. Второе, вера в Божество Сына Божия, нас ради воплотившегося, страдавшего и погребенного, дает образец любви к ближним; ибо то и любовь, когда любящий полагает душу свою за любимых. Она же дает и силы к проявлению такой любви. Чтоб иметь такую любовь, надо стать новым человеком, вместо эгоистического — самоотверженным. Только во Христе человек становится нова тварь; во Христе же бывает тот, кто верою и благодатным возрождением через св. таинства, с верою принимаемые, соединяется со Христом. Отсюда выходит, что чающие без веры сохранить у себя, по крайней мере, нравственный порядок напрасно ожидают этого. Все вместе; человека разделить нельзя. Надо всего его удовлетворять.

Протоиерей Александр Шаргунов

В этом Евангелии нам говорится о тайне любви, об ответственности нашей в употреблении святых слов. Таких, как слово «любовь». Накануне Страданий Христовых, накануне Креста Господня, когда первосвященники, книжники и фарисеи, знатоки Священного Писания, приступают ко Господу, стараясь уловить Его. И один из них, из этих законников-богословов, спрашивает Господа, какая заповедь наибольшая. Может, не все знают, что книжники учили, что если внимательно изучать закон, то в нем можно насчитать 613 заповедей. 248 из них являются утвердительными, то есть говорящими о том, что надо делать, а остальные 365 – отрицательными, предупреждающими, чего делать не должно.

Что об этом думает Христос? К Нему обращается профессор богословия, и мы не слышим интонации его голоса – с почтением он обращается ко Христу или с торжествующей насмешкой. Если Господь возвысит одну заповедь, то Он умалит другие, а все заповеди равноценны пред Богом, говорят они. И Христос говорит о любви не потому, что эта заповедь исключает другие, а потому что она включает в себя все заповеди. Далее…

Архимандрит Борис (Долженко)

Сегодняшнее Евангельское чтение замечательно тем, что в нем указано, какая заповедь самая важная во всем Законе Божием. Среди законников и фарисеев были на этот счет разные точки зрения: одни считали, что это жертвоприношения, другие, что обрезание, а некоторые самым важным считали соблюдение покоя в субботу. Этот неразрешимый, по их мнению, вопрос один из книжников и задает сегодня Иисусу Христу. Ответ оказался простым и совершенно неожиданным: главных заповедей в Законе Божием две. Первая – возлюби Бога твоего всем сердцем твоим. И вторая – возлюби ближнего своего как сам себя. На этих двух заповедях утверждается весь Закон Божий.

И действительно, если мы посмотрим на 10 Заповедей Ветхого завета, то первые 4 говорят как надо любить Бога: не сотвори себе кумира, не произноси имя Божие всуе, святи день покоя. А следующие 6 заповедей учат любви к ближнему: чти родителей, не убивай, не кради, не прелюбодействуй, не клеветать, не отнимать то, что принадлежит ближнему.

Но есть и ещё одна трудность в понимании этого вопроса: какой любовью любить Бога и ближнего: как мы любим родственников, друзей, детей, наставников? Эти чувства заслуживают уважения, в земной жизни они неоценимы. Но Закон Божий имеет ввиду не эти чувства, знакомые каждому из нас, а любовь духовную. В отношении Бога это соблюдение Его Заповедей. «Кто имеет заповеди мои и соблюдает их – тот есть любящий Меня», – говорит Спаситель в Евангелии от Иоанна. А любовь к ближнему – это, в первую очередь, забота о его спасении.

Земная любовь обычно хочет доставить дорогому существу приятное и оградить его от страданий. А христианская любовь часто бывает сурова, потому что хочет видеть ближнего не в аду, а в Царстве небесном. А для этого приходится не только поздравлять и угощать пирожными, но и наказывать. За большие грехи – сильнее. И особенно в нежном возрасте. С сердечной болью, с жалостью, но тем не менее. Чтобы воспитать здравое понятие, что есть добро, а что зло. Чтобы человек с детского возраста понял, что за зло придётся обязательно нести наказание.

Когда мы читаем творения Св. Отцов, мы видим, что не можем вести такую высокую жизнь, нести таких подвигов как они, что христианство век от века ослабевает. А, может быть, настоящее христианство уже совсем нас покинуло? Есть один важный признак, по которому это можно определить. Этот признак указал Сам Господь. Если имеете любовь между собою, то вы Мои ученики. Значит, где нет любви между самими христианами, прихожанами, духовенством, братиями, там уже нет и самого христианства. Здесь имеются ввиду не какие-то особые душевные восторги по отношению друг к другу, поцелуи, объятия, уверения в любви, а доброе отношение, взаимопомощь, сострадание. За этим надо особенно внимательно следить, и поддерживать, поскольку мы склонны главное внимание направлять на внешние вещи: благолепие, чистоту, строительство, посещаемость. А самого главного, при всем этом, можно незаметно лишиться.

Всех вас поздравляем с воскресным днем!

Читаем Евангелие вместе с Церковью.

 

Наибольшая заповедь и индикаторы душевной теплоты…

Отношения между Христом Спасителем и еврейскими законоучителями были очень непростыми. И сейчас мы слышали последний диалог между Христом и законоучителями. Итак, некий законник спрашивает Христа (и этот вопрос изначально провокационен): какая наибольшая заповедь в Законе?

Для того чтобы понять весь подвох этого вопроса, надо вспомнить, что именно эта тема была одной из наиболее часто обсуждаемых на собраниях иудейских законоучителей. Понятно, что прямого ответа на этот вопрос с точки зрения фарисеев и книжников в принципе существовать не могло. Этим самым они хотели обвинить Христа в невежестве. Однако Спаситель просто и быстро отвечает им словами Священного Писания: «Сказано: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всем помышлением твоим и всею душою твоею. И вторая заповедь, подобная ей: возлюби ближнего твоего как самого себя. На этих двух заповедях основывается весь Закон и все пророческие писания».

Такими простыми словами Спаситель выносит на поверхность самое существо завета между Богом и человеком. Действительно, нет ничего большего, чем полностью отдаться стихии любви Бога и ближнего. И на эти слова законники уже ничего не могли возражать. Мы знаем, что после этого Спасителя уже не искушали законники, но в своем сердце продолжали носить неприязнь и раздражение к этому, явленному непонятно откуда, Учителю.

Вывод, который предлагает нам сделать сегодня евангелист, предельно прост: чем бы мы ни занимались, какие бы ни брали на себя подвиги, какими бы формами благочестивой жизни ни увлекались, мы должны помнить: если это нас не приводит к самому главному – к умножению сердечной теплоты, к вызреванию любви к Богу и ближнему – цена этих подвигов более чем сомнительна.

Научи же нас, Господи, всегда быть внимательными к тем индикаторам нашей реальной душевной теплоты и любви, которыми постоянно служат окружающие нас люди.

Протоиерей Павел Великанов
Источник: http://www.pravmir.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *