Заметка

Суббота. Седмица 1-я Великого поста

 

Фарисей как герой нашего времени Диалог. Православный миссионерский сайт

Евангельские Чтения

Мк., 10 зач., II, 23 — III

23И случилось Ему в субботу проходить засеянными полями, и ученики Его дорогою начали срывать колосья.

24И фарисеи сказали Ему: смотри, что́ они делают в субботу, чего не должно делать? 25Он сказал им: неужели вы не читали никогда, что́ сделал Давид, когда имел нужду и взалкал сам и бывшие с ним?

26как вошел он в дом Божий при первосвященнике Авиафаре и ел хлебы предложения, которых не должно было есть никому, кроме священников, и дал и бывшим с ним?

27И сказал им: суббота для человека, а не человек для субботы; 28посему Сын Человеческий есть господин и субботы.

Глава 3.

1И пришел опять в синагогу; там был человек, имевший иссохшую руку.

2И наблюдали за Ним, не исцелит ли его в субботу, чтобы обвинить Его.

3Он же говорит человеку, имевшему иссохшую руку: стань на средину.

4А им говорит: должно ли в субботу добро делать, или зло делать? душу спасти, или погубить? Но они молчали.

5И, воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их, говорит тому человеку: протяни руку твою. Он протянул, и стала рука его здорова, как другая.

Из сегодняшнего евангельского повествования вы узнали, как однажды Иисус Христос в субботний день проходил со Своими учениками по засеянному полю, и вот, эти утомленные путешественники для утоления голода начали срывать спелые колосья, растирали их руками и ели зерно. Фарисеи, увидев это, начали упрекать Иисуса, что Его ученики занимаются в субботу недозволенным делом.

Моисей, повелев шесть дней в неделю работать, запретил в седьмой день (в субботу) заниматься обычными житейскими делами, кроме самых необходимых. Предания старцев еще более усилили строгость субботнего покоя, то есть даже дела добрые, дела благочестия буквою закона и обычаем строгих законников запрещалось делать в субботу.

Фарисеи, вообще неблагосклонно относившиеся к Спасителю, преувеличивали в отношении к Нему и Его ученикам строгость субботнего покоя, так что даже срывание учениками колосьев для удовлетворения голода (следовательно, дело необходимости) они сочли нарушением субботнего покоя, осквернением субботы. Они не упустили случая уязвить Господа, упрекнув в том, что Он-де позволяет Своим ученикам такое, по их мнению, соблазнительное доказательство явного нарушения законов о субботе.

Чтобы обличить фарисеев и защитить от нарекания Себя и учеников, Спаситель указывает на случай с царем Давидом, как однажды он, спасаясь бегством от преследований Саула, с благословения первосвященника, употребил для утоления голода стоявшие в скинии хлебы предложения, которые не могло вкушать мирское лицо, каким был Давид. По закону Моисееву, в скинии, в ее части, называвшейся святилищем, на особом столе полагались двенадцать пшеничных хлебов, которые назывались хлебами предложения. По субботам хлебы эти сменялись, а снятые принадлежали священникам, которые по закону только одни и могли вкушать эти хлебы. И вот, несмотря на такое требование закона, Давид со своими спутниками, мучимый голодом, ел эти хлебы, и за это его никто не осудил. Отсюда ясным становилось, что в случае необходимости бывает и пременение, или нарушение закона. При этом Иисус Христос сказал: Суббота для человека, а не человек для субботы.

Суббота дана для человека, для достижения чрез нее высоких нравственных целей, для успокоения его от трудов, забот и треволнений житейских, для того, чтобы отклонить внимание от мира и устремить к

Богу, Творцу и Отцу; для того, чтобы отвлечь его мысли от временного, настоящего и суетного и обратить к вечному, будущему, непреходящему. Следовательно, и в субботу должно делать то, что споспешествует духовному благосостоянию человека для жизни и вечности его осуетившегося духа, то есть для спасения.

После этого разговора Иисус Христос вошел в синагогу, где находился сухорукий человек. Надо полагать, этот несчастный был в синагоге в надежде получить милостыню, или, возможно и то, что, наслышавшись о чудесах Христовых, он рассчитывал и сам встретить великого Чудотворца и получить исцеление. Лукавые фарисеи стали наблюдать за Иисусом, не исцелит ли Он в субботу сухорукого. Всеведущий Господь Иисус Христос, поставив сухорукого на средину синагоги, спрашивает коварных фарисеев: Должно ли в субботу добро делать, или зло делать? — то есть должно ли в субботу облегчить страдания этого несчастного или же пусть, ради сохранения субботнего покоя, остается и еще страдать?

Фарисеям, конечно, совесть не могла не подсказать, что и в субботний праздник надо делать добро, облегчать страдания; но в то же время извращенные традиционные фарисейские понятия о субботнем покое говорили другое — что исцеление лучше сделать бы не в субботу. А потому фарисеи молчали. И, воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их, говорит тому человеку: протяни руку твою. Он протянул, и стала рука его здорова, как другая. И сухорукий получил исцеление, хотя это пришлось и в день субботний.

Таким образом, сегодняшнее Евангелие дает нам убедительнейший урок: всячески стараться дни праздничного покоя проводить не в фарисейском коварстве безделия, не в каждодневной суете мирского труда, а в делах доброделания во славу Божию и на пользу ближнего, особенно же для облегчения тяжелой доли страждущего брата о Господе!

 

 

Библейский Израиль - Гюстав Доре. Ветхий завет (стр.10)

Протоиерей Вячеслав Резников

О ключе к сокровищнице.

суббота первая Великого поста
Мк. 2, 23 — 3, 5
Евp. 1, 1-12

Сегодня — первая суббота Великого поста. Прошла уже первая седмица, а церковь не оставляет заботы о правильном настрое души. Сегодня речь о «субботе». Cуббота, это — как символ всех предписаний, по которым жила ветхозаветная церковь. Но и в христианстве за две тысячи минувших лет тоже образовался целый свод различных правил. И если к этому подходить неразумно, то это — бремя неудобоносимое, а если правильно, то — бесценное сокровище. И сегодня к этой сокровищнице дается ключ.
Однажды, проходя засеянными полями, ученики стали срывать колосья, выбивать из них зерна, и есть. Законники укорили учеников, потому что это считалось молотьбой, и запрещалось делать в субботу. А Господь привел пример из истории, как священник Авиафар тоже нарушил одно правило, причем, прямо написанное в Моисеевом законе. Он дал Давиду и его спутникам хлебы, «которых не должно было есть никому, кроме священников». После этого Господь и назвал две истины, с помощью которых следует подходить ко всякому религиозному правилу. Во-первых, что «Сын Человеческий есть Господин и субботы». И во-вторых, что «суббота для человека, а не человек для субботы».
«Сын Человеческий», это — Господь наш Иисус Христос, именуемый и «Сыном Божиим», и «Наследником всего». Чрез Него Бог Отец «и веки сотворил». О Нем говорится, что Он совершил «Собою очищение грехов наших» и «воссел одесную (престола) величия на высоте». И нет ничего, что существовало бы само по себе, независимо от Его воли. Он устанавливает, Он и отменяет. И как мы чувствуем Его волю за видимым миром, так и за всеми церковными установлениями должна ощущаться Его воля, живая, разумная, любящая. Он — Господин всего. Он — Господин и субботы.
А суббота — для человека. Как все в мире служит тем или иным потребностям человека, так и суббота. Потому что человек не только алчет и жаждет телесной пищи. Он еще и восклицает: «чем заплачу Господу за всю Его любовь и за все Его дары»? И вот, чтобы это живое чувство благодарности нашло свой выход, нам и даны — и Богослужебный устав, и посты, и все остальное. Как хлеб для голодного, так и суббота для человека. Поэтому, как нельзя насильно кормить сытого, так нельзя и перегружать правилами того, у кого еще не проснулся духовный голод, желание потрудиться для Господа.
От поста к посту, — все всегда по-новому. То возьмешь слишком круто, возгордишься и сорвешься. То — слишком расслабишься, и почувствуешь себя ленивым рабом, которого только пинками можно заставить трудиться. Когда-то еще научишься отличать попечения о плоти от похотей. Когда-то еще поймешь, что ты просто-напросто раб своего чрева, своих привычек, и жадно ухватишься за протянутую руку поста!
Понимая, как непросто достичь такой простоты во Христе, будем особенно чутки к тем, кто от нас зависит, к нашим детям. Тут особенно опасно перегнуть. Надо постепенно, терпеливо, именно своим примером пробуждать в них любовь к посту, желание присоединиться к отцу и матери. Чтобы всем вместе, как иной жаждет и предвкушает угощения, — жаждать и предвкушать благословенного, сопряженного с молитвой и милостыней, времени воздержания.

Источник: «Православное Пушкино»

 

О Святом Причащении

Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне и Я в нем.

Ин. 6:56

Причащение есть таинство, в котором верующий под видом хлеба и вина вкушает (причащается) Самого Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа во оставление грехов и в жизнь вечную.

Православный катихизис

О Таинстве Причащения, если размышлять пространно, то надобно размышлять целую вечность: ибо это святейшее Таинство есть верх всемогущества, премудрости и любви Божией к нам.

Иннокентий, архиепископ Херсонский

Помысли, христианин, какой чести ты удостоин? Какою наслаждаешься трапезою? На что с трепетом взирают Ангелы и не смеют возреть без страха, по причине сияния отсюда исходящего, тем мы питаемся, с тем сообщаемся и делаемся одним телом и одною плотью со Христом.

Святитель Иоанн Златоуст

Время приступить к страшной Трапезе. Приступим же все с достойной мудростию и вниманием. Пусть никто не будет Иудой, пусть никто не будет злым, пусть никто не скрывает в себе яда, нося одно на устах, а другое на уме. Предстоит Христос; Кто утвердил ту Трапезу, Тот же теперь совершает и эту. Ибо не человек претворяет предложенное в Тело и Кровь Христову, но Сам распятый за нас Христос. Священник стоит, нося Его образ, и произносит слова, а действует сила и благодать Божия «сие есть Тело Мое», – сказал Он.

Святитель Иоанн Златоуст

Священнодействие, за которым совершается великое Таинство Причащения, называется Евхаристией (благодарением) потому особенно, что здесь имеем побуждения более благодарить, нежели просить; ибо здесь более получаем, нежели просим, и даже не остается ничего совершенно, чего бы не даровал нам здесь Бог.

Иеремия, патриарх Константинопольский

Когда мы, недостойные, сподобимся со страхом и трепетом причаститься Божественных и Пречистых Таин Христа Бога и Царя нашего, тогда наиболее покажем трезвения, хранения ума и строгого внимания, да огнь сей Божественный, то есть Тело Господа нашего Иисуса Христа, потребит грехи наши и наши большие и малые скверны. Ибо, входя в нас, оно тотчас прогоняет из сердца лукавых духов злобы и отпущает нам прежде бывшие грехи; и ум наш тогда оставляется свободным от беспокойной докучливости лукавых помыслов. Если после сего, стоя у дверей сердца, будем тщательно сохранять ум свой, то, когда опять будем сподобляться Святых Таин, Божественное Тело более и более будет просвещать ум наш и делать его блестящим, подобно звезде.

Преподобный Исихий

По причащении же Святых Таин, воздав благоговейное благодарение Господу за великую к тебе милость, в сей момент явленную как некий велий и неизреченный дар, войди тот час в сокровенности сердца своего и, поклонившись там Господу со смиренным чувством, простри к Нему мысленно такую беседу: «Ты видишь, всеблагий мой Господи, как легко впадаю я в грех на пагубу себе, и какую силу имеет надо мной борющая меня страсть, и сколько сам я бессилен освободиться от нее. Помоги мне и усиль бессильные усилия мои или паче Сам восприими оружия и ими вместо меня порази в конец сего неистового врага моего».

Преподобный Никодим Святогорец

После Причащения нужно исправление, свидетельство о любви к Богу и ближнему, благодарение, усердное стремление к новому, святому и непорочному житию. Словом, прежде Причащения нужны истинное покаяние и сердечное сокрушение; после покаяния нужны плоды покаяния, добрые дела, без которых истинного покаяния не может быть. Следовательно, христианам необходимо жизнь свою исправить и начать новую, богоугодную, чтобы не в суд и не в осуждение было им Причащение.

Святитель Тихон Задонский

Без заголовка. Обсуждение на LiveInternet - Российский Сервис Онлайн-Дневников

О Святом Причащении

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Возлюбленные о Христе братья! Ныне раздается в сердцах ваших утешительный глас воплотившегося Бога Слова: Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает и Аз в нем (Ин. 6, 56). Ныне вы ощущаете исполнение этого гласа на самом деле! Поймите славу вашу, вникните в настоящее достоинство ваше: каждый из вас – сосуд Божественного таинства; каждый из вас – храм, в котором Сын Божий с Предвечным Отцем Своим и поклоняемым Духом таинственно и вместе существенно обитает. Уже теперь вы не свои: вы – Божии. Вы куплены Богом ценою крови Сына Его (1 Кор. 6, 19-20). Не можете принадлежать ярму чуждому! Если кто из вас доселе был темный грешник, тот отныне соделался праведником правдою Сына Божия.

Эта слава ваша, это богатство ваше, эта праведность ваша неужели пребудут в вас только до того времени, доколе вы во храме, или кратчайшее время по исшествии из храма? Неужели вы опять предадитесь в работу тлению? Неужели Иисус, вошедший Святыми Тайнами в сердца ваши, принужден будет уклониться из них по причине множества помышлений, намерений, слов, дел греховных, которые вы допустите в себя? Нет! Да не совершится эта горестная измена Спасителю, это предательство Спасителя! Пребудьте Храмом Божиим, служите вселившемуся в вас Господу тщательным исполнением Его Святых заповедей – и Он пребудет в вас. Он сохранит вас на пути земной жизни от всякого преткновения, введет вас безмятежной и нестрашной смертью в пристанище блаженной вечности. Аминь.

 

 

Ерошка.ру: Таинство Причащения.

О ТАИНСТВЕ ПРИЧАЩЕНИЯ (ЕВХАРИСТИИ)

Читать…

 

Чудодейственная сила Святых Тайн.

Достойное причащение Святых Христовых Тайн есть защита от всех зол, видимых и невидимых, временных и вечных. Вот опыт этого даже с таким человеком, который приступил к страшным Тайнам без надлежащего сознания и приготовления, с одним детским простодушием.

В царствование императора Юстиниана в Царьграде жил один еврей-художник, он выделывал стекла. Хорошие доходы, получаемые от работы, дали ему возможность сына своего отдать в хорошую школу.

Тут отрок-еврей имел возможность быть в обществе с христианскими учениками, знакомиться с их нравами и обычаями.

Возвращаясь однажды из школы, он вошел со своими товарищами-христианами в церковь и причастился Святых Тайн.

Когда он возвратился домой позже обыкновенного, родители стали спрашивать его, отчего он пришел так поздно.

Отрок с детской откровенностью рассказал все с ним случившееся, вовсе не понимая, что для родителей его нестерпимо самое имя Иисуса Христа. Отец, умоисступленный ревнитель своей веры, услышав, что сын его вошел в церковь и приобщился Святых Тайн, пришел в ярость. Одно только воспрепятствовало тотчас же излиться всей его ярости на невинного преступника — присутствие матери, которая, хотя также сильно рассердилась, но скоро и сжалилась над сыном.

Но отец от сильной злости решается на страшное злодеяние — посягает на жизнь сына. Он идет в рабочую комнату и, никем невидимый, бросает его в разожженную печь.

Изверг не поколебался и по совершении детоубийства; но мать скоро почувствовала потерю; скорбит, не зная о чем; ждет для утешения сына и, не дождавшись, идет искать его; в слезах ходит по домам и дорогам, спрашивая о нем у каждого встречного.

В напрасных поисках проходит три дня, и мать должна убедиться, что потеря ее безвозвратна. В слезах и отчаянии она однажды проходит мимо рабочей комнаты, произнося имя погибшего сына; вдруг слышит голос его, не верит слышанному и, войдя в комнату, с ужасом видит свое дитя в печи, но здорового и невредимого. Тот же самый отнял для него силу у огня, Который некогда сошел в печь огненную к отрокам еврейским и преложил пламень в росу прохладную, — отнял потому, что отрок вкусил от трапезы Божественной.

Как же произошло это чудо? Отрок так рассказывал об этом: женщина, одетая в багряную одежду, часто посещала меня, приносила с собой воду для гашения огня в печи и пищу для меня.

Мать, пораженная явным знамением всемогущества Иисуса Христа, прославила Его величие, захотела принять вместе с сыном святое крещение, а отец при всем этом остался нераскаянным.

Когда узнал об этом император, то высказал свое благоволение к желающим креститься, а нераскаянного отца предал суду как детоубийцу (из Пролога).

Из книги «Спутник христианина»

 

Новости

Великопостные субботы

Отцы Церкви часто сравнивали Великий Пост с сорокалетним странствованием избранного народа по пустыне. Из Библии мы знаем, что для того, чтобы народ Его не впадал в отчаяние, а также для того, чтобы открыть ему главную и высшую Свою цель в течение этого сорокалетнего странствования, Господь совершил многие чудеса. По аналогии с этим странствием строят св. Отцы и свое объяснение сорокадневного Поста. Его конечная цель — Пасха, обетованная земля Царствия Божия. Однако и в конце каждой недели Великого Поста происходит как бы некая «передышка», некое предвкушение этой цели. Это два дня, суббота и воскресение, когда совершается Евхаристия; эти дни на духовном пути поста имеют особое значение.
Начнем с субботы. Ее особое положение в церковном уставе, а также исключение ее из великопостного типа богослужения, требуют объяснения.
Суббота не есть постный день, а день праздника, установленного Самим Богом: «и благословил Бог седьмой день и освятил его, потому что в этот день Он отдохнул от всех дел Своих» (Бытия 2,3). Никто не может изменить или упразднить повеление Господне. Правда, многие христиане думают, что божественное установление субботы было просто перенесено на воскресенье, которое, таким образом, стало христианским днем отдыха и покоя. Ничто в священном Писании или священном Предании не подтверждает этого. Наоборот, у святых Отцов и во всем раннем Предании воскресенье называется первым или восьмым днем, и, таким образом, подчеркивается его особенность и известная противоположность его по отношению к субботе, которая навсегда остается седьмым днем, благословенным и освященным Богом. Это тот день, когда было засвидетельствовано, что мир сотворен «добро зело» (очень хорошо) и таково его значение во всем Ветхом Завете, значение, которое сохранялось при Самом Христе и в Церкви.
Суббота, день Творения мира, день «мира сего», стала — во Христе — днем ожидания, предшествующим Дню Господню. Претворение субботы произошло в ту Великую и Святую Субботу, когда Господь «исполнив все дела Свои» почил (уснул) во гробе. На следующий день, «первый день после Субботы», Жизнь воссияла из животворящего гроба, мироносицам было сказано: «Радуйтесь!», ученики «от радости еще не верили и дивились» (Лука 24,41), и начался первый день Нового Творения. В этом новом дне Церковь участвует и вступает в него в воскресенье. Но она все еще живет и странствует в «мире сем», который в своей мистической глубине стал субботой…Все это объясняет единственное в своем роде место субботы — 7-го дня — в богослужебном предании: ее двойной смысл, как праздника и как дня смерти. Это праздник, потому что в «мире сем» Христос победил смерть и открыл вход в Свое Царство, потому что Его Воплощение, Смерть и Воскресение являются завершением Творения, которое «добро зело» (очень хорошо). Но это и день Смерти, потому что в Смерти Христовой мир умер, и его спасение, завершение, преображение уже за пределами Смерти в «будущем веке».
Богослужебное значение всех суббот годового круга связано с двумя всерешающими субботами: Воскрешение Лазаря, которое произошло в этом мире и было возвещением и «уверением» общего воскресения; и Великая и
Святая Суббота Пасхи, когда смерть сама была побеждена и стала переходом в новую жизнь Нового Творения.
В течение Великого Поста — это значение суббот выявляется особенно ярко. С одной стороны, великопостная суббота есть «евхаристический» день, отмеченный совершением Божественной Литургии Иоанна Златоуста, — а Евхаристия всегда означает праздник. Это как бы «передышка», цель которой — заставить нас задуматься над конечной целью этого поста. На это особенно ясно указывает порядок чтений из посланий апостольских, выбранных для великопостных суббот из Послания к Евреям, центральная тема которого — путь спасения, странствования, обещания, веры в грядущее.
В первую субботу Поста мы слышим величественное вступление Послания (Евр. 1,1-12) с торжественным утверждением Творения мира, Искупления и вечного Царства Божия: «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, через Которого и веки сотворил… Ты тот же и лета Твои не кончатся«.
Мы живем в «эти последние дни» — дни высшего подвига. Во времени мы все еще в «сегодня», но конец приближается.
В субботу 2-й недели Поста читается (Евр. 3,12-14): «Смотрите, братья,чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живого. Но наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить «ныне»… ибо мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца«.
Поучение 3-й субботы Поста побуждает нас (Евр. 10,35-38): «Не оставлять упования нашего, которому предстоит великое воздаяние. Терпение нужно вам, чтобы, исполнивши волю Божию, получить обещанное: ибо еще немного, очень немного и Грядущий приидет и не умедлит«.
Чтение послания (Евр, 6,10-12) в 4-ю субботу Поста: «Ибо не неправеден Бог, чтобы забыть дело ваше и труд любви, которую вы оказали во имя Его, послуживши и служа святым. Желаем же, чтобы каждый из вас для совершенной уверенности в надежде оказывал такую ревность до конца, дабы вы не обленились, но подражали тем, которые верою и долготерпением наследуют обетования«.
Чтение  (Евр. 9,28) 5-ой субботы Поста: «Христос, однажды принесши Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих его во спасение«.
Это последнее чтение перед Лазаревой Субботой, когда от времени ожидания мы переходим ко времени исполнения ожидаемого.
Чтения Евангелия для великопостных суббот выбраны из Евангелия от Марка и тоже имеют свою последовательность.
Евангелие первой субботы объясняет нам смысл и значение этой
последовательности. Христос опровергает лицемерные запреты еврейских суббот и говорит (Марк. 2,27-28) :… Суббота для человека, а не человек для Субботы: посему Сын Человеческий есть господин и Субботы.
В субботу 2-й недели Поста мы слышим, как прокаженный говорит Христу: «Если хочешь, можешь меня очистить… (Христос) сказал ему: хочу, очистись» (Марк. 1,40-41).
В 3-ю субботу мы видим, что вопреки всем запретам Христос «... ест с мытарями и грешниками…» (Марк. 2,14-17).
В 4-ю субботу в ответ на «добро зело» творения мира (Бытия, 1) Евангелие радостно восклицает: «… все хорошо делает: и глухих делает слышащими и немых — говорящими» (Марк. 7,37).
Наконец, в 5-ю субботу все завершается решительным исповеданием Петра: «Ты — Христос…» (Марк. 8,29).
Это принятие человеком тайны Христа, тайны Нового Творения.
Великопостные субботы заключают в себе и вторую тему: тему смерти. За исключением первой субботы, которая по церковной традиции посвящена святому Федору Тирону, и пятой — субботы акафиста, три остающиеся субботы — дни всеобщего поминовения всех «в надежде воскресения и жизни вечной» усопших в Господе. Это поминовение готовит и предвозвещает субботу Лазарева Воскресения и Великую Субботу Страстной недели.
В мире сем мы обречены на смерть, как обречен на нее и сам мир. Но во Христе смерть побеждена изнутри, она, как сказал Апостол Павел, потеряла свое «жало», стала сама входом в полноту иной жизни, «жизни преизбыточествующей». Для каждого из нас вхождение это началось в нашей крещальной смерти. В народном благочестии глубокое отклонение от подлинного смысла христианской веры сделало смерть опять черной. Это выражается черными (траурными) одеждами на похоронах и панихидах. Мы должны, однако, знать, что для христианина цвет смерти — белый.Молиться за умерших — не означает скорбеть и печалиться, и нигде это лучше не выявляется, как в связи общих поминовений умерших с субботами вообще, а в особенности с великопостными субботами. Радостный день Творения стал в грехопадении днем смерти; потому что «тварь покорилась суете» (Римл. 8,20) и стала сама смертью. Но Христова смерть восстанавливает седьмой день, делая его днем нового творения, побеждая и уничтожая то, что превратило этот мир в торжество смерти. И главная цель Великого Поста — это восстановить в нас желание и надежду. Этой надеждой «мы спасены». Надежда же, когда видит, не есть надежда; ибо, если кто видит, то чего ему и надеяться? Но когда надеемся того, чего не видим, тогда оживаем в терпении…» (Рим. 8,24-25).

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *