Заметка

Святая великомученица Варвара (†306)

Святая великомученица Варвара родилась в г.Илиополе (нынешней Сирии) при императоре Максимине (305-311 гг.) в знатной языческой семье. Отец Варвары Диоскор, рано лишившись своей супруги, был страстно привязан к своей дочери и берег, как зеницу ока, ибо, кроме неё не было у него больше детей. Когда Варвара повзрослела, лицо ее стало настолько прекрасным, что во всей той местности не было девицы, равной ей по красоте. Желая скрыть Варвару от простых и незнатных людей, которые, как он полагал, недостойны любоваться ею, отец построил для дочери специальный замок, откуда она выходила только с его разрешения.

Созерцая с высоты башни красоту Божиего мира. Варвара часто испытывала желание узнать его истинного Творца. Когда приставленные к ней воспитательницы говорили, что мир создан богами, которых почитает её отец, то она не могла поверить в это. Однажды, когда она долго смотрела на небо и была объята сильным желанием узнать, кто сотворил такую прекрасную высоту, ширь и светлость неба, внезапно в сердце ее воссиял свет Божественной благодати и открыл умственные очи ее к познанию Единого Невидимого и Непостижимого Бога, премудро создавшего небо и землю.

Святая великомученица ВарвараСвятая великомученица Варвара

Среди людей, бывших около нее, Варвара не могла найти себе наставника, который открыл бы ей тайны святой веры и наставил ее на путь спасения. Но Сам Дух Святой невидимо поучал ее тайнам благодати Своей и сообщал уму её познание истины. И жила девица в своей башне, “как одинокая птица на кровле” (Пс. 101, 8) и вся мысль ее была обращена к Единому Богу, а сердце наполнено любовью к Нему.

Со временем к Диоскору все чаще стали приходить богатые и знатные женихи, прося руки его дочери. Но Варвара давала решительный отказ. Диоскор решил, что со временем настроение дочери изменится и у нее появится склонность к замужеству. Для этого он разрешил ей выходить из башни и общаться с подругами.

После этого Диоскор замыслил отправиться по делам в далекий путь, а перед отъездом приказал построить при находившейся в саду купальне роскошную баню, и в бане сделать два окна, обращенные на юг.

По отъезде Диоскора Варвара, пользуясь разрешением отца свободно выходить из дома, познакомилась с христианскими девицами и от них услыхала Имя Иисуса Христа пожелала принять святое Крещение. В то время по воле Божией пришел из Александрии в Илиополь некий пресвитер под видом купца. Узнав о нем, Варвара пригласила его к себе и тайно научилась от него вере и познанию Единого Бога. Пресвитер крестил ее во Имя Отца и Сына и Святого Духа и, преподав наставления, удалился в свою страну. Варвара дала обет сохранять в непорочности свое девство — бесценный бисер и украшение христианки.

Великомученица Варвара. Сер. 1890-х

Пользуясь предоставленной отцом свободой, Варвара однажды вышла из своего замка в роскошный сад, где в то время, по приказанию отца, строилась баня. Увидев два окна Варвара настоятельно потребовала от рабочих сделать в бане три окна (в честь Святой Троицы). А, придя однажды к купальне при бане, воззрев на восток, начертала перстом на мраморе изображение святого креста, которое так ясно отпечаталось на камне, словно высечено было железом. Кроме того, на камне, отпечатлелся и след девической ноги ее, из следа этого стала истекать вода, и впоследствии здесь было много исцелений приходящим с верой.

Между тем отец ее возвратился из путешествия и, увидев в бане три окна, в гневе потребовал объяснения от дочери. Она отвечала: «Три лучше, чем два; ибо ты, отец мой, приказал сделать два окна в соответствии, как мне думается, двум светилам небесным, солнцу и луне, чтобы они освещали баню: а я велела сделать и третье, во образ Троичного Света, Света неприступного, неизреченного«. Затем, указав рукою на крест, изображенный на мраморе, она сказала: «Я начертала знамение Сына Божия для того, чтобы здесь сила крестная отгоняла всю силу бесовскую«.

Диоскор воспылал гневом и, забыв естественную любовь к дочери, извлек свой меч и хотел ударить ее, но она обратилась в бегство. С мечом в руках Диоскор погнался за ней, неожиданно путь их загородила каменная гора. По молитве святой гора чудом расступилась и образовала проход, по которому Варвара скрылась, после чего гора вновь сомкнулась. Обходя гору и разыскивая дочь, Диоскор спросил о ней двух пастухов, пасущих стада овец на горе. Один из пастухов выдал местонахождение святой и тотчас же на месте постигла его казнь Божия: сам он превратился в каменный столп, а овцы его – в саранчу.

Найдя свою дочь Диоскор безжалостно избил ее и заключил в темном помещении, заперев двери и окна, моря ее голодом и жаждой. Затем сам заявил на нее правителю той страны Мартиану, просив склонить Варвару к вере отца, под угрозой любых мучений.

Увидев девицу и подивившись ее красоте, правитель стал лестью склонять ее принести жертву языческим богам. Но святая обличила их ложность и исповедала веру во Единого Бога. Разгневанный такими словами святой Варвары правитель тотчас повелел обнажить ее. Это первое мучение – стоять нагою, перед глазами многих мужей, без стыда разглядывающих обнаженное тело девственницы, было для чистой и целомудренной девицы страданием более тяжким, чем сами раны. Затем мучитель велел бить ее воловьими жилами и тереть раны святой девы власяницей и острыми черепками. Однако все эти мучения не поколебали крепкой в вере мученицы и ее заключили в темницу. В полночь внезапно озарил ее великий свет и Сам Царь Небесный явился ей в неизреченной славе. Христос утешил возлюбленную невесту Свою и исцелил от ран.

На следующий день, увидев святую Варвару совершенно здоровой и еще более красивой, чем прежде, правитель приписал это чудо языческим богам и вновь предложил почтить их жертвами. Но святая с гневом отказалась обличив его духовную слепоту, его нежелание поверить в то, что лишь Единому Живому Богу под силу исцелить ее. В ярости правитель приказал повесить ее на дереве, строгать тело святой железными когтями, опалять свечами ребра и бить по голове молотом.

В толпе народа, смотревшего на мучения святой Варвары, стояла некая Иулиания, верующая во Христа. Исполнившись ревности, она возвысила голос и начала открыто хулить языческих богов и объявила себя христианкой. Тогда правитель повелел мучить ее так же, как Варвару. Ее повесили вместе с Варварой и строгали железными гребнями, а затем, для большего посрамления, их велели водить нагими по городу, с издевательствами и побоями. Наконец, Мартиан, видя, что не может отвратить их от любви ко Христу осудил обеих на усечение мечом.

Диоскор, жестокосердый отец Варвары, был так ожесточен дьяволом, что не только не скорбел при виде великих мучений своей дочери, но и не постыдился быть ее палачом. Обратившись ко Христу в предсмертной молитве, святая испросила у Него благодать избавления от внезапной болезни и внезапной смерти всякого человека, который будет вспоминать ее страдания.

Варвара была усечена руками немилосердного своего отца, святую же Иулианию обезглавил воин. Диоскора и правителя Мартиана внезапно постигла кара Божия. Тотчас по совершении казни разразилась страшная гроза и ударами молний были убиты оба мучителя и самого праха от них не осталось на земле.

Честные мощи святых мучениц перенес в город один благочестивый человек по имени Галентиан, и похоронил с подобающей честью, устроив над ними церковь, в которой происходило много исцелений молитвами и благодатью Отца и Сына и Святого Духа, Единого в Троице Бога. Ему же слава во веки. Аминь.

Мощи святой великомученицы Варвары

Мощи святой великомученицы Варвары в VI веке были перенесены в Константинополь, а в XII веке дочь византийского императора Алексея Комнина (1081—1118 гг.), княжна Варвара, выходя замуж за князя Святополка II, привезла их с собой в Киев, где они находятся и теперь — в кафедральном соборе святого князя Владимира.

Рака с мощами св. Варвары во Владимирском соборе Киева
Мощи святой Варвары

В христианской традиции св. вмч. Варваре молятся о том, чтобы не умереть без покаяния и причастия Божественных Тайн.

Тропарь, глас 8:
Варвару святую почтим: вражия бо сети сокруши, и яко птица избавися от них, помощию и оружием Креста, всечестная.

Кондак, глас 4:
В Троице благочестно певаемому, последовавши Богу, страстотерпице, идольская притупила еси чтилища: посреде же подвига страдальчествующи, Варваро, мучителей прещения не устрашилася еси мужемудренная, велегласно поющи присно: Троицу чту, едино Божество.

Святая великомученицы Варвара

Чудесная сила святой великомученицы Варвары

День святой Варвары отмечают 17 декабря.

Кому только не оказывает покровительство святая Варвара – и ракетчикам, и садоводам, и альпинистам! А прикосновение к ее мощам наделяет целительной силой самые разные предметы.

В 2009 году Ракетные войска стратегического назначения Российской Федерации отметили 50-летие со дня своего образования. В честь юбилея патриарх Кирилл преподнес командованию РВСН вымпел с изображением великомученицы Варвары – она считается Божьей заступницей этого рода войск.

Иконы святой Варвары есть на каждом командном пункте ракетных дивизий России. На территории Главного штаба построен храм, освященный во имя святой великомученицы. Одна из ее икон даже побывала с кораблем-носителем на околоземной орбите.

А уж российские бомбардиры издревле считали святую Варвару покровительницей артиллерии и носили ладанки с ее образом вместе с нательным крестом

Откуда пошел этот обычай? Согласно легенде, когда родной отец обезглавил непокорную дочь-христианку, через мгновение в него ударила молния, и небесный огонь испепелил нечестивца. Это и послужило причиной того, что святая Варвара стала патронессой артиллерии, ракетной техники и противопожарной службы. Среди ее почитателей — изготовители пиротехники, и все, кто так или иначе связан с огнем. Великомученица считается также покровительницей горняков и альпинистов, строителей и архитекторов, а также садовников и цветоводов.

О ЧЕМ МОЛЯТСЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЕ ВАРВАРЕ?

Перед казнью святая Варвара молила Бога, чтобы все, кто будут, вспоминая ее мученичество, просить ее помощи, были избавлены от внезапной смерти без исповеди и причащения Святых Христовых Таин. Господь принял просьбу мученицы, и она услышала голос, обещающий ей это. Поэтому на иконах она изображается с Чашей. Великомученице Варваре молятся о том, чтобы не лишиться Святого Причастия в день кончины, и есть предание, что Святая сама причащает тех, кто сподобился кончины в день ее памяти.
Многие из простецов, узнав, что кто-либо умер, не успев перед смертью исповедаться и причаститься, начинают осуждать такового и говорить: «Жил грешно, умер без покаяния и причастия, худо будет ему на том свете!» Говоря так, простецы поступают нехорошо: во-первых, потому что судить живых ли, мертвых ли не наше дело, а дело Божие, а во-вторых, нехорошо и потому, что в суждении о загробной жизни умерших без напутствия они жестоко могут ошибиться.
У одной молодой женщины умер муж, не успевший перед смертью ни исповедаться, ни причаститься. Жена была от этого сначала в полном отчаянии, а потом, когда несколько пришла в себя, отправилась поведать скорбь свою преподобному Серафиму. Старец сказал ей: «Не сокрушайся об этом, радость моя, не думай, что из-за этого одного погибнет душа его. Бог только может судить, кого чем наградить или наказать.
Бывает иногда так: здесь на земле приобщаются, а у Господа остаются неприобщенными; другой же хочет причаститься, но почему-нибудь не исполнится его желание, совершенно от него независимо; такой невидимым образом сподобляется причастия через Ангела Божия».
Другой случай. В городе Солуни был женский монастырь. Одна из инокинь его, выйдя некогда из обители, по действу диавольскому впала в смертный грех и затем в монастырь уже не возвращалась, а осталась в миру и несколько лет проводила греховную жизнь.
Наконец пришла в себя, образумилась, пожелала обратиться к Богу, внутренне раскаялась и пошла снова в монастырь, в котором прежде жила, чтобы благочестивою жизнью загладить прежние грехи.
Но случилось так, что как только она подошла к воротам монастырским, то внезапно упала около них и умерла. После ее смерти один епископ имел следующее видение. Видел он Ангелов, которые приняли душу умершей. Далее следовали бесы, спорившие с Ангелами за душу новопреставленной. Ангелы говорили: «Она долго жила в монастыре и работала Богу много лет, следовательно, она наша», а бесы говорили, что она и в последний раз шла в монастырь с леностью, следовательно, принадлежит им. Ангелы на это сказали им: «Бог видел ее помышления, ее внутреннее раскаяние и то, что она шла в монастырь, чтобы начать новую жизнь, и потому принял ее покаяние, а что она умерла скоропостижно, это не наше дело, а Божье» (из Пролога на 14 июля).
Итак, жестоко могут ошибиться судящие о загробной участи умерших без напутствия. И это весьма понятно. Кто Единый Судия живых и мертвых? Бог. Так и сказано: Един Законодатель и Судия (Иак. 4,12). И только в Божиих руках власть спасти или погубить нас.
А поэтому весьма легко может случиться, что в то самое время, когда мы говорили, что он жил грешно, умер без покаяния и что худо ему будет на том свете. Господь на частном суде Своем говорит осужденному нами: «Прощаю тебе и то, и другое, и третье, и все прощаю». И все это, повторяем, конечно, легко может быть, ибо только Один Бог знает все расположения сердца человеческого и в них при жизни нами осуждаемого, может быть, находил и сокрушение, и намерения святые, и раскаяние, и умиление, и другое многое, нам неизвестное, доброе. И за это доброе глаголет Он грешнику: Изглажу беззакония твои, как туман, и грехи твои, как облако (Ис. 44,22).
Да, все это легко может быть, и потому судящие о загробной участи умерших без причастия должны навсегда оставить свои о них суждения и вместо них обратиться к Богу с горячей молитвою об их участи, чтобы Господь дал им ослабу и покой и чтобы этой молитвою и самим себе обрести помилование на Суде Божием от вечного за грехи осуждения.

Варвара — уникальная святая, единственная святая, которой Церковь усвоила на иконе держать Святой Потир, которого по канонам Церкви не может касаться никто из мирян — только священник. В православной иконографии только св.Иоанн Кронштадтский изображается с потиром в руке. Нужно отметить особую любовь Батюшки к этой святой. Как стяжать милость и благодать св.Варвары!? Ничем иным как причастием в день ее памяти. Тогда мы будем иметь твердую надежду, что св.мученица не оставит нас без причастия и в наш последний день.

 

Молитва

Святая славная и всехвальная великомученице Варваро! Собраннии днесь (в храме твоем Божественном) люди,(раце мощей твоих покланяющиися и любовию целующии), страдания же твоя мученическая, и в них самого Страстоположника Христа, давшаго тебе не точию еже в Него веровати, но и еже по Нем страдати, похвалами ублажающе, молим тя, известная желания нашего ходатаице: моли с нами и о нас, умоляемаго от Своего благоутробия Бога, да милостивно услышит нас, просящих Его благостыню, и не отставит от нас вся ко спасению и житию нужная прошения, и дарует христианскую кончину животу нашему безболезненну, непостыдну, мирну, Божественных Тайн причастну, и всем, на всяком месте, во всякой скорби и обстоянии требующим Его человеколюбия и помощи, великую Свою подаст милость, да благодатию Божиею и твоим теплым предстательством, душею и телом всегда здрави пребывающе, славим дивнаго во святых Своих Бога Израилева, не удаляющаго помощи Своея от нас всегда, ныне и присно, и во веки веков.
Аминь.

Не отреклась Варвара от Христа!!!

Беру перо — рука трепещет
И зуб об зуб колотит дрожь,
Душа немеет, сердце плещет,
Вопит израненная кровь!!!

От роду ей тринадцать было:
Красива, статна, весела.
От глаз людских отец родимый
Сокрыл прелестное Лейла.
В высокой башне одиноко
Она жила среди рабынь
И звёзды, месяц молча в окна
Смотрели с солнцем каждый день.
Ей не спалось в ночную темень,
И окна, настежь распахнув,
Она с улыбкой, молча внемлив,
Спрошала с робостью вздохнув:

«О солнце, солнце, кто создатель
Великолепья твоего?»
«О звезды, месяц кто создатель,
Кто сотворитель див сего?»

Но солнце радостно сверкало,
Барахтаясь в лучах своих,
Оно со звездами молчало,
Скрывая светлых тайн сиих.

«Рука кого создала небо,
Поля, вершины и моря? –
Служанок вопрошала дева –
«Кто создал всё, что есть земля?»

Они ей отвечали дружно:
«То боги с камня, с серебра».
«Нет, эти каменные боги
Создали наши мастера.
Они бездушные, безногие,
Без рук не могут созидать,
Хоть золотые все ж убогие
Все эти идолы под стать.

Однажды ночью тихой, дивною
Варвара вновь спрошала вслух:
«Кто ты создатель неба синего?!»
И вдруг — О, радость! Чудо вдруг!
Внезапно благодать Господня
Сошла на девичье чело.
И сразу стало ей угодно,
И сразу стало ей легко.
В один момент она прозрела,
И на вопрос нашла ответ –
Господь единый, неделимый
Все сотворил на этот свет.
И сердце девичье забилось,
Любовью загорелась ночь,
В Творца земли она влюбилась
Святая Диоскора дочь.

Вот Диоскор, отец Варвары,
Идёт к ней с вестию такой:
«Тебе, дитя, пора уж замуж,
Уж ждет жених тебя земной».

И содрогнулася Варвара:
«Принудишь замуж – мне не жить!!!» —
Сразу отцу она сказала,
И он решил не торопить.
Он в дальний путь отбыл по делу,
Строителям же наказал:
Купальню смастерить умело
В саду, отрадно расписав.
На юг же два окна поставить.
Варваре разрешил ходить
Везде, со всеми разговаривать.
Он думал, сможет полюбить.

Дар приняла она отеческий,
Ей солнце возвело псалмы.
Вот повстречала стаю девушек
В Иисуса верили они.
Услышала от них о Господе,
О сыне Божьем — воссияла вся,
О Матери его, о жизни Господа,
Страданиях, как вознесся.
Варвары сердце разгорелося,
И возлюбила Сына Божия она.
Со страхом же ждала крещения…,
«Купцом» — священником была окрещена.

Забыла мир земной после крещения,
С любовию молилась ночь и день.
Ради Иисуса дала обещание
Что девою остается совсем.
В купальне же дала приказ строителям
Поставить рядом третие окно
Во имя Бога, имя святой Троицы
Стоит пусть, славит Господа оно!
И знак креста рукою нанесен её
На стену, что глядит в восток.
И след на камне от стопы её
Несет животворящий родничок.

Вернулся Диоскор и изумление
Сначала охватило суть его.
Узнав же все, грозою, тучей гневною
На дочь свою набросился с мечом.

Она бежала. И пещера тихая,
По воле Господа, сокрыла то дитя.
Но злые люди, алчущие, выдали —
Предали мукам светлое Лейла.
Влетел в пещеру яростный отец,
Нещадно бил и мучил он Варвару,
Избив до крови тело, наконец,
За волосы тащил, даря удары.
Закрыл он в темной комнате её
И голодом морил, от злобы спьяну,
Отдал её начальнику страны
Жестокому и злому Мартиану.

Со сладкой лести начал Мартиан,
Просил богам своим кирпичным поклониться.
НЕ ОТРЕКЛАСЬ ВАРВАРА ОТ ХРИСТА!!!
Не стала идолам пустым его молиться.

Разгневался начальник, приказал:
Сорвать одежды и избить девицу.
Воловьи жилы по её плечам,
По телу белому пошли рядиться.
Часы, часы секли ей до костей,
Святое тело, кровь потоком лилась
И стеклотканью тёрли раны те,
Скребли когтями…
…Долго это длилось.

Не застонала ради жениха,
Терпела муки радостно и стойко,
НЕ ОТРЕКЛАСЬ ВАРВАРА ОТ ХРИСТА!!!
А столько боли было, столько….

Растерзанную бросили в темницу…
Она молилась: «Боже, Боже мой,
Ты не остави меня истинно великий!»
Господь сказал: -«Не бойся, я с тобой!»
Темница озарилась светом ярким:
Господь всемилостивый к ней сошел.
Он исцелил зияющие раны,
Не видим стал, но от Варвары не ушёл.

И снова привели на суд Варвару,
Начальник, стража изумились ей:
На теле от побоев нет и следа,
А лик, как солнце светится на ней.

«Тебя же исцелили наши боги,
Благодари их» — Мартиан ей произнес.
«Нет, боги те твои все, все убогие,
А вылечил меня Иисус Христос!»

Услышав те слова, пришёл он в ярость,
Рычащим зверем в гневе заплясал,
Он снова обнажить её заставил,
На дерево повесить приказал.
Строгали тело ей железными когтями,
По голове — тяжелым молотком,
Палили ребра ей горящими свечами,
Толпа спокойно зрила на «содом».
Все тело в мясо кровяное превратилось,
Разорванные раны от хлыста,
Кровавый водопад с нее струился…
НЕ ОТРЕКЛАСЬ ВАРВАРА ОТ ХРИСТА!!!

Среди толпы нашлася христианка
Иулиания и, видя муки си,
Она бесстрашно подошла к начальнику
С упреком в бешеной жестокости.
Взревел от злобы грубый Мартиан,
Узнав её исповеданье веры,
И также, как Варвару стал строгать
И тело рвать железным гребнем.

Варвара к небу очи подняла,
Взмолилась: «Господи! Меня, Иулианию
Рабынь твоих покорных укрепи
В жестоких, жутких сих страданиях».
И Милосердный Бог обоих укрепил,
И с радостью они терпели муки.
Жестокий Мартиан в безумии своем,
Велел отрезать им обоим груди.
Безумна боль…и воздух не глотнуть…
О, участь мучениц! О, как ты не проста!
Так Бога девочка смогла любить…
НЕ ОТРЕКЛАСЬ ВАРВАРА ОТ ХРИСТА!!!

Нагую, всю в крови, Иулианию,
В темницу бросил страшный Мартиан.
Варвару же нагую на ругание
Водить по городу заставил «басурман».
Святая же взывала: « О, ты Господи!!!
Который, покрываешь землю мглой
И облаками одеваешь небо,
Покрый меня Ты ризою святой,
Чтоб люди нечестивые не видели
Меня нагой, покрый мне наготу,
Чтоб не смеялись, чтобы не обидели
Рабы твоей Варвары простоту».

Господь спаситель ангела послал
И тот её покрыл от глаз мирских.
НЕ ОТРЕКЛАСЬ ВАРВАРА ОТ ХРИСТА!!!
Начальник в гневе выбился из сил.
И, задыхаясь от жесткой злости:
Не отвратить обоих от Христа…
Он повелел главы отсечь обоим.
НЕ ОТРЕКЛАСЬ ВАРВАРА ОТ ХРИСТА!!!

И усекнул главу Иулиании
Один из воинов начальника того.
Варвару, дочь свою, повел на отсекание,
На смерть сию отец её родной.

Одной рукою он держал Варвару,
Другою нёс тяжелый острый меч…
Исполнил стойкий в глупой своей вере
Тот приговор безумный сей отец.

Варвара же, идя на казнь, взывала:
«О, Безначальный Боже, Господи!
Любому человеку после смерти
Моей пошли Ты благость, Господи!
Который будет вспоминать меня,
В сердцах мои страдания храня,
Да, не приблизится к нему болезнь,
Да, не постигнет его смерть худая».

И голос девы был услышан Богом
Он обещал исполнить просьбу ей.
И души их отправились в дорогу,
Попали прямо к жениху на небесех.

А Мартиан и Диоскор были убиты
Стрелою — молнией их поразил судья
На вечны муки. Получили по заслугам
От вечно праведного за свои дела!!!

р. Б. Наталия 1992 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *