Заметка

Святитель Стефан Пермский, епископ Великопермский

 

Стефан Великопермский – креститель народов коми

Стефан Великопермский занимает особое место среди русских святых. Православная церковь чтит память первого епископа Пермского за великий подвиг и миссионерскую деятельность.

Современник Сергия Радонежского, Андрея Рублева, Дмитрия Донского, Стефан Пермский был незаурядным человеком, решившимся в одиночку крестить коми-зырян, или как их называли, перминов — угро-финнские народы северо-востока Европейской России.

Епископом Пермским его стали назвать после крещения им жителей бассейна реки Вычегды на территории современной Республики Коми, которую в то время называли Пермской землей или Пермью Малой. В Перми Великой в то время жили восточные пермяки,которых крестили преемники Святого Стефана.

Стефан Пермский (в миру Степан ) родился около 1346 года в Великом Устюге в семье одного из низших церковнослужителей местного собора. О матери святого известно предание, согласно которому ее, трехлетнюю девочку, однажды встретил на церковной паперти святой старец Прокопий Устюжский, который и предсказал ей, что в будущем она произведет на свет православного святого.

Согласно сказанию, поклонившись, Прокопий Устюжский сказал: «Вот идет мать Стефана, епископа Пермского, который будет великим между слугами Божьими».

В детские годы будущий проповедник Степан  был научен молитве и все свое свободное время посвящал чтению Святого Писания. Еще в юном возрасте он оставил мирскую жизнь и полностью посвятил себя служению Господу.

Степан отправился в город Ростов  в монастырь во имя святителя Григория Богослова и стал в нем послушником. В 1365 году молодого послушника постригли в монахи и нарекли именем Стефан. С усердием изучив Священное Писание, выучив греческий язык, святой  Стефан решает осуществить жившее в нем с детства, стремление обратить в православие язычников из числа народов коми.

В конце 14 века, когда из отдельных русских княжеств складывалось единое государство и завоевывались новые земли, по территории страны активно распространялась христианская культура.

Великий Устюг, богатый торговый город, был островком православия, окруженным поселениями западных пермяков-язычников, зырян, проживавших в долинах рек Печоры и Вычегды.

Занимаясь охотой, они жили довольно обособленно, хотя и вели оживленную торговлю с русскими городами. Общаясь с зырянами, юный Степан  в совершенстве овладел их языком. Первые проповеди Святого Стефана не были успешными.

 

Непривычно и страшно было слышать язычникам, что их боги — ложные и бесполезные истуканы, и что есть лишь один истинный Бог.


Идолопоклонники старались помешать Стефану и даже предприняли попытку сжечь его во время встречи с Памой, главным зырянским жрецом.

Пытаясь поколебать у своих подопечных уважение к добродетели святого Стефана, Пама, по преданию,предложил ему пройти сквозь огонь и тем доказать на деле существование прославляемого им Бога.

Когда же Стефан, помолившись, решился подвергнуть себя жестокому испытанию и предложил Паме последовать за ним, то жрец проявил малодушие и в страхе отступил.

Покоренные личностью проповедника, убедительностью и простотой доводов в пользу новой веры, коми-зыряне приняли святое крещение.

Святой Стефан понимал, что успех проповеди будет не велик, если она не будет доходчивой, то есть если будет читаться на неродном языке. Язычники должны были понимать, на кого им было предложено заменить привычных шаманов и идолов. Чтобы христианство крепло, Стефан вел проповеди на местном наречии и даже подарил коренному населению письменность, создав азбуку из 24 букв.

Взяв за основу буквы древнегреческого и старославянского алфавитов, а также так называемые «пасы» — родовые знаки коми-зырян, изображавшиеся на различных предметах, Стефан придал самобытный национальный вид древнепермской азбуке.

К сожалению, в ходу эта азбука была недолго — около 150 лет. Причиной этому было то, что последователи Стефана Пермского не владели древнепермским, коми-зырянским языком и все богослужения продолжали вести на русском.

Сегодня коми-зырянская азбука — это уникальный памятник истории языка коми, более древних сохранившихся письменных памятников коми-народы не имеют.

Стефан Пермский перевел для своих последователей православные молитвы (правда, до нас дошли лишь три из них), вел проповеди, строил храмы. Первый из них был возведен в честь Благовещения Пресвятой Богородицы в устье реки Выми. Храмы украшались иконами, многие из которых проповедник написал сам.

Икона «Зырянская Троица» по преданию написана святителем Стефаном

По истечении четырех лет миссионерской деятельности иеромонах Стефан отправился в Москву, чтобы решить вопрос о епископе для коми-Зырян. И в 1383 году была основана Пермская епархия, которую возглавил сам святитель Стефан.

Владычный городок и кафедра Пермских епископов в Усть-Выми

 

Богословская образованность епископа, его кротость и мудрость создали ему высокий авторитет в Русской православной церкви. Несмотря на отдаленность его епархии, великие князья и митрополиты часто вызывали его в Москву для совета или участия в церковных соборах.

В начале 1396 года по приглашению святого митрополита Московского Киприана святитель Стефан вновь отправился в Москву. Там он заболел, ведь его здоровье было подломлено 18-летними изнурительными трудами и подвигами.

26 апреля 1396 года проповедник скончался и был погребен в Московском Кремле в великокняжеской усыпальнице, в соборе Спаса на Бору.

Собор Спаса-на Бору, Москва, Кремль

В 1933 году собор был снесен и на сегодняшний день мощи святого считаются утерянными.

В 16 веке Русская православная церковь причислила епископа Пермского Стефана к лику святых. В его честь по всей стране названо множество церквей и храмов.

В Прикамье действует Свято-Троицкий Стефанов мужской монастырь, также названный в его честь, а в самой Перми — часовня Святого Стефана Великопермского.

Проповедника во все времена очень любили изображать иконописцы. В Пермской государственной художественной галерее хранится житийная икона святителя, датирующаяся концом 18 века (житийными называются иконы, изображающие сцены из жизни святых).

Православные верят, что икона крестителя защищает от ереси и инакомыслия.

Еще одна реликвия, посох Стефана — символ епископской власти, хранится в Пермском краевом музее. По преданию, сам Стефан ходил с обычной палкой из лиственницы, а уже его последователи в 15 веке украсили посох резными цилиндрическими коленами.

Посох обошел полмира, сначала он находился в Усть-Выме, где проповедовал его владелец, потом в Вологде, затем в Московском кремле при могиле Стефана. В 1612 году во время Польской интервенции посох был вывезен из России в Польшу, а затем, по чистой случайности, был обнаружен в Литве. В Пермь реликвия вернулась в 1849 году и сейчас постоянно хранится в музее.

Чтят память святого и сейчас: в Перми на Комсомольском проспекте установлена скульптурная композиция «Парма-бриз», посвященная Стефану Пермскому.

Когда российским художникам предложили создать символ Перми, нижнетагильский скульптор Александр Иванов решил, что это будет креститель народов коми. Скульптура, выполненная из металла, изображает святого совершающего благословение, с книгой Святого Евангелия в руках.

http://www.visitperm.ru/

 

 

Стефан Пермский

Святитель Стефан, епископ Пермский

Житие, акафист, молитвы >>>

25 июня 2015 года  в киноцентре «Премьер» состоялась премьера фильма «Стефан Пермский. Огнем и словом».

Фильм снят по благословению Высокопреосвященнейшего Мефодия, митрополита Пермского и Кунгурского, киностудией «Новый курс», сотрудники которой уже второй год подряд выигрывают грант конкурса «Православная инициатива» и радуют зрителей Пермского края фильмами православной тематики.

Пришедшие на премьеру смогли увидеть тридцатиминутный рассказ о жизни и деятельности просветителя Перми Великой – святителя Стефана. Кроме фактов, известных из жития святого, художественно представленных в фильме, в нем присутствует мнение двух экспертов – протоиерея Алексея Марченко, доктора исторических наук и Георгия Николаевича Чагина, краеведа, доктора исторических наук, профессора, заведующего кафедрой древней и новой истории России ПГНИУ. Эксперты представляют два разных взгляда на труды и подвиги просветителя пермской земли – как на человека святого и как на человека, выполнявшего важную политическую задачу.

По словам продюсера фильма Владимира Соколова «работая над фильмом, создатели попытались оценить, пропустить через себя, понять, кем был святой Стефан для Перми Великой и для Руси в целом, и как его деятельность связана с нашим временем».

Режиссер фильма Сергей Лепихин сказал: «Несомненно, что святитель Стефан был не только великим просветителем, но и весомой политической фигурой своего времени. Во время своей земной жизни святой не творил каких-то видимых чудес, но во всей его деятельности чувствовалось присутствие Божественного промысла».

Особым украшением фильма стало использование технологии песочной анимации.

Съемочная группа выражает особую благодарность за содействие в съемках фильма лично митрополиту Пермскому и Кунгурскому Мефодию, сотрудникам Пермской епархии, руководству Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и Сыктывкарской епархии.

Ольга Троицкая

Источник Православная Пермь

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *