Устройство Храма

Внешняя форма храмов.

С древних времен внешняя форма храма, получившая наиболее распространение, напоминала, согласно Апостольским постановлениям, продолговатый корабль, символизирующий корабль спасения.

Храмы строят также в виде креста, так, как через Крест Христов Церковь  получила свое начало и силу; или устраиваются в виде круга, означающего вечность и нерушимость Церкви. Иногда основание храма представляет  собой восьмиконечную звезду, символизирующую Вифлеемскую звезду, которая привела волхвов к пещере и яслям, где родился Спаситель. Церковь также является путеводной звездой, которая ведет верующих ко спасению, к вечной жизни, жизни со Христом и во Христе.

69256475-6240708_42680770

Здание храма обычно завершается куполом, изображающим небо, а купол венчает глава.  На храме бывают устроены одна или несколько глав:

одна глава- означает Главу Церкви, то есть Иисуса Христа;

две главы- два естества Иисуса Христа6 Бог и чловек;

три главы — Пресвятую Троицу;

пять- Иисуса Христа и четверых евангелистов;

семь- семь Таинств  Церкви и семь Вселенских  соборов;

девять — девять чинов ангельских;

тринадцать — Иисуса Христа и двенадцать апостолов.

Иногда храмы возводились и с большим количеством глав. Главы венчаются Крестом.

Крест.

Крест есть красота церковная, царем держава, верным утверждение… бесом же язва (Гал6:14).

Существует несколько форм Креста:

КРЕСТ ЧЕТЫРЕХКОНЕЧНЫЙ, РАВНОСТОРОННИЙ — знамение Креста Господня, означает, что ко спасению призываются люди со всех четырех сторон света.

КРЕСТ ЧЕТЫРЕХКОНЕЧНЫЙ С УДЛИНЕННОЙ НИЖНЕЙ ЧАСТЬЮ — символизирует любовь и долготерпение Бога, отдавшего Сына на крестную жертву за грехи наша.

КРЕСТ ЧЕТЫРЕХКОНЕЧНЫЙ С ПОЛУКРУЖИЕМ В ВИДЕ ПОЛУМЕСЯЦА — Крест и полукружие означают якорь спасения и упокоения в Царстве Небесном.

ВОСЬМИКОНЕЧНЫЙ КРЕСТ- форма этого Креста соответствует тому Кресту, на котором был распят Христос. Это есть образ Креста Христова.

Колокольня.

Над входам в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня или звонница, то есть башня, на которой висят колокола, употребляемые, чтобы созывать верующих на молитву и для возвещения о важнейших частях совершаемой в храме службы.

Внутреннее устройство храма.

Православный храм по внутреннему устройству делится на три части: алтарь, средний храм и притвор. Алтарь символизирует Царство Небесное. В средней части стоят все верующие. В притворе в первые века христианства стояли оглашенные, которые только готовились к таинству Крещения. Ныне в притвор иногда посылают стоять тяжко согрешивших для исправления. Также в притворе можно купить свечи, подать записки для поминовения, заказать молебен и панихиду и т. д. Перед входом в притвор устраивается возвышенная площадка, называемая папертью.Христианские храмы строятся алтарем на восток — в сторону, где восходит солнце: Господа Иисуса Христа, от Которого воссиял нам незримый Божественный свет, мы называем «Солнцем Правды», пришедшим «с высоты Востока».
Каждый храм посвящается Богу, нося имя в память того или иного священного события или угодника Божия. Если в нем несколько алтарей, то каждый из них освящается в память особого праздника или святого. Тогда все алтари, кроме главного, называются приделами.Самая важная часть храма — алтарь. Само слово «алтарь» означает «возвышенный жертвенник». Он и устраивается обычно на возвышении. Здесь совершаются священнослужителями богослужения и находится главная святыня — престол, на котором таинственно присутствует Сам Господь и совершается таинство Причащения Тела и Крови Господней. Престол представляет собой особо освященный стол, облаченный в две одежды: нижнюю — из белого полотна и верхнюю — из дорогой цветной ткани. На престоле находятся священные предметы, прикасаться к нему могут только священнослужители.Место за престолом у самой восточной стены алтаря называется горним (возвышенным) местом, оно обычно делается возвышенным.Налево от престола, в северной части алтаря, стоит другой небольшой стол, также украшенный со всех сторон одеждою. Это жертвенник, на котором приготовляются дары для таинства Причащения.

Алтарь отделяется от среднего храма особой перегородкой, которая уставлена иконами и называется иконостасом.
Иконы также размещаются по стенам храма в рамах — киотах, лежат на аналоях — особых столиках с наклонной крышкой.Возвышение перед иконостасом имеет название солея, середина которой — полукруглый выступ перед царскими вратами — именуется амвоном. Здесь диакон произносит ектении и читает Евангелие, отсюда проповедует священник. На амвоне же преподается верующим и Святое Причастие.По краям солеи, возле стен, устраиваются клиросы для чтецов и хоров. Подле клиросов ставятся хоругви, или иконы на шелковой материи, повешенные на позолоченных древках и имеющие вид знамен. Как церковные знамена они выносятся верующими при крестных ходах. В кафедральных соборах, а также на архиерейское служение посреди церкви ставится еще амвон архиерейский, на котором архиереи облачаются и стоят при начале литургии, во время молебнов и при некоторых других церковных службах.В храме имеется еще и канунник, или канун, с изображением распятия и рядами подсвечников. Перед ним служатся заупокойные богослужения — панихиды.Перед праздничными аналоями и чтимыми иконами стоят подсвечники, на которые верующие ставят свечи. С потолка свисают паникадила со множеством свечей, ныне электрических, зажигаемых в торжественные моменты службы.

Иконостас и его символика.

0_12622_399b78f3_XL

Строение иконостаса подразумевает конструкцию из нескольких рядов икон (четыре — пять), внизу трое врат, завершается иконостас вверху крестом. Иконы обращены к молящимся и символизируют соединение Божественного начала с Земным. Таким образом, за богослужением собрание верующих, как бы, поставлено лицом к лицу с собранием небожителей, таинственно присутствующих в образах иконостаса.

 

Традиционно устройство иконостаса предполагает в центре расположение Царских Врат, напротив престола. Они называются так потому, что через них выходит святая сила, которой был наделен Христос. Слева от Царских Врат, напротив жертвенника — северные двери для выхода священнослужителей и их помощников во время богослужения; справа иконостас имеет южные двери для входа священнослужителей.

Изнутри Царских Врат привешивается завеса, которую открывают или закрывают в определенные моменты богослужения. Открытие завесы изображает открытие людям тайны Спасения. Открытие Царских Врат означает открытие христианам Царствия Небесного.

Сам иконостас обыкновенно украшается иконами в несколько рядов. По сути своей иконостас — попытка представить человеку историю сотворения мира.

Строение иконостаса: нижний ряд

 

Крайний образ справа — это «храмовая икона». Она символизирует праздник или святого в честь которого освящена церковь. Там же, слева — «икона местного ряда». Она указывает какого святого наиболее почитают в этих краях. На Царских вратах размещены небольшие иконы Благовещения и четырех евангелистов: Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Над Царскими вратами находится икона «Тайная вечеря» — символ таинства Евхаристии. Справа от Царских врат — большая икона Спасителя, слева от них — икона Божией Матери с Младенцем на руках. На северных и южных вратах — архангелы Гавриил и Михаил (иногда — святые диаконы).

Строение иконостаса: второй ряд

 

Если нижний ряд знакомит нас с основополагающими моментами православного вероучения и с особенностями местного почитания святых, то второй ряд (он еще называется Деисусным) более сложен: здесь больше икон, и они меньше по размеру. Весь этот ряд символизирует моление Церкви ко Христу, моление, которое происходит сейчас и которое завершится на Страшном суде.
В центре ряда (непосредственно над Царскими вратами и иконой «Тайной вечери») находится изображение «Спас в силах». Христос, сидящий на престоле с книгой, изображен на фоне красного квадрата с вытянутыми концами (земля), синего овала (мир духовный) и красного ромба (мир невидимый). Этот образ представляет Христа как грозного судию всего мироздания.

Справа находится образ Иоанна Предтечи, Крестителя Господня, слева — икона Божией Матери. Не случайно это — «Заступница» (Богородица изображена в полный рост, смотрящей влево и со свитком в руке). Справа и слева от этих икон — изображения архангелов, пророков и наиболее известных угодников, являющих собой святую Церковь Христову.

Строение иконостаса: третий ряд

 

Это так называемый «праздничный» ряд. Его еще можно назвать историческим: он знакомит нас с событиями Евангельской истории (первая икона здесь — Рождество Пресвятой Богородицы, далее идут Введение во Храм, Благовещение, Рождество Христово, Сретение, Богоявление, Преображение, Вход в Иерусалим, Распятие, Воскресение, Вознесение, Сошествие Святого Духа, Успение. (Количество праздничных икон может быть разным).

Строение иконостаса: четвертый ряд

 

Четвертый ряд — пророческий. Если иконы третьего ряда являются своеобразными иллюстрациями к Новому Завету, то четвертый ряд вводит в нас во времена ветхозаветной Церкви, Здесь изображены пророки, возвещавшие о грядущем: Мессии и о Деве, от которой родится Христос. Не случайно в центре ряда находится икона Божией Матери «Оранта», или «Молящаяся», изображающая пречистую Деву с молитвенно поднятыми к небу руками и Младенцем на лоне.

Строение иконостаса: пятый ряд

 

Этот ряд называется «праотеческим». Его иконы отсылают нас к событиям еще более давнего времени. Здесь изображены праотцы — от Адама до Моисея. В центре ряда помещается «Ветхозаветная Троица» — символ предвечного совета Святой
Троицы о самопожертвовании Бога Слова во искупление человеческого грехопадения.

Выбор изображаемых праотцев произволен, как правило, смысл выбора известен тем, кто заказывал иконостас. Верх иконостаса увенчивается изображением распятия. Здесь нужно оговориться, что подобное устройство иконостаса имеется не во всех храмах.

В церквах древней Руси этот тип пятиярусного иконостаса был господствующим, но иногда число рядов могло быть уменьшено и до одного с необходимым изображением Тайной Вечери над Царскими вратами.

Святые мощи.

В каждом храме есть частицы святых мощей особо почитаемого в нем угодника Божия. Святым мощам поклоняются не только по тому, что это останки людей, прославившихся своей высокодобродетельной жизнью, но и потому, что они  являются огромными вместилищами  благодати Святого Духа, обильно подаваемой припадающим к ним с верой.

Божественная благодать святых мощей открывалась и открывается во многих чудесных, сверхъестественных действиях на верующих, настолько разнообразных, насколько разнообразны нужды и потребности человека. Она врачевала телесные болезни, прогоняла демонов, исцеляла душевные недуги, утешала, ограждала и защищала от внешних бедствий не только отдельных людей, но и целые Церкви и народы. Чудодейственная сила святых мощей известна с древних времен христианства.

Основанием почитания мощей служит не их нетление, а присущая им благодатная сила. Точно так же основанием для канонизации святых служит не нетление останков, а разительное проявление Духа святости их жизни и в чудотворениях от их мощей.

В знак высокого чествования святых и в ознаменование той вечной славы, которой они сияют, как солнце, в Царствии Небесном, у мощей возжигают лампады.

Далее предлагаем посмотреть фильм Митрополита Илариона (Алфеевы) «Введение во храм» из  документального цикла «Человек перед Богом»

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *