Заметка

Проповедь.

 

«Святые Отцы Церкви называют церковную проповедь «священнодействием слова». Это значит, что церковная православная проповедь — совсем не то, что изложение или преподавание какого-либо учения человеческого. И в науке человеческой непростительно слушателям относиться с пренебрежением к учителю, тем более непростительно показывать такое пренебрежение к учителю церковному. Церковный проповедник возвещает не свои мысли, не свое учение, а слово Самого Бога. Он составляет проповедь с призывом помощи и благословения Божия, он произносит ее во имя Отца и Сына и Святого Духа. Он признает себя орудием, которое Богу угодно было избрать для возвещения людям Его вечной истины, и молит Бога, чтобы Он удостоил его и дал ему силу и способность посеять в чадах Его святой Церкви семя веры и добродетели. Он исходит на проповедь большей частью после приобщения Святых Тайн, от Святого Престола, облобзав Его для своего собственного освящения и просвещения; он предстает пред слушателями, облаченный в знамения своего священного сана и служения; он надеется в слушателях, по крайней мере в своих духовных чадах, встретить участие, доверие, любовь. Он делает свое дело во имя своего святого долга, со смирением и по мере талантов, какие дал ему Господь. По всему этому слушателям, если они не напрасно называют себя христианами, поворачиваться к нему спиною, выражать пренебрежение толкотнею и шумом, заглушать его голос хлопаньем дверей — ни с какой стороны не простительно.

Войдите в расположение духа истинно христианское — и вы никогда себе этого не позволите. Вы благоговеете пред Богом? Вы склонны и способны желать и просить у Бога вразумления и просвещения? Не пренебрегайте теми орудиями, которые избрал Господь себе на служение. «Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас – Меня отвергается (Лк 10, 16)», – сказал Господь апостолам и в лице их преемникам их служения слову Евангелия. По смыслу этих слов Спасителя, оскорбляющий проповедника пренебрежением к его слову оскорбляет Самого Христа. Не говорите, что не все проповедники заслуживают внимания, не все хорошо проповедуют. Почему вы знаете, когда и чрез кого Господу угодно просветить вас и наставить вас? «Бог избрал немудрое мира, – говорит апостол, – чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, — для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом (1 Кор 1, 27–29)»…

/ Из книги архиепископа Амвросия (Ключарева) «Искусство проповеди»

Как испортить хорошую проповедь

Вредные советы

Священник Леонид Кудрячов

Проповедник так или иначе может испортить проповедь. Но это под силу и его слушателям. Немножко изобретательности, чуть-чуть практики, и всё получится! Приведенные ниже вредные советы помогут сориентироваться и пропустить даже очень хорошую проповедь мимо ушей, ума и сердца. Начнем с самого очевидного: проповедь не нужно слушать. Проповедник выходит на амвон, а ты иди на паперть подышать свежим воздухом. Также можно поискать свободное место на лавочке. Если найдешь, сядь и подремли. Если нет, не отчаивайся: проповедь не затронет твоего сознания, если ты займешься целованием икон, поставлением свечей или таким добрым делом, как сбор огарков. Более того, веди себя активно и суетливо, и, возможно, проповедь будет испорчена не только для тебя, но и для других прихожан, которые будут отвлекаться на твои действия. Есть и другие способы навредить окружающим. Например, с началом проповеди присоседься к знакомой бабушке и расспроси ее про здоровье. Или подойди к мамочке с детишками и сочувствующе поинтересуйся, как она с ними справляется. Таким вежливым разговором можно убить двух зайцев одним выстрелом: проповедь для себя и проповедь для собеседника.

Перемещения с прихода на приход очень помогают если не загубить проповедь на корню, то, по крайней мере, минимизировать ее влияние. Здесь уместно привести бородатую шутку о том, как после сильной и трогательной проповеди все присутствующие в храме, кроме одного мужчины, стояли с мокрыми глазами. На вопрос, почему он не плачет, тот человек ответил: «Я не с этого прихода». Постоянные скитания с прихода на приход мешают разглядеть в священнике духовного отца, проникнуться к нему доверием и симпатией. Недаром поговаривали древние римляне, что nemo orator nisi vir bonus (никто не может быть оратором, если не живет благочестиво). А это означает и обратное: если не позволить себе (или другим) увидеть в проповеднике человека доброго и хорошего, то и проповеди его утратят до половины своего достоинства.

Еще более искусный способ испортить проповедь заключается в том, чтобы поступать вопреки ее призывам. Если постараться, можно подорвать доверие ко всему проповедническому труду священника. Для этого следует после проповеди о любви разругаться с кем-нибудь при выходе из храма; после проповеди о милосердии – картинно фыркнуть, проходя мимо нищего у ворот; после проповеди о терпении – громко жаловаться во все уши на те или иные тяготы жизни. Таким образом происходит наглядная демонстрация того, что соль проповеди потеряла силу, а поучения проповедника – простые теоретизирования, не сочетающиеся с реальной жизнью. Важно проявить настойчивость и поступать раз за разом в этом же духе.

Хорошая проповедь сподвигает к размышлениям, в которых слушатель пытается приложить ее к своей жизни. Как пластырь или как розгу. От этих размышлений, а значит и от пользы проповеди, можно отвлечь. Достаточно после службы занять знакомого прихожанина беседой о том, как хорошо/плохо пел хор, как торжественно возглашал диакон, как вкусно благоухал ладан и т.д. Не говорите о проповеди. Чтобы растение засохло, его достаточно перестать поливать.

Если уж собеседник все-таки тяготеет к теме проповеди, то стоит воспользоваться вопросом: «Понравилась ли тебе проповедь?» Это очень замечательный вопрос, обладающий большим потенциалом к разрушению проповеднических стараний священника. Задать такой вопрос – значит свести проповедь с уровня глотка воды в пустыне до уровня деликатеса в ресторане. В первом случае вкусовые качества воды не обсуждают, ее пьют, чтобы жить, а во втором можно и носом покрутить и свое фе высказать. Если этот вопрос задавать везде и всюду, погромче да почаще, то он начнет витать в воздухе, и в конце концов его может унюхать и сам проповедующий, который, в свою очередь, может поддаться чаяниям публики и начать работать над «приятностью» наставлений. Тем самым есть шанс сломать или извратить тот идеал, когда проповедник и слушатели должны соработничать, когда в частных беседах после службы тема проповеди углубляется и расширяется, когда прихожане становятся рупором, через который проповедь способна зазвучать сильнее.

Неуспехов тебе, читатель, в этом деле!

 

Слово и жизнь

Проповедь в храме. Фото: А. Поспелов / Православие.Ru

Игумен Нектарий (Морозов)

Когда я, стоя в храме и слыша, как произносит священник «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа…», ловлю себя на мысли, что мне неинтересно, что он скажет дальше, мне всегда становится не только стыдно, но и страшно. Далее…

 

Важнее воздуха

Протоиерей Андрей Ткачев

Проповедь слышна. Проповедь, казалось бы, струится и ширится. И вместе с тем проповеди очень мало. И что еще важно – многие православные христиане носят в себе усталое сомнение в полезности проповеди. На этом месте я скажу: «Вонмем!» Здесь нужно быть внимательным. Многие, повторяю, христиане – священники в том числе – не верят в силу благовествования, скептичны, подавлены и, словно унижая силу Божества, уверены, что ничего уже не исправить. Далее…

 

Один комментарий на “Проповедь.

  1. Обратная ссылка: writeaessay

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *