Заметка

О ПОДВИГЕ КРЕСТОНОШЕНИЯ. В ДЕНЬ ПАМЯТИ СОРОКА МУЧЕНИКОВ СЕВАСТИЙСКИХ

22 марта Церковь прославляет сорок святых мучеников Севастийских.

О ЧЕМ НАС УЧИТ ИХ ПОДВИГ?

В Церкви нет ничего случайного и неважного. Когда мы внимательно следим за тем, что происходит за богослужением, исполняем то, к чему призывает нас Церковь, то нам открываются дивные дела Божии в обыденной жизни, так что вся она просвечивается светом Божиим, радостью жизни в Боге и с Богом. Вот и сегодня, если углубиться в то, что предлагает нам Церковь, можно обнаружить много поучительного и очень важного для нашей души.

22 марта Церковь прославляет сорок святых мучеников Севастийских. Это сорок римских воинов – тайных христиан, которые предпочли умереть страшной, мучительной смертью, но не отреклись от веры во Христа. Их поставили обнаженными на лед горного озера. На берегу озера мучители истопили баню, чтобы увеличить соблазн к отречению от веры: тот, кто согласился бы на предательство, мог сразу же согреться, вкусить пищу. Все было приготовлено…

Мы можем увидеть это на иконе, изображающей их подвиг. Постараемся внимательно всмотреться в нее, и тогда увидим не только памятную картину, относящуюся к IV веку, но и нечто, относящееся ко всем нам: образ, удивительно напоминающий наше время.

Церковные проповедники издавна сравнивали Севастийское озеро с грешным миром, а стоящих в нем мучеников – с верными чадами Церкви Христовой. В наши дни этот образ особенно понятен, когда мы видим, что делается вокруг – как разрушаются нравственные устои, разрушается великая Российская держава, разрушается семья. Пытается враг рода человеческого разрушить и Церковь. Образ страданий, которым были подвергнуты сорок мучеников Севастийских, ясно говорит также и о кошмаре, стремящемся завладеть сегодняшним миром.

Та сила, которая помогла святым мученикам выстоять тогда, поможет и нам при любых нападениях и скорбях; сила эта – любовь. В этих словах – корень всего. Когда мы смотрим на образ сорока мучеников, стоящих в озере, мы видим, как они любовью помогают друг другу. Кто-то ослабел и уже не может стоять, падает, но братья поддерживают его – кто рукой, кто подставляет плечо: кто-то из них покрепче – держит ослабевших прямо на руках. Это образ того, что должны делать все мы, христиане, в отношении друг ко другу. Нас ведь не так уж много, мы можем и должны становиться близкими людьми, узнавать друг друга, помогать тем, кто нуждается.

Для того и существует приход – для совместной молитвы, совместного богослужения и духовного общения. Очень важны здесь духовные беседы, совместный просмотр фильмов, рассказывающих о святых местах, и совместные паломничества, общие дела милосердия и благотворительности, организация воскресной школы. Мы должны воспитывать детей в христианском духе, учить их добру, любви, водить в храм, причащать. Им, как младшим братьям и сестрам нашим, мы должны подавать руку помощи в первую очередь. Если мы не сумеем воспитать смену – новое поколение христиан, то Церковь в нашем земном Отечестве может погибнуть. Всё восстановим, позолотим купола храмов, а ходить в них станет некому. Мы должны подавать руку помощи и больным, бедным, оставшимся без крова и средств к существованию. Не должны мы отвергать и тех, кто страдает тяжкими пороками, особенно пьянством, а должны молиться за них, удерживать их от страшной беды. Невозможно перечислить всех, кто нуждается в помощи.

Святые и праведники говорят: «Твое только то, что ты отдал». «Твое» есть только то, что перейдет по смерти тела в вечносгь, где нет никаких материальных благ: ни машин, ни домов, ни дач, ни тряпок. То, что мы собираем в своих домах, в банках и т.п. – все это сгниет. А если мы из любви к Богу и ближним поделимся с нуждающимися нашим достоянием, мы соберем себе сокровище для жизни вечной. И не обязательно это материальная помощь. Поделиться можно добром, лаской, теплым словом, улыбкой, дружеским приветом. Люди замерзают ныне от того лютого холода, который мы видим в их отношениях друг ко другу. Оледенели сердца, души людские – и их надобно оттаивать. Об этом нам и напоминают сорок мучеников, стоящих в ледяном озере.

Многие, наверное, читали книгу о блаженной московской старице схимонахине Ольге. Помните, как она не раз повторяла: «Холодно в храме, замерзаем!» Это оттого, что холодна молитва, замерзли сердца. Их надобно растопить любовью, заботой, вниманием друг ко другу. А мы постоянно недовольны друг другом, обижаемся, ссоримся, выясняем отношения. А между тем по нашим отношениям к единоверцам «внешние» (не церковные) люди судят о Церкви, о христианстве. Атмосфера в храме, в приходе должна быть такой, чтобы людям хотелось приходить сюда, чтобы они видели радостные лица, чтобы слышали слова бодрости и поддержки, благодарности, чтобы согрелись сердца. Но чаще всего мы унылы, безрадостны, раздражены. Кто же придет к нам таким? Пусть же пред нашим духовным взором постоянно будет сиять образ сорока мучеников, победивших смерть любовью братской. Давайте прощать друг друга, давайте стараться увидеть в наших близких образ Божий, не сердиться, не раздражаться, а терпением и любовью делать общее дело. Это дело – укрепление прихода, укрепление семьи, помощь нашим близким.

Хочется отметить еще один очень важный момент. Память сорока мучеников Севастийских всегда совершается во время Великого поста, и это, конечно, не случайно. Сорок дней поста (до Страстной недели) и сорок святых мучеников. Что же означает такая связь? Число сорок встречается в важнейших событиях священной истории. Сорок дней постился Моисей перед тем, как получил от Бога скрижали Завета. Сорок дней постился Господь наш Иисус Христос перед выходом Своим на проповедь и служение людям. Сорок лет скитался по пустыне богоизбранный народ перед тем, как войти в землю обетованную. Сорок лет дано было еврейскому народу на покаяние и осознание своего преступления – распятия Христа Спасителя: и тогда после нераскаянности исполнилось пророчество Сына Божия – Иерусалим был разрушен, а народ еврейский рассеялся по лицу земли. На сороковой день после смерти душа человека получает определение своей судьбы.

Думается, достаточно примеров, чтобы понять особую роль этого числа в духовной жизни. Что же оно означает? В одном из богослужебных текстов есть слова: «четвероконечен сый крест». Четыре – это число креста. Но это и число нашего материального мира, о чем хорошо знают люди науки. Три пространственных измерения (длина, ширина, высота) и время – вот четыре основных понятия того материального мира, в котором мы с вами живем. Здесь же можно вспомнить о четырех главных стихиях: земле, воде, воздухе и огне.

Сорок – это четыре, умноженное на десять (являющее собой число полноты, законченности, так как после десяти начинается новый ряд чисел). Следовательно, сорок – число полноты в нашем материальном мире. Для сорока мучеников это число означает полноту подвига крестоношения. Сорок Севастийских мучеников символизируют всю полноту Церкви Христовой, несущей свой крестный подвиг в мире. И все мы – православные христиане, если только не отказываемся от своего креста, принадлежим к этой полноте Церкви, несущей свет и спасение людям.

Из жития святых мучеников нам известно, как сатана хотел разрушить это число. Один из воинов, стоявших в озере, поддался соблазну и побежал к натопленной бане, не успев, правда, вкусить плоды предательства: сраженный ангелом смерти, упал он на берегу озера. В этот момент один из сорока золотых венцов, сиявших в воздухе над мучениками, стал удаляться вверх. Тогда воин из числа стражей на берегу сорвал с себя одежды и присоединился к стоящим в озере, прославляя Бога и исповедуя веру христианскую. Господь и Его святые посрамили диавола – сорок святых мучеников Севастийских навсегда остались в Церкви Христовой.

Каждый христианин призван идти вслед за нашим Учителем и Господом. И если Христос постился сорок дней, то и мы постимся сорок дней. Время Великого поста не случайно приходится на весну. Это настоящая весна для души нашей. Это возможность для ее пробуждения от спячки и расцвета новой жизни. Надо молиться и о том, чтобы даровал нам Господь весну покаяния, радость духовную и любовь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *