Из сегодняшнего евангельского повествования вы узнали, как однажды Иисус Христос в субботний день проходил со Своими учениками по засеянному полю, и вот, эти утомленные путешественники для утоления голода начали срывать спелые колосья, растирали их руками и ели зерно. Фарисеи, увидев это, начали упрекать Иисуса, что Его ученики занимаются в субботу недозволенным делом.
Моисей, повелев шесть дней в неделю работать, запретил в седьмой день (в субботу) заниматься обычными житейскими делами, кроме самых необходимых. Предания старцев еще более усилили строгость субботнего покоя, то есть даже дела добрые, дела благочестия буквою закона и обычаем строгих законников запрещалось делать в субботу.
Фарисеи, вообще неблагосклонно относившиеся к Спасителю, преувеличивали в отношении к Нему и Его ученикам строгость субботнего покоя, так что даже срывание учениками колосьев для удовлетворения голода (следовательно, дело необходимости) они сочли нарушением субботнего покоя, осквернением субботы. Они не упустили случая уязвить Господа, упрекнув в том, что Он-де позволяет Своим ученикам такое, по их мнению, соблазнительное доказательство явного нарушения законов о субботе.
Чтобы обличить фарисеев и защитить от нарекания Себя и учеников, Спаситель указывает на случай с царем Давидом, как однажды он, спасаясь бегством от преследований Саула, с благословения первосвященника, употребил для утоления голода стоявшие в скинии хлебы предложения, которые не могло вкушать мирское лицо, каким был Давид. По закону Моисееву, в скинии, в ее части, называвшейся святилищем, на особом столе полагались двенадцать пшеничных хлебов, которые назывались хлебами предложения. По субботам хлебы эти сменялись, а снятые принадлежали священникам, которые по закону только одни и могли вкушать эти хлебы. И вот, несмотря на такое требование закона, Давид со своими спутниками, мучимый голодом, ел эти хлебы, и за это его никто не осудил. Отсюда ясным становилось, что в случае необходимости бывает и пременение, или нарушение закона. При этом Иисус Христос сказал: Суббота для человека, а не человек для субботы.
Суббота дана для человека, для достижения чрез нее высоких нравственных целей, для успокоения его от трудов, забот и треволнений житейских, для того, чтобы отклонить внимание от мира и устремить к
Богу, Творцу и Отцу; для того, чтобы отвлечь его мысли от временного, настоящего и суетного и обратить к вечному, будущему, непреходящему. Следовательно, и в субботу должно делать то, что споспешествует духовному благосостоянию человека для жизни и вечности его осуетившегося духа, то есть для спасения.
После этого разговора Иисус Христос вошел в синагогу, где находился сухорукий человек. Надо полагать, этот несчастный был в синагоге в надежде получить милостыню, или, возможно и то, что, наслышавшись о чудесах Христовых, он рассчитывал и сам встретить великого Чудотворца и получить исцеление. Лукавые фарисеи стали наблюдать за Иисусом, не исцелит ли Он в субботу сухорукого. Всеведущий Господь Иисус Христос, поставив сухорукого на средину синагоги, спрашивает коварных фарисеев: Должно ли в субботу добро делать, или зло делать? — то есть должно ли в субботу облегчить страдания этого несчастного или же пусть, ради сохранения субботнего покоя, остается и еще страдать?
Фарисеям, конечно, совесть не могла не подсказать, что и в субботний праздник надо делать добро, облегчать страдания; но в то же время извращенные традиционные фарисейские понятия о субботнем покое говорили другое — что исцеление лучше сделать бы не в субботу. А потому фарисеи молчали. И, воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их, говорит тому человеку: протяни руку твою. Он протянул, и стала рука его здорова, как другая. И сухорукий получил исцеление, хотя это пришлось и в день субботний.
Таким образом, сегодняшнее Евангелие дает нам убедительнейший урок: всячески стараться дни праздничного покоя проводить не в фарисейском коварстве безделия, не в каждодневной суете мирского труда, а в делах доброделания во славу Божию и на пользу ближнего, особенно же для облегчения тяжелой доли страждущего брата о Господе!
Протоиерей Вячеслав Резников О ключе к сокровищнице. суббота первая Великого поста Сегодня — первая суббота Великого поста. Прошла уже первая седмица, а церковь не оставляет заботы о правильном настрое души. Сегодня речь о «субботе». Cуббота, это — как символ всех предписаний, по которым жила ветхозаветная церковь. Но и в христианстве за две тысячи минувших лет тоже образовался целый свод различных правил. И если к этому подходить неразумно, то это — бремя неудобоносимое, а если правильно, то — бесценное сокровище. И сегодня к этой сокровищнице дается ключ. Источник: «Православное Пушкино» |
О Святом Причащении
Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне и Я в нем.
Ин. 6:56
Причащение есть таинство, в котором верующий под видом хлеба и вина вкушает (причащается) Самого Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа во оставление грехов и в жизнь вечную.
Православный катихизис
О Таинстве Причащения, если размышлять пространно, то надобно размышлять целую вечность: ибо это святейшее Таинство есть верх всемогущества, премудрости и любви Божией к нам.
Иннокентий, архиепископ Херсонский
Помысли, христианин, какой чести ты удостоин? Какою наслаждаешься трапезою? На что с трепетом взирают Ангелы и не смеют возреть без страха, по причине сияния отсюда исходящего, тем мы питаемся, с тем сообщаемся и делаемся одним телом и одною плотью со Христом.
Святитель Иоанн Златоуст
Время приступить к страшной Трапезе. Приступим же все с достойной мудростию и вниманием. Пусть никто не будет Иудой, пусть никто не будет злым, пусть никто не скрывает в себе яда, нося одно на устах, а другое на уме. Предстоит Христос; Кто утвердил ту Трапезу, Тот же теперь совершает и эту. Ибо не человек претворяет предложенное в Тело и Кровь Христову, но Сам распятый за нас Христос. Священник стоит, нося Его образ, и произносит слова, а действует сила и благодать Божия «сие есть Тело Мое», – сказал Он.
Святитель Иоанн Златоуст
Священнодействие, за которым совершается великое Таинство Причащения, называется Евхаристией (благодарением) потому особенно, что здесь имеем побуждения более благодарить, нежели просить; ибо здесь более получаем, нежели просим, и даже не остается ничего совершенно, чего бы не даровал нам здесь Бог.
Иеремия, патриарх Константинопольский
Когда мы, недостойные, сподобимся со страхом и трепетом причаститься Божественных и Пречистых Таин Христа Бога и Царя нашего, тогда наиболее покажем трезвения, хранения ума и строгого внимания, да огнь сей Божественный, то есть Тело Господа нашего Иисуса Христа, потребит грехи наши и наши большие и малые скверны. Ибо, входя в нас, оно тотчас прогоняет из сердца лукавых духов злобы и отпущает нам прежде бывшие грехи; и ум наш тогда оставляется свободным от беспокойной докучливости лукавых помыслов. Если после сего, стоя у дверей сердца, будем тщательно сохранять ум свой, то, когда опять будем сподобляться Святых Таин, Божественное Тело более и более будет просвещать ум наш и делать его блестящим, подобно звезде.
Преподобный Исихий
По причащении же Святых Таин, воздав благоговейное благодарение Господу за великую к тебе милость, в сей момент явленную как некий велий и неизреченный дар, войди тот час в сокровенности сердца своего и, поклонившись там Господу со смиренным чувством, простри к Нему мысленно такую беседу: «Ты видишь, всеблагий мой Господи, как легко впадаю я в грех на пагубу себе, и какую силу имеет надо мной борющая меня страсть, и сколько сам я бессилен освободиться от нее. Помоги мне и усиль бессильные усилия мои или паче Сам восприими оружия и ими вместо меня порази в конец сего неистового врага моего».
Преподобный Никодим Святогорец
После Причащения нужно исправление, свидетельство о любви к Богу и ближнему, благодарение, усердное стремление к новому, святому и непорочному житию. Словом, прежде Причащения нужны истинное покаяние и сердечное сокрушение; после покаяния нужны плоды покаяния, добрые дела, без которых истинного покаяния не может быть. Следовательно, христианам необходимо жизнь свою исправить и начать новую, богоугодную, чтобы не в суд и не в осуждение было им Причащение.
Святитель Тихон Задонский
О Святом ПричащенииСвятитель Игнатий (Брянчанинов) Возлюбленные о Христе братья! Ныне раздается в сердцах ваших утешительный глас воплотившегося Бога Слова: Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает и Аз в нем (Ин. 6, 56). Ныне вы ощущаете исполнение этого гласа на самом деле! Поймите славу вашу, вникните в настоящее достоинство ваше: каждый из вас – сосуд Божественного таинства; каждый из вас – храм, в котором Сын Божий с Предвечным Отцем Своим и поклоняемым Духом таинственно и вместе существенно обитает. Уже теперь вы не свои: вы – Божии. Вы куплены Богом ценою крови Сына Его (1 Кор. 6, 19-20). Не можете принадлежать ярму чуждому! Если кто из вас доселе был темный грешник, тот отныне соделался праведником правдою Сына Божия. Эта слава ваша, это богатство ваше, эта праведность ваша неужели пребудут в вас только до того времени, доколе вы во храме, или кратчайшее время по исшествии из храма? Неужели вы опять предадитесь в работу тлению? Неужели Иисус, вошедший Святыми Тайнами в сердца ваши, принужден будет уклониться из них по причине множества помышлений, намерений, слов, дел греховных, которые вы допустите в себя? Нет! Да не совершится эта горестная измена Спасителю, это предательство Спасителя! Пребудьте Храмом Божиим, служите вселившемуся в вас Господу тщательным исполнением Его Святых заповедей – и Он пребудет в вас. Он сохранит вас на пути земной жизни от всякого преткновения, введет вас безмятежной и нестрашной смертью в пристанище блаженной вечности. Аминь.
|
О ТАИНСТВЕ ПРИЧАЩЕНИЯ (ЕВХАРИСТИИ)
Читать…
Чудодейственная сила Святых Тайн.Достойное причащение Святых Христовых Тайн есть защита от всех зол, видимых и невидимых, временных и вечных. Вот опыт этого даже с таким человеком, который приступил к страшным Тайнам без надлежащего сознания и приготовления, с одним детским простодушием. В царствование императора Юстиниана в Царьграде жил один еврей-художник, он выделывал стекла. Хорошие доходы, получаемые от работы, дали ему возможность сына своего отдать в хорошую школу. Тут отрок-еврей имел возможность быть в обществе с христианскими учениками, знакомиться с их нравами и обычаями. Возвращаясь однажды из школы, он вошел со своими товарищами-христианами в церковь и причастился Святых Тайн. Когда он возвратился домой позже обыкновенного, родители стали спрашивать его, отчего он пришел так поздно. Отрок с детской откровенностью рассказал все с ним случившееся, вовсе не понимая, что для родителей его нестерпимо самое имя Иисуса Христа. Отец, умоисступленный ревнитель своей веры, услышав, что сын его вошел в церковь и приобщился Святых Тайн, пришел в ярость. Одно только воспрепятствовало тотчас же излиться всей его ярости на невинного преступника — присутствие матери, которая, хотя также сильно рассердилась, но скоро и сжалилась над сыном. Но отец от сильной злости решается на страшное злодеяние — посягает на жизнь сына. Он идет в рабочую комнату и, никем невидимый, бросает его в разожженную печь. Изверг не поколебался и по совершении детоубийства; но мать скоро почувствовала потерю; скорбит, не зная о чем; ждет для утешения сына и, не дождавшись, идет искать его; в слезах ходит по домам и дорогам, спрашивая о нем у каждого встречного. В напрасных поисках проходит три дня, и мать должна убедиться, что потеря ее безвозвратна. В слезах и отчаянии она однажды проходит мимо рабочей комнаты, произнося имя погибшего сына; вдруг слышит голос его, не верит слышанному и, войдя в комнату, с ужасом видит свое дитя в печи, но здорового и невредимого. Тот же самый отнял для него силу у огня, Который некогда сошел в печь огненную к отрокам еврейским и преложил пламень в росу прохладную, — отнял потому, что отрок вкусил от трапезы Божественной. Как же произошло это чудо? Отрок так рассказывал об этом: женщина, одетая в багряную одежду, часто посещала меня, приносила с собой воду для гашения огня в печи и пищу для меня. Мать, пораженная явным знамением всемогущества Иисуса Христа, прославила Его величие, захотела принять вместе с сыном святое крещение, а отец при всем этом остался нераскаянным. Когда узнал об этом император, то высказал свое благоволение к желающим креститься, а нераскаянного отца предал суду как детоубийцу (из Пролога). Из книги «Спутник христианина» |
Великопостные субботы Отцы Церкви часто сравнивали Великий Пост с сорокалетним странствованием избранного народа по пустыне. Из Библии мы знаем, что для того, чтобы народ Его не впадал в отчаяние, а также для того, чтобы открыть ему главную и высшую Свою цель в течение этого сорокалетнего странствования, Господь совершил многие чудеса. По аналогии с этим странствием строят св. Отцы и свое объяснение сорокадневного Поста. Его конечная цель — Пасха, обетованная земля Царствия Божия. Однако и в конце каждой недели Великого Поста происходит как бы некая «передышка», некое предвкушение этой цели. Это два дня, суббота и воскресение, когда совершается Евхаристия; эти дни на духовном пути поста имеют особое значение. |