Заметка
Дорогие братия  и сестры, наконец-то наступает Рождественский пост, последний в этом 2014 году. В наших сердцах, с началом его, возникает и особая благодарность к Богу за то, что мы вновь и вновь готовимся принять участие в тайне пришествия в мир нашего Спасителя — Господа Иисуса Христа. Как говорит святитель Феофан (Вышенский), в течение этого поста мы должны причаститься Тела и Крови Господних так, чтобы ощутить всем своим существом, что Слово стало Плотью, и Господь приобщился нашей плоти и крови, став одним из нас.
    Посту Рождественскому, несомненно, принадлежит древнее происхождение, хотя ясные упоминания о нем встречаются только с IV века. В V веке святитель Лев Великий, упоминая об этом посте, называет его древним. До него, в своих творениях о Рождественском посте, говорят святитель. Амвросий Медиоланский, святой Филастрий и блаженный Августин.
    Первоначально Рождественский пост длился, у одних христиан семь дней, у других — несколько дольше. На соборе 1166 года, бывшем при константинопольском патриархе Луке и византийском императоре Мануиле, всем христианам было положено хранить пост перед великим праздником Рождества Христова сорок дней. Вот почему этот пост называется еще четыредесятницею, а  т.к. он начинается после дня памяти святого апостола Филиппа, то в народе еще он имеет название «Филлипов пост», или Филлиповка.
    Рождественский пост служит нам для освящения последней части года таинственным обновлением духовного единения с Богом. Святитель Лев Великий пишет: «Само хранение воздержания запечатлено четырьмя временами, чтобы в течение года мы познали, что непрестанно нуждаемся в очищении и, что при  рассеянии жизни, всегда надо стараться нам постом милостынею истреблять грех, который приумножается бренностью плоти и нечистотою пожеланий».
    Две тысячи лет назад человечество с надеждою ждало Спасителя, однако большинство представляло Его в виде земного царя и, поэтому, не заметило день Его Рождества. Спокойно спал Вифлеем, и только горстка пастухов услышала ангельское благовестие. Эти люди поверили, что Спаситель может родиться не в царском чертоге, а в пещере, где укрывают овец от непогоды. Эти люди увидели Того, кого ждал весь мир, потому что были чисты сердцем. И в награду за все им открылась тайна Воплощения Любви.
    Как часто люди надеются на то, что жизнь улучшится, благодаря внешним причинам. Они не подозревают, что мрак повседневности может освятить лишь любовь в их душах. Но, чтобы обрести ее ,необходимо очистить свое сердце. Дни поста вырывают человека из суеты будней, требуют от него чистой жизни для Бога. Это — другое, особое время. В Ветхом Завете требовалось принести в Храм десятую часть своих доходов. Пост — это новозаветная жертва христиан Богу. По словам святителя Льва Великого Рождественский пост есть жертва Богу за собранные плоды, «как господь ущедрил нас плодами земли, ? пишет святитель, ? так и мы во время этого поста должны быть щедры к ближним». По словам святого Симеона Фессалоникийского  , «пост Рождественской  Четыредесятницы изображает пост Моисея, который, постившись сорок дней и сорок ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих.
    И мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем Живое Слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной Плоти.
    Рождественский пост установлен для того, чтобы мы ко дню Рождества Христова очистили себя  покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия и, чтобы кроме обычных даров и жертв принести Ему наше чистое сердце и желание следовать Его учению. Поэтому, если мы христиане и постимся, то как же нам от  встречи Света идти на новогодние пляски и ночью встречаться со тьмою?! Если Рождественский пост-время сетования, то как же мы, нося крест Христов на шее, идем веселиться?! Если мы боремся с ложью и ея отцем диаволом, как же мы можем лицемерно встречать Новый год в Рождественский пост, если Новый год по — нашему календарю, а его никто не отменял, еще не наступил?! И даже постный новогодний стол-это тот же грех, что и грех, который «добрыми» друзьями был предложен священнику Елиазару, учителю братьев Маккавеев, когда ему советовали вместо свиного мяса съесть баранины!
    По церковному Уставу, а все, благочестиво постящиеся, строго должны соблюдать уставы о качестве пищи, т.е. воздерживаться в пост от некоторой еды, не как от скверных брашен, а как от неприличных посту и запрещенных Церковью. Еда, от которой надо воздерживаться в пост, ? это : мясо, сыр, коровье масло, молоко, яйца и продукты, содержащие в своем составе что-либо из вышеперечисленного.
    Рыба в Рождественский пост разрешается  в субботние и воскресные дни, в праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы, даже если он случиться в среду или пятницу, а также в праздники святых, если они не приходятся на среду или пятницу. В этом году, это дни в ноябре, по новому стилю: 29,а  в декабре:4,6,10,11,13,17,18,20,31.
    В понедельник, среду и пятницу Рождественского поста Уставом запрещается рыба, вино и елей и дозволяется принимать пищу без масла (сухоядение). В остальные дни-вторник, четверг, суббота и воскресенье-разрешено принимать пищу с растительным маслом. Устав был написан, многие говорят, для монахов, но ведь по словам святого Иоанна Лествичника: «свет для монахов-ангелы, а для мирских-монашеское житие»! В этом изречении черпали силы все подвижники и подвижницы Православия, как древнего времени, так и наших дней. А послабление в посте телесном для больных, детей малых, беременных всегда было и ни кем не оспаривалось. Поэтому, кто не в силах придерживаться Устава, должен посоветоваться с духовником и именно с духовником, а не с первым попавшимся в храме или со случайным священником. Лишь духовный отец, зная наше внутреннее состояние и состояное нашего организма, может правильно подсказать  «запостились» ли мы или же нам необходимо больше потрудиться в воздержании, а это еще и еще раз говорит о том, что каждый должен быть прихожанином одной церкви и чадом духовным одного священника, а не многих, т.к. один скажет одно, а другой-другое и овца, не зная голоса пастыря, сама себе путь выбрав, зачастую в зубы волку-диаволу попадает, да избавит нас от этого Господь, через приверженность к Матери Церкви и ее Уставам.
    Со второго января пост еще более строгий. Уже рыбки нельзя вкушать, а с 6 января(24 декабря по старому стилю)по традиции Русской Православной пост до первой звезды и вкушаем лишь сочиво(кашу с медом),от чего и день этот называется сочельником.
        Готовясь проводить Рождественский пост, подумаем о том, как мы привыкли хранить его?
     Порою слишком внешне, формально, часто сводя его к соблюдению диеты, не прибавляя молитвы и не углубляясь в осознание своего пути ко Христу, в осознание той тайны, которая открывается нам в это время. К каждому из нас на самом деле приближается Христос, поэтому осознаем еще раз, что худшее из всего, что может быть с нами, это — теплохладность, это внешнее формальное соблюдение поста.
     Постараемся с самого начала (не в конце, как это бывает, когда на общей исповеди мы вспоминаем все в завершение поста, называя этот грех прежде всего) углубить наш пост, приближаясь ко Христу не только чтением Священного Писания (в особенности пророков),не только чтением Псалтири и молитв (это обязательно ) и более частым посещением храма (это существенно и необходимо ),но именно приобщением к самому главному, что есть во Христе,— Его любви, Его причастности к страданию и судьбе каждого живого человека, чтобы тайна Христова Воплощения становилась в течение поста нашим живым знанием.           

Один комментарий на “

  1. Обратная ссылка: writeaessay

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *