Заметка

По стопам Великопермских святителей в глубину веков

Воспитанники воскресных школ Пермской митрополии, продолжая игру-путешествие «Пермь Великая Православная», побывали в краеведческой экспедиции по местам проповеди Святителей Великопермских Стефана, Герасима, Питирима и Ионы, где поклонились мощам трех святителей, мощам прп. Трифона Вятского и Святителя Виктора епископа Глазовского, а также совершили молебны у других святынь Вятской и Сыктывкарской епархий.

Четыре дня 5 — 8 ноября по благословению высокопреосвященнейшего Мефодия, митрополита Пермского и Кунгурского, продолжалась краеведческая экспедиция воспитанников и педагогов воскресных школ по маршруту Пермь-Слободской-Киров-Усть-Вымь-Сыктывкар-Пермь.

В экспедиции приняли участие 27 детей и 23 взрослых, всего 50 человек из церковно-приходских школ Перми, Закамска, Добрянки, Сылвы, Усть-Сынов, Суксуна, Чусового, Лысьвы, Осы, Зверево и Белой горы. Организатором поездки выступил отдел церковно-приходских школ Пермской епархии во главе с руководителем отдела протоиереем Олегом Ширинкиным. Почетным гостем и научным руководителем экспедиции стал Георгий Николаевич Чагин, доктор исторических наук, профессор,заведующий кафедрой древней и новой истории России ПГНИУ.

Совершив молебен перед поездкой, с молитвой и иконами свт. Стефана и прп . Трифона экспедиция выехала из Перми. Каждый участник получил Белогорскую келейную книжицу, которая превратилась в путевой дневник православных краеведов.

Георгий Николаевич Чагин начал рассказ о древней Пермской земле, назвав само слово Пермь – памятником, в котором скрывается история освоения земель вокруг Киевской Руси, история камских земель, постепенно просвещаемых светом Христовой веры. Так дети и взрослые постепенно погружались в глубину веков.

Век 16 и первая остановка по пути к прп. Трифону – город Слободской. Здесь паломники посетили деревянную надвратную церковь в честь Архистратига Михаила 1610 года, построенную при участии прп. Трифона,

Собор Великомученицы Екатерины,

Благовещенскую церковь. Радостной новостью для всех стало известие о том, что Благовещенская церковь 1784 года, ныне занятая экспонатами краеведческого музея, к 2017 году будет передана Вятской епархии.

Следующая остановка – Киров, ранее называвшийся Вятка и Хлынов.

Здесь дети побывали в Спасо-Преображенском монастыре, где поклонились мощам Святителя Виктора, епископа Глазовского, жившего в советское время.

Не раз святого приговаривали к заключению, три года он пробыл на Соловках. По воспоминаниям знавших Владыку людей: «От него (Святителя Виктора) исходило какое-то сияние доброты и веселости». «Каждого человека надо чем-нибудь утешить» — говорил он и умел утешать и помогать. В монастыре у раки с мощами свт. Виктора служится молебен, и люди по-прежнему получают помощь и утешение от святого, в чем могли убедиться и пермские паломники.

Затем, пермские краеведы с воодушевлением направились в Успенский Трифонов Монастырь – монастырь, основанный самим прп. Трифоном.

Здесь паломники увидели выбранное святым место для обители, древние храмы, побывали на святом источнике.

Но главная встреча была впереди. Дважды пермские паломники сподобились помолиться у святых мощей прп. Трифона в соборе Успения Пресвятой Богородицы и во главе с отцом Олегом совершить молебен перед ракой святого.

Удивительно, как святой, живший несколько веков назад, которого некоторые знали только по книгам, но к кому обращали молитвы в Перми, незаметно, в сердце становился еще ближе. «Вот он, наш Трифон…» — сказал кто-то из паломников.

Дальше путь держали на север до Сыктывкара и Усть-Выми. За окном появились заснеженные ели. Всматриваясь в этот густой лес с молчаливыми и неподвижными деревьями, будто всматривались в историю. Как святители шли сквозь эти дремучие леса? Какие препятствия встречались им на пути?

Из 16 века паломники переместились в век 14. «Значение Усть-Выми для нас в том, что отсюда пришло Православие, кроме того, монахами здесь велось летописание, в том числе о Пермской земле. Это было важное духовное и миссионерское место» — рассказывал Георгий Николаевич, знакомя паломников с историей проповеди святителей, зырянского народа и зырянской иконописи. Здесь свт. Стефан основал Владычный городок, возвел храм в честь Архистратига Божия Михаила и учредил Михайло-Архангельский мужской монастырь. В течение двух столетий в Усть-Выми находилась кафедра Пермских епископов.

В Свято-Стефановском храме Михайло-Архангельского мужского монастыря паломников встретил игумен монастыря Симеон (Кобылинский). Игумен Симеон и протоиерей Олег Ширинкин соборно совершили Божественную литургию, панихиду в Дмитриевскую родительскую субботу и молебен с чтением акафиста святителям Великопермским. Паломники сподобились причащения Святых Христовых Тайн на древней зырянской земле, откуда Святитель Стефан начал христианскую проповедь. «Столько причастников сегодня – подарили нам радость», — сказал игумен Симеон по окончании богослужения. Отец Симеон с большим вниманием встретил паломников из Перми, которые почувствовали, что традиция хлебосольного приема действительно сохраняется в Михайло-Архангельском монастыре.

Также паломники посетили часовню трех Святителей, где под спудом покоятся мощи свтт. Герасима, Питирима, Ионы,

поклонились кресту, установленному на месте убиения свт. Питирима.

Свт. Питирим возвращался из Чердыни, после крещения Чердынцев, и, не дойдя до Владычного городка в Усть-Выми, был убит от рук язычника-вогула. Во время экскурсии к святыням монастыря над храмом свт. Стефана и часовней трех святителей на радость паломников разошлись темные серые тучи и в небе появился ясный лазурный просвет.

Запомнились слова, написанные на памятной табличке в часовне трех Святителей: «В дар русской Православной церкви, склоняя голову перед славой прошлого, в назидание малодушию настоящего, с надеждой на великое будущее России».

От древнего храма Святителя Стефана Великопермского, построенного в Усть-Выми в 1761 году, паломники отправились в новый Кафедральный собор, воздвигнутый во имя свт. Стефана Великопермского в Сыктывкаре. Собор поразил своим величием.

В соборе паломники поклонились раке с частицей мощей свт. Стефана.

Неожиданностью для паломников стала теплая встреча с Преосвященным Питиримом, епископом Сыктывкарским и Воркутинским. Владыка радушно пригласил детей и педагогов в конференц-зал, дал духовное наставление, зачитал стихотворение собственного сочинения, рассказал о Сыктывкарской епархии и ответил на вопросы гостей.

В подарок Владыке пермские краеведы преподнесли новую книгу Николая Георгиевича Чагина «Храмы земли Чердынской», которая начинается с Усть-Вымской проповеди святителей.

Пора было возвращаться домой. В дороге дети не унывали: общим хором исполнили гимн России, «Выйду в поле с конем», «Крылатые качели» и другие детские песни. Порой участники экспедиции замолкали, тогда каждый думал о чем-то своем. Не выразить словами, что происходит в душе в такие минуты, в ней, будто тоже под спудом, крепнет вера, рождается молитва, соединяющая угодников Божиих с теми, кто к ним обращается.

По прибытии в Пермь был отслужен благодарственный молебен, после чего участники экспедиции продолжили молитву на воскресной Божественной литургии, где поклонились частице мощей св. князя Владимира, и получили благословение Высокопреосвященнейшего Мефодия, митрополита Пермского и Кунгурского.

Ксения Бабикова (методист Отдела ЦПШ Пермской епархии)

Один комментарий на “По стопам Великопермских святителей в глубину веков

  1. Обратная ссылка: writeessay

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *