Святитель Иоанн Златоуст (†407)

0-0ioann_zlatoust

День памяти святителя Иоанна Златоуста

Сегодня мы совершаем память великого святителя и учителя Церкви, Иоанна, архиепископа Константинопольского, названного за редкий дар слова Златоустом. Ещё в бытность свою смиренным пресвитером в Антиохии, не искавшим ни славы, ни чести, будучи слабым телом, и внешне не примечательным, он был велик духом и крепок верой. Ничьё слово в Антиохии не имело большего влияния, чем проповедь Златоуста. Слава его распространилась далеко за пределы страны, и пресвитер Иоанн на 50-м году жизни был призван к святительскому служению на столичную кафедру в Константинополь. Его проповедь привела многих грешников к праведной жизни. Но ненавидевшие праведную жизнь люди из числа императорского двора и клира стали его лютыми врагами. Они добились его осуждения и ссылки. Измождённому болезнью святителю предстоял тяжкий путь, пролегавший через Малую Азию и горную Армению. Погоняемый не знавшей сострадания стражей, вступил он в пределы Кавказа и с трудом достиг окрестностей современного Сухуми. Там, в последний раз совершив Литургию, он скончался со словами: «Слава Богу за всё».

Церковь Христова не забыла духовных подвигов святого Иоанна Златоуста. Почти ежедневно в храмах совершается Литургия, составленная им; мы слышим его слово в Пасхальную ночь — призыв войти в радость Воскресения Христова. Более тысячи его пастырских поучений и писем, истолкование Священного Писания, подвижническая жизнь его многие столетия служат духовному возрастанию и спасению чад Церкви.

Перед кончиной святитель благодарил Бога за всё пережитое им. Почему же болезни и лишения не сломили его и не повергли в уныние, не вызвали ропота? Потому что телесные страдания для истинных последователей Христовых являются весельем. Тяжкие испытания и телесная боль за имя Христово очищают душу подвижника от пристрастия к суетному и земному, возвышают в ней меру ценностей истинных над мнимыми. В скорбях ослабевает желание бездуховных утех, развращающих душу и отягчающих совесть, и делающих сердце уязвимым, тщеславным и слабым. Болезни и лишения, переносимые с молитвой, исцеляют от самомнения и гордыни. Вот почему Господь, начертав ученикам Своим путь совершенства, назвал блаженными тех, кто проходит его.

Славя земной подвиг великого Святителя, научимся не страшиться страданий, причиняемых нам телесной болью, душевной скорбью или нанесённой обидой. Пусть жизненные невзгоды не омрачают нашу душу, пусть радость вселяется в наши сердца обильно. Испросим у святителя Иоанна Златоуста дара светлого мужества, с которым он сам прошёл свой жизненный путь. Вместе с великим угодником Божиим возблагодарим Бога за всё совершающееся с нами, за всё дарованное нам Богом в этой жизни. Аминь.

Питирим, архиепископ Волоколамский

иногда вылезаю из ракушки:) - Смерть, где твое жало. Ад, где твоя победа. Воскрес Христос, и ты низвержен!

Святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, один из трех Вселенских святителей, родился в Антиохии ок. 347 года, в семье военачальника. Его отец, Секунд, умер вскоре после рождения сына. Мать святого Иоанна, Анфуса, оставшись в двадцать лет вдовой, не стала более выходить замуж и отдала все силы воспитанию сына в правилах христианского благочестия. Юноша учился у лучших философов и риторов. Но, пренебрегая суетными знаниями язычников, будущий святитель рано обратился к углубленному изучению Священного Писания и молитвенному созерцанию. Святитель Мелетий, епископ Антиохийский (память 12 февраля), полюбивший Иоанна, как сына, наставил его в вере и в 367 году крестил. Через три года святой Иоанн был поставлен во чтеца. После того, как святитель Мелетий был отправлен в ссылку императором Валентом в 372 году, Иоанн совместно с Феодором (впоследствии — епископом Мопсуетским) учился у опытных наставников подвижнической жизни, пресвитеров Флавиана и Диодора Тарсийского. Особенное влияние на юношу оказал высокообразованный Диодор.

Когда скончалась мать Иоанна, он принял иночество, которое называл “истинной философией.” Вскоре Иоанна и Василия сочли достойными кандидатами для занятия епископских кафедр, и друзья решили удалиться в пустыню, избегая назначения. Однако святой Иоанн, сам уклонившись из смирения от архиерейского сана, тайно содействовал посвящению Василия. В это время святой Иоанн написал “Шесть слов о священстве,” великое творение православного пастырского Богословия. Четыре года провел святой в трудах пустыннического жительства, подвизаясь под руководством опытного духовного наставника. Здесь были им написаны три книги “Против вооружающихся на ищущих монашества” и сочинение “Сравнение инока с царем” (”Сравнение власти, богатства и преимуществ царских с истинным и христианским любомудрием монашеской жизни”), проникнутые высоким представлением о достоинстве иноческого звания. Два года святой соблюдал полное безмолвие, находясь в уединенной пещере. Для восстановления здоровья Иоанн должен был возвратиться в Антиохию. В 381 году святой епископ Мелетий Антиохийский посвятил его во диакона. Последующие годы были посвящены работе над новыми богословскими творениями: “О Провидении” (”К Стагирию подвижнику”), “Книга о девстве,” “К молодой вдове” (два слова), “Книга о святом Вавиле и против Юлиана и язычников.”

В 386 году святой Иоанн был хиротонисан епископом Антиохийским Флавианом во пресвитера. На него возложили обязанность проповедовать Слово Божие. Святой Иоанн оказался блестящим проповедником, и за редкий дар Богодохновенного слова получил от паствы наименование “Златоуст.” Двенадцать лет святой, при стечении толп народа, обычно дважды в неделю, а иногда — каждодневно, проповедовал в храме, глубоко потрясая сердца слушателей.

В пастырской ревности о наилучшем усвоении христианами Священного Писания святой Иоанн обращается к священной герменевтике — науке о толковании Слова Божия. Среди его экзегетических творений — толкования на целые книги Священного Писания (Бытия, Псалтирь, Евангелия от Матфея и Иоанна, Послания апостола Павла) и множество бесед на отдельные тексты святой Библии, а также поучения на праздники, в похвалу святых и слова апологетические (против аномеев, иудействующих и язычников). Иоанн-пресвитер ревностно исполнял заповедь попечения о бедных: при нем Антиохийская Церковь питала каждый день до 3000 дев и вдовиц, не считая заключенных, странников и больных.

В начале Великого поста 388 года святитель начал толкование книги Бытия. За Четыредесятницу он произнес 32 беседы. На Страстной седмице говорил о предателе и о Кресте, на Пасхальной седмице и до Пятидесятницы ежедневно прихожане наставлялись его пастырским словом. Толкование книги Бытия было закончено в конце октября. С Пасхи следующего года святой начал изъяснение Евангелия от Иоанна, а в конце 389 года перешел к Евангелию от Матфея. В 391 году антиохийские христиане слушали его толкование на Послания святого апостола Павла к Римлянам и к Коринфянам. С 393 года он обратился к Посланиям к Галатам, Ефесянам, Тимофею, Титу и псалмам. В беседе на Послание к Ефесянам святой Иоанн обличал антиохийский раскол: “Говорю и свидетельствую, что раздирать Церковь не менее значит, как и впадать в ересь. Церковь есть дом Отца Небесного, Единое Тело и Единый Дух.”

Росла слава святого проповедника, и в 397 году, по преставлении Константинопольского архиепископа Нектария, преемника святителя Григория Богослова, он был вызван из Антиохии для поставления на Константинопольскую кафедру. В столице святой архипастырь не мог проповедовать так часто, как в Антиохии. Множество дел ожидало решения святителя, он начал с главного — с духовного совершенствования священства. И здесь лучшим примером был он сам. Средства, которые предназначались для архиепископа, святой обратил на содержание нескольких больниц и двух гостиниц для паломников. Архипастырь довольствовался скудной пищей, отказывался от приглашений на обеды. Ревность святителя к утверждению христианской веры распространялась не только на жителей Константинополя, но и на Фракию, включая славян и готов, Малую Азию и Понтийскую область. Им был поставлен епископ для Церкви Боспора, находившейся в Крыму. В Финикию, Персию, к скифам для обращения ко Христу язычников святой Иоанн направлял ревностных миссионеров, писал послания в Сирию, чтобы вернуть Церкви маркионитов, и добился этого. Храня единство Церкви, святой не позволил могущественному готскому военачальнику, диктовавшему свои условия императору, открыть в Константинополе арианский храм. Много трудов положил святитель на устроение благолепного Богослужения: составил чин Литургии, ввел антифонное пение за всенощным бдением, написал несколько молитв чина елеосвящения.

Распущенность столичных нравов, особенно императорского двора, нашла в лице святителя нелицеприятного обличителя. Когда императрица Евдоксия распорядилась о конфискации последней собственности у вдовы и детей опального вельможи, святой встал на их защиту. Гордая императрица не уступила и затаила гнев на архипастыря. Ненависть Евдоксии к святителю разгорелась с новой силой, когда недоброжелатели сказали ей, будто святитель в своем поучении о суетных женщинах имел в виду ее. Суд, составленный из иерархов, справедливо обличаемых ранее Златоустом: Феофила Александрийского, Севериана, Гевальского епископа, незадолго перед тем изгнанного из столицы за беспорядки, и других — постановил низложить святого Иоанна и за оскорбление императрицы предать казни.

Император заменил казнь изгнанием. У храма толпился возбужденный народ, решивший защищать своего пастыря. Святитель, чтобы избежать волнений, сам отдал себя в руки властей. Той же ночью в Константинополе произошло землетрясение. Дворец содрогнулся. Испуганная Евдоксия просила императора срочно вернуть святого и немедля послала письмо изгнанному пастырю, умоляя его вернуться. И вновь в столичном храме святитель в краткой речи благословляет Господа “за все пути Его.”

Клеветники бежали в Александрию. Но уже через два месяца новый донос пробуждает гнев Евдоксии. В марте 404 года состоялся неправедный Собор, постановивший изгнать святого Иоанна. По удалении его из столицы, пожар обратил в пепел храм Святой Софии и здание сената. Вскоре последовали опустошительные набеги варваров, а в октябре 404 года умерла Евдоксия. Даже язычники видели в этих событиях небесное наказание за неправедное осуждение угодника Божия.

Находясь в Армении, святитель еще более старался укрепить своих духовных чад. В многочисленных письмах (их сохранилось 245) епископам Азии, Африки, Европы и особенно своим друзьям в Константинополе святой Иоанн утешал страдающих, наставлял и поддерживал своих приверженцев. Зимой 406 года святитель Иоанн был болезнью прикован к постели. Но враги его не унимались. Из столицы пришел приказ перевести святого Иоанна в глухой Питиус (в Абхазии). Истощенный болезнями святитель в сопровождении конвоя три месяца в дождь и зной совершал свой последний переход. В Команах силы оставили его. У склепа святого Василиска (память 22 мая), утешенный явлением мученика (”Не унывай, брат Иоанн! Завтра мы будем вместе”), причастившись Святых Тайн, вселенский святитель со словами “Слава Богу за всё!” отошел к Господу 14 сентября 4 0 7 года. Ему было 60 лет от роду — век не великий, и из него он в течение 6,5 лет был архиепископом, а 3 года и 3 месяца провел в заточении. Святитель Иоанн Златоуст был погребен в Команах.

Святитель Иоанн Златоуст Погребение Иоанна Златоуста
Святитель Иоанн ЗлатоустПервая гробница (саркофаг) Иоанна Златоуста в Каманах, Абхазия

Перенесение его честных мощей из Коман в Константинополь совершилось в 438 году, через 30 лет после смерти святителя, при сыне Евдоксии императоре Феодосии II (408 — 450). По прибытии мощей святителя Иоанна в Константинополь, 27 января 438 года весь город, во главе с Патриархом Проклом, императором Феодосием, со всем его синклитом и множеством народа вышел навстречу. Многочисленные клирики со свечами, кадилами и хоругвями взяли серебряную раку и с песнопениями внесли ее в церковь святой мученицы Ирины. Когда Патриарх Прокл открыл гроб, тело святителя Иоанна оказалось нетленным, от него исходило благоухание. Припав ко гробу, император Феодосии II со слезами просил святителя простить его мать.

Позднее мощи святителя были вывезены в Рим. 26 ноября 2004 года мощи Иоанна Златоуста, по решению папы Иоанна Павла II, были возвращены Константинопольской церкви вместе с мощами Григория Богослова. В настоящее время мощи Иоанна Златоуста хранятся в соборе Святого Георгия в Стамбуле.

Святитель Иоанн ЗлатоустКафедральный собор св. Георгия в Стамбуле, Константинопольский Патриархат.

Известно, что большая часть мощей святителя Иоанна Златоуста хранится в греческих монастырях на Святой Горе Афон: перст от десницы — в монастыре Ксиропотам, левая рука — в монастыре Великая Лавра, большая часть десницы — в монастыре Филофей. Однако история появления этих мощей на Афоне не вполне ясна. Вероятно, они попали в афонские монастыри после разграбления Константинополя крестоносцами: часть святынь тогда удалось спасти и перевезти на Афон.

Святитель Иоанн ЗлатоустГлава Иоанна Златоуста с нетленным ухом

В XVI–XVII веках русское правительство скупило 14 частей мощей Иоанна Златоуста. В 1655 году царь Алексей Михайлович попросил афонских монахов привезти в Москву для поклонения Крест Константинов и главу уже упоминавшегося ранее Иоанна Златоуста. Царь даже лично написал грамоту с обязательством вернуть реликвии обратно. За услугу же заплатил монастырю 2000 рублей, но отдавать крест и мощи передумал. Видимо, в обладании этими мощами была такая уж большая необходимость, что царь пошел на совершение греха — солгал монахам. Однако на Афоне решили отомстить и сказали, что в Москву главу Иоанна Златоуста не отправляли, а переслали голову Андрея Кесарийского. Мол, извините, ошибка вышла, не ту голову отправили, нам очень жаль.

Святитель Иоанн ЗлатоустДесница Иоанна Златоуста, хранящаяся в монастыре Филофей на Афоне.

В итоге развернулись нешуточные споры. В результате всей этой неразберихи до сих пор нет единого мнения по вопросу о том, где же на самом деле находится голова Иоанна Златоуста. Так или иначе, но ничто не мешает обеим сторонам важно заявлять о том, что именно их церковь обладает истинными мощами святого.

 Ученик святого Иоанна, преподобный Исидор Пелусиотский (память 4 февраля), писал: “Дом Давидов укрепляется, а дом Саулов слабеет, как ты видишь: он победил бурю жизни и переселился в Небесный покой.”

 

 

акафист - Самое интересное в блогах

Тропарь святителю Иоанну Златоусту, глас 8

Уст твоих, якоже светлость огня возсиявши, благодать / вселенную просвети: / не сребролюбия мирови сокровища сниска, / высоту нам смиренномудрия показа. / Но твоими словесы наказуя, отче Иоанне Златоусте, // моли Слова, Христа Бога, спастися душам нашим.

Кондак первый, глас 1

Возвеселися таинственно честная Церковь / возвращением честных твоих мощей, / и, сия сокрывши, яко злато многоценное, / поющим тя неоскудно подавает / молитвами твоими исцелений благодать, // Иоанне Златоусте.

Кондак второй, глас 6

От Небес приял еси Божественную благодать / и твоими устнами вся учиши покланятися в Троице Единому Богу, / Иоанне Златоусте, всеблаженне преподобне, / достойно хвалим тя: / еси бо наставник, // яко Божественная являя.

Молитва святителю Иоанну Златоусту

О святителю великий Иоанне Златоусте! Многая и различная дарования от Господа приял еси и, яко раб благий и верный, вся, данный тебе, таланты добре умножил еси, сего ради воистинну вселенский учитель был еси, яко всяк возраст и всяко звание от тебе поучается. Ты еси отроком – послушания образ, юным – целомудрия светило, мужем – трудолюбия наставник, старым – незлобия учитель, иноком – воздержания правило, молящимся – вождь, от Бога вдохновенный, мудрости ищущим – ума просветитель, витиям доброглаголивым – слова живаго источник неисчерпаемый, благотворящим – милосердия звезда, начальствующим – правления мудраго образ, правды ревнителем – дерзновения вдохновитель, правды гонимым – терпения наставник, всем вся был еси, да всяко некия спасеши. Над всеми же сими стяжал еси любовь, яже есть соуз совершенства, и тою, яко силою Божественною, вся дарования во единем лице твоем во едино совокупил еси и туюжде любовь, разделенная примиряющую, в толковании словес апостольских всем верным проповедал еси. Мы же, грешнии, по единому кийждо свое дарование имуще, единения духа в союзе мира не имамы, бываем тщеславии, друг друга раздражающе, друг другу завидяще, сего ради дарования наша разделенная не в мир и спасение, но во вражду и осуждение нам являются. Темже к тебе, святителю Божий, припадаем, раздором обуреваеми, и в сокрушении сердца просим: молитвами твоими отженй от сердец наших всяку гордость и зависть, нас разделяющия, да во мнозех удех едино тело церковное будет, да по словеси твоему молитвенному возлюбим друг друга и единомыслием исповемы Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Святитель Иоанн Златоуст

АКАФИСТ СВЯТИТЕЛЮ ИОАННУ, АРХИЕПИСКОПУ КОНСТАНТИНА ГРАДА, ЗЛАТОУСТОМУ >>>

 

 

Телепередача «На сон грядущим Беседы протоиерея Андрея Ткачева»   «Святитель  Иоанн Златоуст —  О трояком суде».

 

Иоанн Златоуст. Святитель Иоанн Златоуст. Иоанн Златоуст молитва. Иоанн Златоуст перенесение мощейСвятой Иоанн Златоуст — обличитель.

Имя святителя Иоанна Златауста знакомо каждому православному человеку — хотя бы потому, что в храмах служится составленная им литургия. Но если представить себе, как он во плоти вдруг оказался бы на этой литургии, — что бы он сказал с амвона? Отметил бы, как много изменилось в порядке богослужения с IV века? Удивился бы, насколько иначе выглядят сегодня прихожане? Или, напротив, произнес бы пламенную проповедь о том, как мало на самом деле изменили прошедшие века христианской истории человеческие души, как живут в нас те же редкие добродетели и распространенные пороки, что и в его времена? Далее статья на Православие и Мир >>>

Молитвы на потребу - МОЛИТВОСЛОВ - Каталог статей - Персональный сайт«Слава Богу за все»

Жизненный гимн Иоанна Златоуста 

Далее статья в журнале «ФОМА» >>>

 

 

ИОАНН Златоуст, архиепископ Константинопольский, — святой, Вселенский учитель Церкви, один из величайших отцов Церкви. Он был замечательным проповедником: его Труды  и до сего дня восхищают глубиной мудрости,христианским благочестием, преданностью Православию и необыкновенной красотой изложения. С его именем связан чин Литургии, совершающейся в течение всего года в православных храмах, мы слышим его слово в Пасхальную ночь — призыв войти в радость Воскресения Христова.

Святитель Иоанн Златоуст совершает Литургию. - Архитектура (Внутри) - Фотоальбом - Ки́ево-Пече́рская ла́вра

Святитель Иоанн Златоуст и его Литургия>>>

 

Труды святителя Иоанна Златоуста .

Священное Писание для каждого из нас должно быть учебной книгой и первой настольною во всю жизнью

что телесная пища для поддержания наших сил, то же чтение Писания для души.

Святитель Иоанн Златоуст

Иоанн Златоуст о путешествии На семи ветрах

• ТОЛКОВАНИЕ СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ

• Беседа о воскресении мертвых

• Беседа о том, что говорить к народу с угодливостью опасно

• Беседа по рукоположении во пресвитера

• Беседа пред отправлением в ссылку

• Беседа по возвращении из изгнания

• Беседы по возвращении из первой ссылки

• Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении святителя из ссылки

• Беседа о мучениках и о сокрушении и милостыне

• Беседа против непришедших в собрание

• Беседа после землетрясения

• Беседа о том, что никому не должно отчаиваться

• Беседа о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

• Беседа о скорбях

• Беседа на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, …все содействует ко благу, о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

• Беседа о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

• Беседа когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

• Беседа об Илии и вдовице, а также и о милостыне

• Беседа в великую седмицу

• Беседа о совершенной любви, и о воздаянии по достоинству дел, и о сокрушении

• Беседа о том, что один Законодатель Ветхого и Нового заветов, также об одежде священника, и о покаянии

• Беседа против оставивших церковь и ушедших на конские ристалища и зрелища

• Беседа о воздержании

• Беседа о Мелхиседеке

• Беседы о браке

• Беседы на праздники

• Беседы о статуях

• Беседы о покаянии

• Беседы о бессилии дьявола

• Беседы о кресте и разбойнике

• Беседы о св. Апостоле Павле

• Божественная литургия

•      Порядок Божественной Литургии святого отца нашего Иоанна Златоуста

• ВЫБОРКИ ИЗ РАЗНЫХ СЛОВ СВ. ИОАННА ЗЛАТОУСТА

• Две молитвы Иоанна Златоуста

• Дополнения к беседам

• К Феодору падшему увещания

• К враждующим против монашеской жизни

• К Стагирию подвижнику

• К молодой вдове

• Книга о девстве

• Обозрение книг Ветхого Завета

• Одиннадцать бесед св. Иоанна Златоуста

• О душевном сокрушении

• О священстве

• О судьбе и провидении

• О предательстве Иуды

• О кладбище и кресте

• О Сусанне

• О творении мира

• О реке Иордане

• Об Иосифе и целомудрии

• Об утешении при смерти

• О праведном и блаженном Иове

• Против аномеев

• Против иудеев

• Похвалы святым

• Похвала святому отцу нашему Евстафию, архиепископу Антиохии великой

• Похвала епископу Диодору

• Похвала египетским мученикам

• ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

•      Дополнение к письмам св. Иоанна Златоуста

• Пять слов об Анне

• Рассуждение против иудеев и язычников

• Слово на Святую Пасху

• Слово о Лазаре

• Слово против упивающихся и о воскресении

• Слово к жившим вместе с девственницами

• Слово к девственницам, жившим вместе с мужчинами

• Слово на Новый год

• Слово о проклятии

• Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями

• Слово о змее, повешенном на кресте Моисеем в пустыне, и о божественной Троице

• Слово о трех отроках и о печи вавилонской

• Слово на Рождество Спасителя нашего Иисуса Христа

• Слово о пророке Илие

• Слова огласительные

• Сотницы

• Сравнение власти, богатства и преимуществ царских с истинным и христианским любомудрием монашеской жизни

• Три беседы о Давиде и Сауле

• DUBIA (Творения, для которых авторство Златоуста сомнительно)

• SPURIA (Творения, приписываемые святителю)

 


Один комментарий на “Святитель Иоанн Златоуст (†407)

  1. Обратная ссылка: writeaessay

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *