Заметка

Евангельское воскресное чтение. Неделя 22-ая по пятидесятнице. Притча о Сеятеле

 

Читаем  дома накануне…

Евангелие святого апостола Луки, глава 8, стихи 5 — 15:

5 вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его;
6 а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги;
7 а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его;
8 а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!
9 Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия?
10 Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют.
11 Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие;
12 а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись;
13 а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают;
14 а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода;
15 а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!

Феофилакт Болгарский.

вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его;
Лк.8:6. а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги;
Лк.8:7. а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его;
Лк.8:8. а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!

«Вышел сеятель», то есть Сын Божий. «Вышел» из недр Отца и из Своей сокровенности и сделался видимым. Кто же вышел? Тот, Кто всегда сеет. Ибо Сын Божий не перестает всегда сеять в наших душах: Он сеет в наших душах добрые семена не только тогда, когда учит, но и через мир сей, и через те явления, которые совершаются с нами и около нас. Он вышел не затем, чтобы погубить земледельцев или выжечь страну, но затем только, чтобы сеять. Ибо земледелец часто выходит не затем только, чтобы сеять, но и за другим.

Он «вышел… сеять семя свое». Ибо слово учения у Него было собственное, а не чужое. Пророки, например, что ни говорили, говорили не от себя, но от Духа; почему и говорили они: «это говорит Господь». А Христос имел семя Свое; почему, когда и учил, Он не говорил: «это говорит Господь», но: «Я говорю вам».

«Когда Он сеял», то есть учил, «иное семя упало при дороге». Не сказал Он: сеятель бросил, но: оно «упало»; потому что сеятель сеет и учит, а слово падает в сердца слушателей. Они-то и оказываются или дорогой, или камнем, или тернием, или землей доброй.

Лк.8:9. Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия?
Лк.8:10. Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют.

Когда ученики спросили о притче, Господь сказал им: «вам дано знать тайны Царствия Божия», то есть вам, желающим научиться; ибо всякий просящий получает. «А прочим», недостойным таинств, они сообщаются прикровенно, и таковые кажутся видящими, но «не видят», и слышащими, но «не разумеют», и это для их же блага. Ибо Христос для того сокрыл сие от них, чтобы они, познав таинства и презрев их, не подпали большему осуждению, так как знающий и пренебрегающий достоин тягчайшего наказания.

Лк.8:11. Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие;
Лк.8:12. а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потóм приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись;

Три разряда людей, кои не спасаются по этой притче. К первому относятся те, кои подобны семени, упавшему при пути, то есть совершенно не приняли учения, ибо как дорога утоптанная и избитая, не принимает семени, потому что она жестка, так и жестокосердые совершенно не принимают учения, потому что хотя они и слушают, но без внимания.

Лк.8:13. а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают;

К другому относятся те, кои подобны семени, упавшему на камень, то есть те, кои хотя и приняли учение, но потом, по немощи человеческой, оказались бессильными перед искушениями.

Лк.8:14. а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода;

Третий же разряд, – это те, кои знают учение и, однако ж, подавляются заботами житейскими. Итак, три части погибающих, а одна – спасающихся. Таким образом, спасающихся мало, а погибающих – очень много. Смотри, как Он говорит относительно подавляемых заботами житейскими: не сказал Он, что они подавляются богатством, но заботами о богатстве. Ибо не богатство вредит, а заботы о нем. Потому что многие получили пользу от богатства, раздав его на утоление голода бедных.

Лк.8:15. а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!

Приметь, пожалуй, и точность евангелиста, как он сказал о спасающихся: «услышав слово, хранят его». Это сказал он ради тех, кои «при пути»; ибо сии не содержат учение, но диавол уносит его у них. «И приносят плод» – это сказал Он ради тех, кои «подавляются заботами житейскими» и не выдерживают до конца, ибо таковые, то есть не носящие до конца, не приносят плода. «В терпении» – сказал ради тех, которые «на камени»; они и принимают учение, но, не устояв против нашедшего искушения, оказываются негодными. Видишь ли, как Он сказал о спасающихся: «хранят… и приносят плод в терпении» и через эти три свойства отличил их – от не содержащих, каковы те, которые «при пути», от не приносящих плода, каковы те, которые «в терниях», и от не переносящих нападшего на них искушения, каковы те, которые «на камени».

Протоиерей Александр Шаргунов

Христос говорит, что Церковь Божия подобна сеятелю, сеющему семя на cвоем поле. Земледелец бросил семя в землю. На этом его работа закончилась, его задача завершена. Он не думает больше о земле, он возвращается к своим каждодневным делам. Пшеница поднимается без его вмешательства, без его заботы. Земля плодоносит сама собой. В отсутствии заботы земледельца сокрыт для нас важный урок. Царство Божие растет, подобно земной жатве. Никогда надежды земледельца не бывают постыжены. И даже самые неурожайные годы не могут отменить закона сеяния и жатвы. Точно так же надежда на Царство Божие приведет человечество к благословенному урожаю. Христос дает нам уверенность, которая наполняет Его душу, чтобы мы не сомневались в успехе Его благовестия. Не следует торопить последний решающий час. Он придет уверенно, свободно и неизбежно. Тот, Кто доныне делает, уготовляет его в тайне Своего Промысла. Господь мог бы повторить эту притчу Своим ученикам Иакову и Иоанну, когда они просили, чтобы огонь сошел с неба на отвергших Его самарян. Внешняя сила и принуждение не содействуют установлению Царства Божия.

Несмотря на возрастающее зло и закон инерции, который, кажется, подрывает дело Божие, имеющие очи видеть узнают величие неодолимой Божией силы, возводящей творение к своему Творцу. Раз укоренившись в добром выборе, там, где совершается рост Царства — в мире, в нас и через нас (все это тождественно), мы обретем надежду и одновременно избавимся от ненужных забот. Эта надежда соединяется с радостью и миром, которые есть плоды Духа Святого. Эта радостная надежда — надежда Христова. Победа Его слова несомненна, несмотря на как будто очевидное торжество тьмы, окружающей нас: не зажигают светильника, чтобы ставить его под сосудом.

Эту надежду разделяет апостол Павел и все великие святые, все великие верующие. Апостол Павел — учитель доверия Богу. Дух пораженчества не соответствует богословию спасения: Тот, Кто избрал нас, — сама сила и верность. Если Он избрал нас, Он будет идти до конца Своего дара, Он прославит нас. Надежда и доверие распространяются и на временную жизнь. Бог дает расцвести цветам и вырасти полевой траве. Он питает птиц. Как Он будет равнодушен к нашей жизни плоти? «Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них» (Мф. 6:28). Отсутствию заботы естественно сопутствует доверие Богу. В конце концов, уверенность в победе Церкви, в нашей святости, в успехе наших трудов, какими бы они ни были, — не наше дело, это дело Бога. Довольно для нас просто исполнять наше христианское служение.

 

Читаем Евангелие вместе с Церковью.

В этой притче Господь использовал хорошо знакомую Его слушателям картину. В ней говорится о четырех видах почвы. Первый вид – общественная земля, которая в Палестине была разделена на длинные узкие полосы, между ними лежали дорожки, которыми все имели право пользоваться. Падая на эти утрамбованные дороги, семя не имело возможности попасть в землю, чтобы вырасти. Второй – каменистая почва, представляющая собой массивные пласты известняка, покрытые тонким слоем земли. В ней не было ни влаги, ни питательных веществ, и проросшее на ней растение было обречено на высыхание и гибель. Третий вид – почва с тернием, которая в момент посева кажется достаточно чистой. Доброе семя и сорняки развиваются и растут вместе, но сорняки развиваются быстрее и заглушают растение доброго семени. Четвертый – хорошая, обработанная, глубокая и чистая почва.

И как разнородна бывает почва, в которую бросает семена сеятель, так разнохарактерна бывает и толпа народная, к которой выходит проповедник, сеятель слова Божия.

Семя, упавшее при пути, – это такие слушатели слова Божия, которые не в силах понять его, как не в силах утоптанная дорога принять упавшее на нее зерно.

Семя, упавшее на камень, означает людей, которые, услышав слово Божие, умом принимают его, но сердце их не откликается.

Семя, упавшее в терние, – это люди, мысли и сердца которых настолько заняты своими делами, что в них не остается места для дел Божиих. Люди эти принимают слово Божие, но житейские наслаждения, погоня за богатством и суета не дают им времени укрепиться в вере, заглушают слово, и оно остается бесплодным.

Семя, упавшее на добрую землю, означает людей, слушающих, понимающих и заботливо хранящих слово Божие. Это люди, которые в терпении несут иго Христово и через то достигают известных степеней совершенства сообразно усилиям, употребляемым ими для достижения Царства Небесного, принося добрый плод.

Борис Ильич Гладков в своем труде «Толкование Евангелия» замечает: «Все люди приходят в мир добрыми, и зло внедряется в них потом вследствие их же вины: или сознательного стремления к нему, или же легкомысленного попущения; следовательно, черствым, невосприимчивым сердце делается по вине самого человека. Можно и твердую придорожную полосу земли вспахать и обратить в плодородную; следовательно, все зависит от воли самого человека, который и должен нести заслуженную им ответственность за невнимание к слову Божию и нежелание уразуметь его».

Как мы видим, дорогие братья и сестры, человеческое сердце является той самой почвой, на которую падает семя слова Божия. Поэтому весь смысл нашей жизни заключается в том, чтобы эта почва и семя, то есть наше сердце и слово Христово, соединились в благодатном единстве.

Господь говорит, что путь, которым Он предлагает следовать, является трудным, узким, крестным, но только этим путем, слыша и принимая слово Божие в нашей жизни, исполняем мы свое предназначение – быть чадами Божиими, любящими и знающими любовь Божию и истину. Помогай нам в этом Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко)

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *