Заметка

Сретение Господне — 15 февраля

 

Душевными Тя рукама сподоби мя, Благодетелю, восприяти,
яко же древний Симеон, и насладитися Твоея благодати.
Ты бо Един еси желание и сладость Превозжеленный.

(Канон предпразднства 
Сретения, тропарь 9-й песни)

Тропарь, глас 1Радуйся Благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, просвещаяй сущия во тьме: веселися и ты, старче праведный, приемый во объятия Свободителя душ наших, дарующаго нам воскресение.Кондак, глас 4Утробу Девичу освятивый рождеством Твоим, и руце Симеоне благословивый, якоже подобаше, предварив, н ныне спасл еси нас, Христе Боже; но умири во бранех жительство, и укрепи православныя христианы, их же возлюбил еси, едине Человеколюбче.ВеличаниеВеличаем Тя, Жизнодавче Христе, и чтем Пречистую Матерь Твою, Еюже по закону ныне принеслся еси в храм.

 

Сретение Господне – один из великих праздников, отмечаемый Церковью Христовой, названный так потому, что в этот день Богомладенец Иисус Христос был встречен («сретение» – по-старославянски означает «встреча») в храме святыми Симеоном и Анною пророчицею (Лк. 2:22-40).

По закону Моисееву (Левит, 12:1-8), женщине, родившей младенца мужского пола, в продолжение 40 дней было запрещено входить в храм Божий. На сороковой день после рождения мать приходила в храм с младенцем, чтобы принести Господу благодарственную и очистительную жертву — «пару горлиц или двух молодых голубей».

Пресвятая Дева, Матерь Божия, не имела нужды в очищении, ибо неискусомужно родила Источник чистоты и святости, но по глубокому смирению Она подчинилась предписанию закона.

В то время жил в Иерусалиме праведный старец Симеон. И был на нем Дух Святой. Ему было откровение, что он не умрет, пока не увидит обещанного Помазанника Господня. По внушению свыше, благочестивый старец пришел в храм в то время, когда Пресвятая Богородица и праведный Иосиф принесли туда Младенца Иисуса, чтобы исполнить повеление Закона. Богоприимец Симеон взял Богомладенца на руки, и благословив Бога, изрек пророчество о Спасителе мира: “Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля” (Лк. 2:29-32)

Иосиф и Мария с изумлением слушали Симеона. Он благословил их и обратился к Марии: «Вот лежит тот, из-за которого многие в Израиле падут и многие встанут, и твою душу тоже меч рассечет. Он станет знаком Божьим, против которого восстанут многие и тем откроют свои тайные помыслы». (Лк. 2:35).

В храме была также 84-летняя вдовица Анна пророчица, дочь Фануилова, из племени Ашера, “которая не отходила от храма, постом и молитвой служа Богу день и ночь”. Она подошла к ним и благодарила Бога. И всем, кто ждал свободы для Иерусалима, она рассказывала о младенце. (Лк. 2:37-38).

По преданию, Симеон был одним из 72 учёных толковников-переводчиков, которым египетский царь Птолемей II (285-247 годы до н.э.) поручил перевести Священное Писание с еврейского на греческий язык (Септуагинта).

Когда святой Симеон переводил книгу пророка Исайи и прочитал слова «Се Дева во чреве приимет и родит Сына» (Ис.7:14), он подумал, что это явная описка и вместо «Дева» должно стоять «молодая женщина», и посчитал своим долгом исправить текст. Но ангел Господень остановил руку святого Симеона и уверил его, что он не умрёт, пока не убедится в истинности пророчества Исайи.

Так и случилось: в 40-й день по рождении Симеон увидел Спасителя, узнал Его, взял на руки, отчего и назван Богоприимцем, прославил Бога: «Господи, теперь Ты отпускаешь меня из этой жизни в будущую, как обещано Тобою мне, и я теперь умру спокойно, потому что собственными глазами видел Спасителя мира». Предсказал его страдания и смерть и затем вскоре умер, прожив всего 360 лет. Частица мощей св. Симеона хранится в Покровском соборе Пантелеймонова монастыря на Афоне.

Святая Анна, это была 84-летняя старица-вдова, жившая только 7 лет в замужестве и затем посвятившая себя Богу, проводившая день и ночь в молитве. По указанию Духа Святого, она узнала Младенца-Спасителя, прославляла Бога, даровавшого людям Спасителя, и говорила о Нем всем ожидавшим явления Мессии. За святость жизни и за проповедь о Спасителе св. Анна называется пророчицею.

Установление празднования Сретении Господня в числе двунадесятых праздников произошло в 544 году. В 528 году, при императоре Юстиниане (527 – 565), Антиохию постигло бедствие – землетрясение, от которого погибло много народа. За этим несчастьем последовало другое. В 544 году появилась моровая язва, уносившая ежедневно по несколько тысяч человек. В эти дни всенародного бедствия одному из благочестивых христиан было открыто, чтобы празднование Сретения Господня совершать торжественнее. Когда в день Сретения Господня было совершено всенощное бдение и крестный ход, эпидемия в Византии прекратилась. В благодарность Богу, Церковь установила праздновать Сретение Господне торжественнее.

Значение праздника для христиан

Сретенье – означает «Встреча». Храм — это место встречи человека и Бога, место, где происходит нечто очень важное. Именно в храм пришла Дева Мария и принесла Младенца и именно там святой старец, олицетворявший своей жизнью и возрастом ветхозаветную религию, во всеуслышание засвидетельствовал, что на руках у него Спаситель, что начинается новая жизнь.

События этого праздника так или иначе говорят, что и Израилю пришлось заплатить ту же цену, что некогда заплатили египтяне. Народ, спасенный когда-то ценой крови, завершает свою историю рождением Истинного Сына Израиля, Первенца своего рода, Которому суждено отдать Свою жизнь за людей, порабощенных злом.

Принесение Богомладенца в храм и свидетельство Симеона для христиан – это не просто исполнение обряда, но еще и встреча. Встреча Израиля с явившимся Спасителем, встреча пророчества с его исполнением, встреча Ветхого Завета с Новым. Встреча, свидетельствующая о «передаче власти», о том, что ветхое отныне будет угасать и уходить, а новое вступать в полноту прав. Даже ученики Иисуса не сразу поняли, что Иисус – Мессия, но старец, олицетворяющий Ветхий Завет, знал это с самого начала.

Но все это не просто так. И события спасения Израиля из плена и жертвоприношение за Младенца Христа и тем более Крестная смерть Спасителя — все это говорит о той цене, что заплачена за саму возможность исповедовать истинную веру. Поэтому апостол Павел напоминает христианам: «Вы куплены дорогою ценою. Поэтому прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые — Божьи».

Сретение ГосподнеСретение Господне

 

 

Два праведника встретили в притворе храма святое семейство. И символическое значение праздника Сретения заключается в том, что праведность Ветхого Завета приносила поклонение святости Завета Нового. 

Православный календарь на 2013 год - Форум Ребенок.BY

Сретение – традиционно один из самых любимых и красивых церковных праздников. Голубые «богородичные» облачения, старинный обычай освящения свечей, несуетный ритм службы… Но главное в нем – внутреннее, невыразимое до конца. В этот день каждый верующий человек, в той или иной мере, испытывает нечто подобное тому, что чувствовал праведный Симеон Богоприимец. Этот день служит напоминанием и о предстоящей встрече каждого из нас с Тем, Кто искупил страданием безгрешного Духа наши души, и о пережитом когда-то очень важном, сокровенном моменте «прозрения», обретения веры и «личного Бога».

Встреча с Православием. / Православие.Ru

Сретение — это не просто встреча души с Богом. Это встреча души истосковавшейся, соскучившейся в последней степени, ничего больше не желающей знать кроме Господа своего… души, совершенно забывшей себя и весь мир в своей любви и стремлении воочию узреть Бога, встретиться с Ним, соединиться так тесно, как это только возможно для человека! Праведный Симеон – это живой образчик боголюбивой души, и таким должен стать каждый из нас. Только так и никак иначе!

Шестопсалмие и его духовный смысл " * Отдел религиозного образования, катехизации и миссионерства Одесской епархии УПЦ

 

Проповедь в праздник Сретения Господня

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

 

Днесь Ветхий Завет встречается с Новым

Слово Высокопреосвященнейшего Мефодия, митрополита Пермского и Кунгурского.

Днесь Ветхий Завет встречается с Новым

Неслучайно в этот день мы с вами поем Величание: «Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Пречистую Матерь Твою, Еюже по закону ныне принеслся еси в храм Господень». Вот смысл праздника: Богоматерь приносит младенца в сороковой день в храм, в соответствии с ветхозаветным законом. Однако это необычный ребенок, это Богомладенец, Спаситель мира, Которого люди ждали многие столетия…

И для того, чтобы мир узнал об этом событии, в этот же храм пришел ветхозаветный праведник Симеон. В свое время, переводя Книгу пророка Исайи на греческий язык, Симеон решил, что обнаружил ошибку. В 7-й главе (14-й стих) было написано: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына…» Рассудив, что Дева не может быть матерью, Симеон решил исправить «ошибку». Только хотел он вместо слова «Дева» написать «Жена», как вдруг явившийся ангел удержал его руку.

В словах небесного посланника, которые на всю свою долгую жизнь запомнил Симеон, звуча­ла укоризна: «Имей веру написанному. Ты сам убе­дишься, что эти слова исполнятся, ибо не вкусишь смерти, доколе не увидишь Христа Господа, Кото­рый родится от Чистой и Пренепорочной Девы». С этого дня праведный Симеон ожидал обещанную ангелом встречу с Христом Господом. Ждать пришлось без малого три столетия…

Но ничего не происходит без промысла Божия. Господь сохранил праведному Симеону жизнь не только для того, чтобы развеять его сомнения в Истине, но и для того, чтобы его устами была произнесена весть о приходе Богомладенца, Спасителя мира. Весь мир услышал, что пришел Христос – Тот, Которого ожидали многие столетия.

Для многих из нас тоже происходит встреча с Богом: родители крестили нас в детском возрасте, или же эта встреча произошла позже… Но главное, встретившись с Богом, мы не должны оставлять Его, не должны терять связь со Спасителем. Тогда мы можем надеяться на Его помощь. А если и постигают нас скорби и неприятности, то с Богом эти неприятности решать все равно легче – об этом свидетельствует жизнь святых людей, жизнь Церкви Христовой и наш с вами, пусть небольшой, жизненный опыт.

Праздник Сретения Господа нашего Иисуса Христа призван еще раз показать нам великую милость Божию. Господь не оставит нас, если мы не оставим Его, милосердного и праведного.

Источник: http://www.pravperm.ru/novosti_eparhii

Слово епископа Василия Родзянко на Сретение Господне

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *