По «Житиям» Филарета Черниговского
На земле древней Византин явилось много новых мучеников и исповедников веры после завоевания турками Византийской Империи. Один из них — святой Иоанн Русский, мощи которого покоятся в местечке Прокопион на острове Эвбея в Греции.
Подобает нам с благодарностью славить и восхвалять многомилостивого Господа за то, что он удостоил нас и в настоящее время искушений и испытаний среди окружающего нас неверия, атеизма и богоборчества познакомиться с праведным Иоанном Русским.
Само имя этого святого говорит о том, что он не грек, а русский по происхождению своему малоросс, хотя прославился среди греков.
Он родился около 1690 года от благочестивых православных родителей. В юные годы он стал солдатом Императора Петра I. В неудачной турецкой войне 1711 года (сам Царь чуть не погиб от рук турок) Иоанн в числе других попал в плен. Вероятно, он был захвачен в плен в битве за освобождение Азова и переправлен в Константинополь. Иоанн оказался в руках татар, союзников турок, которые продали юношу оттоманскому начальнику конницы, некоему аre, родом из Прокопиона в Малой Азии, в 12-ти часах пути от Кесарии Каппадокийской. Этот ага взял своего нового раба к себе в деревню.
Вследствие военной неудачи Петра, Турция наполнилась бесчисленным множеством русских пленных, изнывавших под тяжестью турецкого ига. Ради облегчения своей рабской участи, многие из них отреклись от веры Христовой и становились мусульманами.
Но, Иоанн был воспитан «в учении и наставлении Господа» и очень любил Бога и веру своих отцов. Он принадлежал к тем юношам, которых умудряет познание Бога.
Как писал мудрый Соломон: «А праведник, если и рановременно умрет, будет в покое, ибо не в долговечности честная старость, и не числом лет измеряется. Как благоугодивший Богу, он возлюблен… И, как живший посреди грешников, преставлен, восхищен, чтобы злоба не изменила разума его, или коварство не прельстило души его. Ибо упражнение в нечестии помрачает доброе, и волнение похоти развращает ум незлобивый. Достигнув совершенства в короткое время, он исполнил долгие лета; ибо душа его была угодна Господу, потому и ускорил он из среды нечестия. А люди видели это и не поняли, даже и не подумали о том, что благодать и милость со святыми Его и промышление об избранных Его. Праведник, умирая, осудит живых нечестивых, и скоро достигшая совершенства юность — долголетнюю старость неправедного». (Прем. 4, 7-16).
Турки называли его «кяфирин», то есть неверующий, показывая этим свое презрение и ненависть. Они подвергли Иоанна жестоким побоям, оплеваниям, сожгли волосы и кожу на голове, бросали его в навоз, но не могли принудить к отречению от Христа.
Исповедник неизменно и смело отвечал своему господину и тем, кто уговаривал его отступить от своей веры, что предпочитает умереть, лишь 6ы не впасть в тяжкий грех богоотступничества.
Пренебрегая всем земным и устремляя ум к Небесным вечным благам, неустрашимый воин Христов говорил своему хозяину: «Ничтоже мя разлучит от любви Христовой: ни обольстительные обещания привременных благ, ни биения, ни раны, ни другие какие жестокие мучения. Имея перед собой Спасителя моего, благодушно принимаю за веру в Него палочные удары; представляя себе терновый венец, возложенный на Божественную главу, готов я с радостью претерпеть надевание раскаленного шлема, которым вы прожигаете до мозга головы христиан, противящихся неправым хотениям вашим, и на другие, более лютые, муки. Я усердствую о благодати Христа моего, научившего нас своей смертью на кресте твердости, терпению, безбоязненности в самой лютой за него смерти как виновной вечного неизреченного блаженства на Небеси. Я русский, верный слуга земного царя моего, хотя и пленен тобой, но от истинного служения Небесному Царю и правой веры родителей моих никогда не отрекусь: в христианстве я родился, христианином и умру».
Бог, видящий твердость веры Иоанна, смягчил сердце хозяина, который со временем стал чувствовать даже расположение к своему рабу, видя его верность обещанию, данному им Богу. Этому способствовало, конечно, и великое смирение, украшавшее Иоанна, его кротость и трудолюбие. «Если ты оставляешь мне свободу веры, я охотно буду исполнять твои приказания».
Бог освободил Иоанна от насилия и угроз своего господина, и он был назначен на службу в конюшню, где он простирал усталое тело и отдыхал.
Прилежно исполняя свои обязанности, Иоанн нежно заботился о лошадях своего господина. Чувствуя любовь святого, лошади ждали его, когда он отсутствовал, и ржали от радости, как бы разговаривая с ним, а когда он ласкал их, — ржанием выражали удовольствие.
Со временем ага и его жена полюбили своего раба и предложили ему для жилья небольшое помещение около сарая для соломы. Иоанн отказался перейти туда и продолжал спать в своей любимой конюшне. В ней он изнурял свое тело лишениями и подвижнической жизнью, не обращая внимания на неудобства и беспокойное соседство.
Ночью конюшня наполнялась молитвами святого, и зловоние от навоза как бы исчезало, превращаясь в духовное благоухание. Блаженный Иоанн подвизался в этой конюшне в соответствии со святоотеческими канонами. Он молился часами, стоя на коленях, спал на соломе под старым тулупом совсем мало, укрываясь своим единственным одеялом. Питался очень скудно, часто только хлебом и водой в ограниченном количестве, таким образом, постясь большую часть дней. Он тихо читал про себя псалмы Давида, которые знал наизусть на родном церковнославянском языке: «Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится. Речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое, Бог мой, и уповаю на него. Яко Той избавит тя от сети ловчи, и от словесе мятежна, плещма Своима осенит тя, и под крыле Его надеешися: оружием обыдет тя Истина Его. Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тме преходящия, от сряща и беса полуденнаго. Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится, обаче очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши. Яко ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое…».(Пс. 90, 1-9).
Пребывая ежедневно в посте и молитве, покоясь на навозе, как новый Иов, ночью тайком ходил в церковь святого Георгия, расположенную на вершине скалы, напротив дома своего хозяина. Там он читал Всенощное бдение и каждую субботу причащался Святых Таин. Господь, испытующий сердца, призрел на своего верного раба и сделал так, что другие рабы и иноверные перестали издеваться над ним, высмеивать и оскорблять его. По благодати Духа Святого, царившей в доме его хозяина, турецкого начальника конницы, тот разбогател и стал одним из самых влиятельных людей Прокопиона. Хозяин чувствовал, откуда снисходило благословение на его дом, и везде рассказывал об этом своим согражданам.
Весть о чуде с блюдом плова, очутившимся на столе хозяина в Мекке по горячей и от всей души молитве Иоанна, распространилась по всему селу и окрестностям. После этого все стали почитать Иоанна как любимого Богом праведника. Со страхом и уважением смотрели на него. Никто больше не смел обижать русского раба. Его господин с женой заботились о нем еще больше и снова упрашивали его перейти из конюшни в домик, находившийся рядом. Но святой опять отказался. Он продолжал жить по-старому, подвизаясь в молитве, ухаживая за животными своего хозяина, исполняя охотно все его пожелания. Ночи он проводил в молитве и пении псалмов, по слову Господа: «Отдавайте кесарево кесарю, а божие Богу» (мф. 22, 21).
После нескольких лет, проведенных в посте и молитве, в унижении и изнурительной работе, Иоанн, приближаясь к концу своей жизни, заболел. Он лежал на сене в конюшне, где стяжал святость в молениях и умерщвлении плоти, ради Христа, который нас ради стал человеком и умер на Кресте из любви к нам.
Предчувствуя приближение смерти, Иоанн пожелал причаститься Святых Таин и послал за православным священником. Из-за фанатизма турок священник побоялся открыто принести святые дары в конюшню. Но Бог вразумил его спрятать Их в яблоке. Причастившись, блаженный Иоанн в тот же час предал свою душу в руки любимого им всем сердцем Господа. Так почил святой Иоанн в Бозе в лето 1730, 27 мая.
Русского раба похоронили с почестями в местной церкви во имя святого великомученика Георгия. Со слезами и благоговением хоронили его жители Прокопиона: греки, турки и армяне. Ага накрыл его святые останки драгоценным ковром.
Среди местных греков очень скоро началось почитание Иоанна. Было много случаев чудесной помощи и исцелений по заступничеству праведника: парализованные начинали ходить, бесноватые успокаивались, слепые прозревали, больные исцелялись, причем не только православные, но и армяне, протестанты и турки. Так место захоронения святого стало местом паломничества всей Каппадокии.
Священник, каждую субботу исповедовавший и причащавший Иоанна, увидел святого во сне в ноябре 1733 года. Святой сказал старцу, что его тело благодатию Божией осталось целиком нетленным, таким, каким его погребли 3,5 года назад. Священник пребывал в сомнении, и вот, по Божественной благодати, Небесный Свет появился над могилой святого в виде огненного столба.
Христиане решились открыть могилу. И, о чудо! Тело святого оказалось нетленным и благоухающим. Это благоухание сохраняется вплоть до наших дней. Тогда верующие с благоговением взяли тело (святые мощи) и перенесли его в храм, который когда-то посещал сам Иоанн.
В 1832 году, когда против турецкого султана Махмуда II восстал в Египте Ибрахим-паша, войско султана вошло в Прокопион, воины разграбили не только все дома, но и церковь святого Георгия.
Когда открыли гробницу святого Иоанна и не нашли в ней никаких ценностей, они с гневом выбросили святые мощи во двор и собирались их сжечь, чтобы посмеяться над христианами. Набрав дров, они разожгли костер, но, к их удивлению, мощи опять оказались в церкви. Не вразумившись этим чудом, они вынесли их во второй раз и положили на костер, но огонь не коснулся святыни. И тут воины увидели Иоанна живым, с грозным видом, стоявшим среди огня, жестом руки и словами угрожавшим им за их дерзость. Тут уже турки больше не выдержали и в ужасе разбежались, оставив не только мощи святого, но и все награбленное в Прокопионе.
На другой день несколько стариков-христиан пришли к церкви и нашли тело святого в целости среди обгоревших углей и пепла. Оно почернело от дыма и копоти, но было таким же благоуханным и нетленным. Верующие положили мощи святого обратно в его раку.
Прошло два года. Христианское население Прокопиона выстроило большую церковь в честь святого Василия Великого. В этот красивый храм греки захотели перенести и мощи святого праведника Иоанна. Два раза переносили их, но каждый раз они исчезали и их снова находили в церкви святого великомученика Георгия. Когда в третий раз греки решили перенести мощи, то отслужили молебен и совершили Всенощное бдение, обращая свои молитвенные воздыхания к Господу. На сей раз, Господь услышал молитвы своих рабов, и мощи Иоанна обрели покой в церкви святого Василия Великого.
Приблизительно в 1862 году одна благочестивая женщина увидела во сне святого Иоанна, который держал в руках крышу сельской школы. На следующий день, во время Божественной литургии, она рассказала о6 этом. Не успела она закончить свой рассказ, как послышался страшный грохот. Все в страхе выбежали из церкви и с ужасом увидели, что крыша школы, которая находилась напротив церкви, рухнула. Люди кинулись туда, ведь там были все дети села! Вне себя они начали поднимать обвaлившуюся кровлю, и, о чудо! — все дети выбрались из-под обломков живыми. Оказалось, что дети услышали страшный треск над собой и, поняв, что происходит, успели залезть под парты. Когда крыша обрушилась, балки упали на парты, не придавив ни одного ребенка.
Никогда святой праведный Иоанн не допускал отнятия частиц от своих мощей. Дерзающих на такое дело, он всегда принуждал явлением и угрозами возвращать взятое. Но отъятие руки для афонского монастыря не сопровождалось никакими препятствиями, и было чудом благоволения святого к спасающимся там его соотечественникам
Господь продолжает прославлять своего угодника многими великими чудесами. Особенно обильно они излились в 1924 и 1951 годах. После страшного поражения греков в войне с турками все греческое население должно было покинуть Анатолию в обмен на турецкое население в Греции. Греки из Прокопиона переехали на остров Эвбею в село Ахмет ага, которое после отъезда турок переименовали в Неопрокопион. Они привезли с собой и раку с мощами святого праведного Иоанна Русского, которую сначала поместили в церкви святых Константина и Елены. А когда 27 мая 1951 года был закончен великолепный новый храм в честь святого Иоанна, начатый в 1930 году, туда торжественно перенесли его мощи. Тело святого угодника Божия, сохранившееся нетленным, ныне покоится там в открытой серебрянной раке под стеклом.
Ежедневно к нему притекают сотни и сотни православных паломников, испрашивая заступничества святого праведника и облегчения в своем горе. И не отказывает святой Иоанн в скорой помощи всем тем, кто обращается к нему с истинной, глубокой верой.
Святой Иоанн — прекрасный пример жизни человека «по Бозе», ибо открывает своими чудесами божественную силу и ведет нас к духовному познанию святой жизни, столь благостной для человека. Мы рождены не только для этой жизни, но принадлежим и будущей жизни, Вечной, Небесной. Душа наша бессмертна.
Святой Иоанн своими чудесами привносит в сердца верующих Небесный свет, Божественную силу, которая побеждает узы материи, одолевает все преграды, привносит великие перемены в людские характеры, возрождает души. Своими чудесами, своим всегдашним предстательством святой Иоанн помогает людям обрести внутреннюю свободу, ту самую свободу, которая воодушевляет людей и целые народы.
P.S. В 1924 году жители Прокопия Кесарийского, переселяясь на остров Эвбею, перенесли с собою и мощисвятого Иоанна Русского. Несколько десятелетий они находились в храме святых равноапостольных Константина и Елены в Новом Прокопии на Эвбее, а в 1951 году перенесены в новый храм во имя святого Иоанна Русского, к которому стекаются тысячи паломников извсех уголков мира.