Поздравляю вас с первым сентября — началом нового учебного года. По-хорошему, он должен дать нам новые знания, открыть в мире то, что мы о нем не знали, помочь увидеть что-то важное в себе и других. Кто-то из детей ждет этого первого дня учебы с нетерпением, а кто-то, наоборот, думает — когда же они, эти первые сентября, наконец, кончатся!
Но и мы, взрослые — мы тоже учимся вместе с нашими детьми. Мы тоже проходим свою школу — школу общения и любви.
Я десять лет посвятил работе с детьми и подростками, сейчас занимаюсь педагогикой в высшей школе, и видел немало счастливых семей. Я могу утверждать: при всей суете современной жизни и сегодня возможно жить так, чтобы школьные годы ребенка стали для родителей временем роста в мудрости и взаимопонимании. Что же для этого нужно?
Капля интереса
Иногда от нас требуется всего лишь капля заинтересованности в том, что интересно ребенку. Немного времени, чтобы выслушать, не перебивая. Я не все могу понимать, не со всем бываю согласен, но очень важно дать человеку право на собственное мнение, дать ему быть услышанным — уже с самого раннего возраста.
Часто родителей больше всего беспокоят чисто практические вопросы помощи в учебе. Кто-то ищет профессионалов, чтобы они помогали. Кто-то считает, что сам может помочь — тем более, что сейчас практически по любой дисциплине можно найти массу литературы. Но я думаю, что знание предметов и навык решать задачки, какими сложными бы они ни казались — это только полдела.
Немного удивления
Важнее — умение удивляться, чтобы заражать интересом и энтузиазмом. Мне на ум приходит сценарий фильма «Ключ без права передачи». Помните, одна учительница заражает детей своей любовью к литературе, да и к жизни вообще, а другая просто ведет скучный урок и завидует этой молодой. Радость открытия — давно ли это с нами было последний раз? Помним ли мы, как это происходит? Можем ли мы этим поделиться? А без этого грош нам цена, родителям и педагогам!
Чуть-чуть терпения
Еще скажу о другой грани педагогического мастерства — умении терпеть слабость формирующейся личности, не упрекая за эту слабость, веря, что это — временно. Например, внимание ребенка слабее нашего, и может казаться вовсе невнимательностью. Между тем, нежелание осваивать определенную дисциплину может быть связано с неприятными чувствами, которые эту дисциплину сопровождают (не сложилось с учительницей, или еще что). Получается ли у нас не раздражаться, когда все кажется элементарным, а он всё не понимает? Получается ли видеть в ребенке не неудачника, а человека, которому многое дано, но, быть может, он пока этого не нащупал?
Вот и выходит, что школьные годы детей — это, в первую очередь, время воспитания родителей и педагогов.
Воспитание полоской света
У моего любимого Симона Соловейчика есть парадоксальный пример. Один из его друзей воспитывался, если можно сказать, сам. Отец не сидел с ним над уроками, не вел длинных педагогических бесед. Он много работал, даже по ночам, и полоска света, пробивающаяся из-под двери в кабинет отца — вот этот лучик и воспитывал ребенка. В результате вырос, если верить Соловейчику, образованный человек, любящий труд —выросла личность.
Получается, что самое большое влияние на детей оказывает наш собственный пример. Вопрос к нам: сумели ли мы сами выстроить целостную жизнь, такую жизнь, где есть место творчеству, радости, доверию друг другу, умению справляться с трудностями и поддерживать друг друга в сложные моменты — и благодарности?
Владимир Стрелов.
Образование и Православие /Блог Фонда «Предание« |