Заметка

Святитель Феофан Затворник (†1894)

 

Одним из самых влиятельных духовных писателей XIX века был Святитель Феофан Затворник, ставший великим учителем христианской жизни. Он оказал глубокое влияние на духовное возрождение всего общества. Его учение во многом родственно учению старца Паисия Величковского, особенно в раскрытии тем о старчестве, умном делании и молитве. Наиболее значительные труды его — «Письма о христианской жизни», «Добротолюбие» (перевод), «Толкование апостольский посланий», «Начертание христианского нравоучения».

Детство

Святитель Феофан Затворник (в миру Георгий Васильевич Говоров) родился 10 января 1815 г. в селе Чернавское Елецкого уезда Орловской губернии в семье священника.

Его отец Василий Тимофеевич Говоров был священником Владимирской церкви села Чернавское и всю жизнь отличался глубоким благочестием. Мать святителя Татьяна Ивановна происходила из священнической семьи и имела тихий, кроткий нрав и любвеобильное сердце. Егор был пятым ребенком в семье. Детей в семье о.Василия было семеро: три дочери и четыре сына.

Отец Василий часто брал с собою сына в храм Божий, где он становился на клиросе или прислуживал в алтаре. При этих посещениях мальчик не прочь был иногда пробраться к церковным колоколам и позвонить.

Учеба

Первоначальное образование отрок Георгий получил в родительском доме. Благочестивые родители воспитали его в церковном духе, так что с раннего детства он возымел крепкую любовь к Церкви. Недаром отмечал он потом, что церковность — самое могучее средство правильного воспитания детей.

Ливенское духовное училище

В 1823 году Георгий поступил в Ливенское духовное училище и через шесть лет (в 1829 году) в числе лучших учеников был переведен в Орловскую семинарию. Во главе ее стоял тогда архимандрит Исидор — впоследствии известный иерарх Русской Православной Церкви.

Георгий Говоров с большим интересом изучал преподаваемые науки, но особенный интерес возбудили в нем уроки психологии.

В годы учебы, после паломничества в Задонский монастырь, где почивали мощи святителя Тихона Задонского, в то время еще не прославленные, у Георгия появилось необычайное, все более возрастающее благоговение к святителю Тихону Задонскому.

В 1837 году, окончив семинарию, будущий святитель поступил в Киевскую Духовную Академию. В Академии все его помнили, как скромного и благоговейного юношу. Будучи студентом Киевской Духовной Академии, он много раз посещал Лаврские пещеры. Здесь, очевидно, у него и созрела мысль об отречении от мира.

Постриг в монашество

За несколько месяцев до окончания курса Георгий Васильевич Говоров принял монашеский постриг с именем Феофан в честь преподобного Феофана Исповедника.

В иночестве он нашел свое истинное призвание; к этому его располагали и естественная доброта сердца, и голубиная кротость, и снисходительность, и доверчивость к людям, да и некоторая застенчивость в обращении. Молодой студент смотрел на иночество как на трудный подвиг служения Церкви и окончательно решился на него только после долговременного размышления, пережив тяжелую душевную борьбу. К тому же во время учебы в Академии в его семье произошли события, которые окончательно укрепили его намерение стать иноком: в 1838 году скончалась его мать, а через год — и отец, священник Василий.

Вскоре его посвящают во иеродиаконы, а затем — в иеромонахи. После пострижения он посетил Лавру, где подвизался старец иеросхимонах Парфений. Этот умный молитвенник так наставлял молодых монахов: «Вот вы, ученые монахи, набрав себе много правил, помните, что одно важнее всего: молиться и молиться непрестанно умом в сердце Богу — вот чего добивайтесь».

Преподавательская деятельность (1841-1847)

Успешно окончив Киевскую Академию со степенью магистра богословия, в 1841 году, иеромонах Феофан назначается исполняющим должность ректора Киево-Софийских училищ и преподавателем латинского языка. Духовные училища предназначались «для первоначального образования и подготовления детей к служению православной церкви».
Сюда принимались дети православных духовных лиц бесплатно, a из других сословий — с платою. Училища имели 4 класса, программа которых приближалась к программе четырёх классов гимназий.

Но недолго трудился отец Феофан в Киевском училище: уже через год он был назначен инспектором Новгородской семинарии. Новгородская семинария была важнейшим центром духовного образования и просвещения северо-запада России в XVIII – начале XX вв. и одним из центров культурной жизни Великого Новгорода (одним из првых выпускников новгородской семинарии был Тихон Задонский, впоследствии святитель и угодник русской церкви). В семинарию принимали детей от 12 до 15 лет, обученных читать и писать.

В Новгороде иеромонах Феофан провёл 3 года. За это короткое время он успел проявить себя как талантливый воспитатель и прекрасный преподаватель психологии и логики.

Высшее духовное начальство высоко ценило нравственные качества и незау­рядные умственные способности иеромонаха Феофана, и потому в декабре 1844 года он был переведен в Петербургскую Духовную Академию на должность бакалавра по кафедре нравственного и пастырского богословия.

К преподаваемым предметам иеромонах Феофан относился с большим вниманием. Оставив филосовско-умозрительные методы работы, молодой богослов опирался на опыт аскетический и психологический. Главными после Священного Писания и творений святых отцов источниками его лекций были жития святых и психология. За ревностное исполнение своих обязанностей, засвидетельствованное академическим начальством, иеромонах Феофан был удостоен звания соборного иеромонаха Александро-Невской Лавры.

Русская Духовная Миссия в Иерусалиме (1847-1854)

Вид на Иерусалим, XIX век

В 1847 году в составе Русской Духовной Миссии был направлен в Иерусалим. Шестилетнее пребывание в Палестине имело для иеромонаха Феофана большое духовное и нравственное значение. Он посетил святые места Палестины, Египта и Сирии, древние монашеские обители (знаменитую Лавру св. Саввы Освященного), беседовал со старцами святой горы Афон, изучал писания отцов Церкви по древним рукописям.

Улицы Иерусалима в XIX веке

В Иерусалиме будущий святитель выучился иконописи и снабжал бедные церкви своими иконами и даже целыми иконостасами. Здесь, на Востоке, он основательно изучил греческий и французский языки, ознакомился с еврейским и арабским.

В 1854 году, в связи с началом Крымской войны (1853—1856), члены Духовной Миссии были отозваны в Россию. В связи с войной Миссия возвращалась на родину через Европу. По пути в Россию иеромонах Феофан побывал во многих европейских городах, и везде он осматривал храмы, библиотеки, музеи и другие достопримечательности, посетил некоторые учебные учреждения с целью ознакомления с положением дел в западной богословской науке. В Риме иеромонах Феофан имел аудиенцию у папы Пия IX. В Италии отец Феофан как большой любитель и знаток живописи интересовался произведениями живописи; во Флоренции он подробно осмотрел картины Рафаэля и приобрел для себя много отлично исполненных снимков. В Германии иеромонах Феофан подробно познакомился с постановкой преподавания в учебных заведениях различных наук, особенно богословия.

За свои труды в Миссии в 1855 году иеромонах Феофан был возведен в сан архимандрита и назначен в Петербургскую Духовную Академию бакалавром по кафедре канонического права, а через полгода — на должность ректора Олонецкой духовной семинарии.

В исполнении должности ректора семинарии он все силы употребил на то, чтобы должным образом руководить вверенными его попечению юношами, стараясь, с одной стороны, предохранить их от свойственных юношескому возрасту опасностей и увлечений, а с другой — развить хорошие наклонности и внедрить добрые навыки, чтобы воспитанники по окончании курса семинарии были полезными членами Церкви и сынами своего Отечества. Прежде всего он старался возбудить и укрепить в воспитанниках религиозность. Он внушал им любовь к храму и богослужению, прививал усердие к молитве, постам и другим церковным установлениям. В воскресные и праздничные дни он сам совершал богослужение, побуждая учеников участвовать в нем молитвами, чтением и пением на клиросе. При этом отец Феофан часто говорил в семинарском храме поучения об истинах веры и благочестия. Непременно присутствовал он на утренних и вечерних молитвах в семинарии, усердно молясь с юношами и тем подавая им пример. Чтобы воспитанники в свободное от занятий время не находились в праздности, отец Феофан ввел в семинарии класс рисования и иконописи.

Константинополь (1856)

В 1856 году архимандрит Феофан был назначен на должность настоятеля посольской церкви в Константинополе.

Константинополь

Выбор отца Феофана на столь важный и ответственный пост обусловливался тем обстоятельством, что он был хорошо знаком с православным Востоком и был вполне подготовлен к этой должности. Константинопольская Церковь в это время переживала большие трудности в связи с распрей греков с болгарами. Русское правительство и Святейший Синод, озабоченные скорейшим прекращением этой распри, поручили архимандриту Феофану собрать сведения, которые могли бы осветить положение греко-болгарской распри. Отец Феофан исполнил возложенную на него миссию. Его отчет имел впоследствии большое значение при обсуждении греко-болгарской распри Святейшим Синодом Русской Православной Церкви.

Ректор Петербургской Духовной Академии (1857-1859)

С 1857 года указом Святейшего Синода архимандрит Феофан назначается на должность ректора Санкт-Петербургской Духовной Академии (СПДА). Как ректор, он посещал лекции профессоров, присутствовал на экзаменах, следил за всем ходом учебного дела в академии. Особое внимание обращал на воспитательную работу во вверенной ему академии. Одновременно отец Феофан усиленно занимался редакторской и богословской работой. Свои сочинения он публиковал главным образом в академическом журнале «Христианское чтение», который выходил тогда под его наблюдением.

Тамбовская епархия (1859-1863)

В 1859 году состоялось наречение архимандрита Феофана во епископа Тамбовского и Шацкого. Много забот и трудов пришлось понести владыке при управлении Тамбовской епархией. Служение преосвященного Феофана продолжалось только 4 года. Но за это короткое время он необыкновенной кротостью своего характера, редкой деликатностью и участливым вниманием к нуждам пасомых успел сродниться со своей паствой и снискать всеобщую самую искреннюю любовь. Святитель Феофан проявил себя ревностным служителем во всех сферах церковной жизни. Почти каждое богослужение он сопровождал проповедью, и слово его, шедшее от сердца и дышавшее глубоким убеждением, привлекало многочисленных слушателей. При содействии преосвященного Феофана было открыто много церковно-приход­ских училищ, воскресных школ и частных школ грамотности.

Среди своих забот по управлению Тамбовской Епархией, святитель Феофан находил время и для литературной деятельности. К этому времени относится его богословский труд «Письма о христианской жизни», который заключает в себя целую систему христианского нравственного учения.

В 1861 году епископ Феофан принимал участие в торжестве открытия мощей святителя Тихона Задонского. Это событие произвело большое впечатление на Тамбовского архипастыря и послужило как бы особым благодатным освящением его собственного служения.

Владимирская кафедра (1863-1866)

Владимир XIX века

В 1863 году его переводят во Владимир, где он открывает женское епархиальное училище с шестилетним сроком обучения и начинает издавать «Владимирские епархиальные ведомости».

Но обширная практическая деятельность по епархиальному управлению не была мила душе архипастыря. Как уже было сказано, с юных лет он стремил­ся к уединению и идеал монашества видел в совершенном отречении от всех житейских забот. И вот теперь, после 25-летнего служения Церкви на различных поприщах, святитель нашел благовременным осуществить свое всегдашнее стремление.

Вышенская пустынь (1866-1872)

В 1866 г. по прошению он был освобожден от управления епархией и уволен на покой в Успенскую Вышенскую пустынь Тамбовской епархии. Епископ Феофан прибыл в Вышенскую пустынь в качестве ее настоятеля.

Вышенская пустынь

По своему внутреннему устройству Вышенская пустынь представляла
из себя общежительный монастырь. Устав и обычаи ее отличались большой строгостью. Святитель Феофан до конца жизни чувствовал себя вполне счастливым на Выше. В первые 6 лет своего пребывания в Вышенской пустыни преосвященный Феофан не уединялся окончательно. Вместе с иноками обители он ходил ко всем церковным службам, а в воскресные и в праздничные дни сам совершал литургию в сослужении братии. Внешняя обстановка вполне соответствовала духовным потребностям святителя-подвижника. Он охотно принимал посетителей — родных и почитателей, искавших его духовных советов, вразумлений и наставлений, выходил из келлии на прогулку. Но вскоре суетная должность настоятеля стала нарушать его внутренний покой, и он подает новое прошение — об освобождении его от этой должности. Святейший Синод удовлетворил его просьбу.

Затвор (1872-1894)

В 1872 году, сразу после Пасхи, он, принимает твердое решение удалиться от мира и уйти в затвор.

Он глубоко сознавал высоту подвига затвора полного и потому, как других иноков предостерегал от поспешности в исполнении желания предаваться полному затвору, так и сам не спешил. «Когда молитва твоя до того укрепится, что все время будет держаться у тебя в сердце пред Богом в благоговении, не выходить из него, и ничем другим заняться не захочет. Этого затвора ищи, а о том не хлопочи. Можно и при затворенных дверях по миру шататься, или целый мир напустить в свою комнату» (Письма к разным лицам о разных предметах веры и жизни, стр. 298). Сам святитель сперва удалился от дел общественного служения, а затем, когда увидел, что при общежительных условиях иноческой жизни все же многое препятствовало ему всецело предаваться Богу и уединенно беседовать с Ним единым, перешел к полному затвору.

Дом в Вышенском монастыре, в котором в течение 28 лет жил святитель Феофан

Начался самый главный период в жизни святителя Феофана — период его затвора, который продолжался почти 22 года.

Он прекратил всякие сношения с людьми, перестал ходить в монастырский храм на богослужение и затворился в отдельном флигеле. С этого времени он принимал к себе только настоятеля пустыни, духовника игумена Тихона и келейника отца Евлампия.

Для совершения богослужения святитель Феофан устроил себе маленькую церковь во имя Крещения Господня, выделив для этого часть гостиной. Вместо иконостаса, была простая занавесь из дешевой материи, которой алтарь был отделен от остальной части церкви. Рядом с келейною церковью находился его рабочий кабинет. Здесь он занимался изучением святоотеческой литературы.

Распорядок обыденной жизни святителя-затворника был незатейливым. По окончании литургии, святитель легким стуком давал знать келейнику о времени утреннего чая. После чая владыка занимался умственными работами, плодами которых были его многочисленные писания и письма. В час дня был у него обед, за которым в последние годы святитель в скоромные дни вкушал только по одному яйцу и по стакану молока. В четыре часа по полудни подаваем был чай; а ужина совсем не было. В постные дни, конечно, еще более усиливалось телесное воздержание святителя-подвижника, которого питали и укрепляли только духовные занятия и молитвенные подвиги.

Со временем жизнь святителя Феофана сделалась сокровенною для людей, а ведомою одному Богу. Даже на прогулку, для пользования свежим воздухом, преосвященный Феофан в годы полного затвора выходил на балкон при своем флигеле так, чтобы никто не мог его увидеть.

Затворившись в келии, отказавшись от общения с людьми и положив печать молчания на уста, святитель Феофан в кратчайший срок стал известен всей верующей России благодаря своим многочисленным статьям, книгам, письмам и проповедям, завоевавшим сердце русского православного человека. И чем дольше молчал язык затворника, тем громче говорило перо, просвещая заблудших, ободряя унывших, обличая вероотступников и еретиков. Святой Феофан стал одним из первых русских архиереев, бесстрашно вступивших на стезю не только чисто духовной, но и церковно-политической публицистики с ярко выраженным патриотическим содержанием.

В это время он пишет литературно-богословские труды: истолкование Священного Писания, перевод творений древних отцов и учителей, пишет многочисленные письма к разным лицам, обращавшимся к нему с недоуменными вопросами, с просьбой о помощи и наставлениях. Ежедневно он писал около сорока ответных писем. Он отмечал: «Писать — это служба Церкви нужная. Лучшее употребление дара писать и говорить есть обращение его на вразумление грешников». Письма святителя Феофана — это богатейшая сокровищница, откуда можно без конца черпать мудрые советы во спасение души. Находясь в Затворе, вдали от мира, святитель Феофан не переставал до последней минуты своей жизни быть истинным руководителем всех, кто бы к нему не обращался.

Кончина

В последние годы жизни святитель Феофан страдал ревматизмом, невралгией, сердечной аритмией и головокружением, а также прогрессирующей катарактой, вследствие чего в 1888 году ослеп на правый глаз.

Накануне кончины, 5 января 1894 года, владыка, чувствуя слабость, попросил келейника (Евлампия) помочь ему пройтись по комнате. Келейник провел его несколько раз, но владыка, утомившись, отослал его и лег в постель. В самый день кончины святитель совершил по обычаю Божественную литургию и затем кушал утренний чай, но к обеду не давал условного знака долее обыкновенного. Келейник заглянул в рабочий кабинет святителя и, увидев, что он сидит и что-то пишет, не стал беспокоить его напоминанием. Через полчаса владыка подал условный знак к обеду (это было в половине 2-го часа пополудни), но за обедом скушал, вместо целого, лишь половину яйца и вместо целого стакана молока, лишь полстакана. Затем, не слыша стука к вечернему чаю, келейник снова заглянул в комнату владыки в половине пятого часа и увидел его лежащим на кровати. Хотя на минуту и мелькнула мысль у келейника, что быть может святитель лег отдохнуть, однако любящее сердце подсказало ему, что в этом было нечто другое, более тревожное. Подойдя к святителю, он увидел, что тот уже почил навеки, причем глаза его были закрыты, левая рука покойно лежала на груди, а правая сложена была как бы для благословения…

Святитель мирно почил 6 января 1894 года, в праздник Крещения Господня. При облачении на лице его просияла блаженная улыбка.

После известия о кончине чтимого всеми святителя из разных мест начали стекаться десятки тысяч людей отдать последний долг усопшему. 3 дня простояло тело почившего в его келейной церкви, а затем еще 3 дня в теплой соборной обители до погребения, — и тление не коснулось его: почивший святитель имел вид спокойно спящего человека.

Святитель был погребен в Казанском соборе Вышенской пустыни (Республика Мордовия). Над его могилой был воздвигнут великолепный мраморный памятник с перечнем главных научно-литературных трудов святителя и надписями: «Память праведника пребудет благословенна» – говорит премудрый (Притч. 10:7).

Обретение мощей и канонизация

  

   

Святые мощи Феофана Затворника были тайно обретены на территории Шацкой психбольницы, расположенной в зданиях разоренной безбожниками Вышенской пустыни в 1973 году.

Сразу же после обретения мощи были перевезены в Троице-Сергиеву Лавру, где находились в подклете Успенского собора до 1988 года.

В 1988 году на Поместном Соборе Русской Православной Церкви, посвященном 1000-летию Крещения Руси, Феофан Затворник Вышенский, был канонизирован и прославлен в лике святителей, как подвижник веры и благочестия, оказавший глубокое влияние на духовное возрождение общества своими многочисленными творениями, которые могут рассматриваться чадами Церкви как практическое пособие в деле христианского спасения.

Святитель Феофан ЗатворникДни памяти – 23 января и 29 июня по новому стилю.

После канонизации его святые мощи были перенесены в храм в честь преподобного Сергия Радонежского, расположенном в нескольких километрах от Вышенского монастыря.

Вышенский женский монастырь

29 июня 2002 года состоялось перенесение честных мощей святителя Феофана из храма преподобного Сергия Радонежского деревни Эммануиловки (Шацкий район Рязанской области), где они хранились с 1988 года, в Вышенский женский монастырь, который был возрожден в 1993 году (перенесение мощей возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II). А 14 марта 2009 года мощи были перенесены из Успенского собора в Казанский собор – главный храм Вышенского монастыря.

Вышенский женский монастырь. Казанский собор
Мощи святителя Феофана Затворника, Вышенского

 

Творческое наследие Феофана Затворника

Большая часть богословских произведений и писем святителя написана во время его затвора. В таких крупных произведениях, как «Путь ко спасению», «Порядок богоугодной жизни», «Письма о духовной жизни», «Мысли на каждый день», «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться?» , «Краткие мысли на каждый день года, расположенные по числам месяцев», «Начертание христианского нравоучения», а также во множестве небольших по объему творений епископ Феофан осветил главные этапы духовного развития христианина. Основная мысль его нравоучения — идея богообщения, составляющая сущность христианской жизни. Творения его не только побуждают христианина к покаянию, исправлению и благодатному обновлению во Христе, но и показывают ему путь живого общения с Богом.

Святитель Феофан внес значительный вклад в русскую и мировую библеистику. Весьма интересны его работы, посвященные переводу Священного Писания на русский язык. Также он написал подробные толкования на все Послания святого апостола Павла. Особое место среди творений святителя Феофана занимают его толкования на псалмы 33, на шестопсалмие, на 118 псалом, на 1, 2, 51 псалмы.

Венцом богословского творчества и жизненного пути святителя стал перевод на русский язык «Добротолюбия», сборника творений учителей древнего христианского аскетизма. «Добротолюбие» представляет собой широкое, всестороннее изображение разных сторон духовной жизни человека, стремящегося к подвижничеству и богообщению, изложение практических методов духовной борьбы и молитвенного делания. Святитель Феофан не просто перевел этот труд с греческого языка, но переложил его для монашествующих и мирян XIX века, так чтобы все члены Русской Церкви могли, по совету с духовником, использовать его в своей духовной жизни. Пять томов русского «Добротолюбия» в переводе святителя Феофана вышли из печати в 1877–90 гг.

Особый вид литературных трудов преосвященного Феофана составляют его письма. Они являются нравственным руководством, отрадой и утешением для многих душ в тяжелые, скорбные минуты. Содержание писем крайне разнообразно, но основной тон их — нравоучительный. Они, как и книги, содержат ответы на великий вопрос — на вопрос о пути ко спасению.

Из писем преосвященного Феофана

Святитель Феофан Затворник

О теле человека после грехопадения

«Тело есть нечто внешнее для души, нечто такое, что она должна отделять от себя и, почитая своим, не сливать с собою,» ибо оно, после грехопадения первых людей, сделалось седалищем страстей, так что если оно будет в силе, то дух ослабеет, ибо «плоть крепнет за счет духа… дух…за счет плоти». (Путь ко спасению)

Вне Церкви спасения нет

«В одиночку никто не спасается. Господь из всех верующих благоволил сочетать единое тело и Сам стал Главой его. Спасается каждый не иначе, как в Церкви, т.е. в живом союзе со всем сонмом верующих, через Церковь, и с Самым Господом, как Главою ее. Господь назвал Свою Церковь — виноградным деревом, в котором Он Сам лоза, или ствол дерева, а все верующие — ветви на лозе, поэтому Церковь есть единое нераздельное целое, живо соединенное в себе и во всех частях… Так доселе все истинно верующие законам жизни, ведущей ко спасению, полагают союз с Церковью…»

«В делах веры и спасения не философия требуется, а детское приятие Божественной истины. Умишко надо ногами потоптать, вот как на картине Михаил Архангел топчет сатану. Михаил Архангел — это ум, покорный истине Божией, а сатана, это ум возмутившийся, суемудренный, от которого все революции, и в семействах, и в Церкви…»

«Испытательным камнем да будет для вас святое учение, издревле проповедуемое в Церкви. Все несогласное с этим учением отвергайте как зло, каким бы титулом благовидным оно ни прикрывалось. Вы только это соблюдите, а все прочее уже само собой приложится вам. За чистотою веры последует осенение благодати».

О революции и свободе слова

«У вас там, — и всюду — охают и охают. Беда! беда! и беда видна. Но никому в голову не приходит — загородить и завалить источник беды. Как шла французская революция? Сначала распространились материалистические воззрения. Они пошатнули и христианские и общерелигиозные убеждения. Пошло повальное неверие: Бога нет; человек — ком грязи; за гробом нечего ждать. Несмотря однако на то, что ком грязи можно бы всем топтать, у них выходило: не замай! не тронь! дай свободу! И дали! Начались требования — инде разумные, далее полуумные, там безумные. И пошло все вверх дном. Что у нас?! У нас материалистические воззрения все более и более приобретают вес и обобщаются. Силы еще не взяли, а берут. Неверие и безнравственность тоже расширяются. Требование свободы и самоуправства — выражается свободно. Выходит, что и мы на пути к революции. Как же быть? Надо — свободу замыслов пресечь — зажать рот журналистам и газетчикам. Неверие объявить государственным преступлением, Материальные воззрения запретить под смертною казнью. Материальные воззрения чрез школы распространяются. Кто виноват в этом? Правительство. Оно позволило. Следовательно, кому следует всё это пресечь? Правительству». (Из писем)

О молитве

«И молитве надо учиться, надо приобресть навык к молитвенным оборотам мыслей и движениям чувств, по чужим молитвам, как учатся иностранным языкам по печатным разговорам».

«Новоначальных прежде надо научить молиться как следует готовыми молитвами, для того, чтоб они усвоили себе и мысли и чувства и слова молитвенные. Ибо к Богу и слово должно быть обращаемо боголепное. Когда учитель заметит, что они достаточно в этом успели, тогда пусть скажет им, как молиться не чужими, а своими словами, – свои личные потребы духовные к Богу молитвенно вознося и моля Его милостиву быть к нему и помочь ему. В это же время можно им предлагать молиться коротенькими молитовками, указав образец их в 24-х молитовках святого Златоуста и разрешив ему набирать и другие подобные молитовки из псалмов, из молитв церковных и самому составлять их. Сими коротенькими молитовками они добре навыкнут держать внимание не развлекающимся во время молитвы. Тут наконец можно им преподать уроки о молитве Иисусовой, не обставляя ее никакими внешними приемами и одно только внушая – износить сию молитву из сердца. Молитва из сердца всякая должна исходить, – и другая какая молитва – не молитва. И молитвы по молитвеннику, и молитвы свои, и коротенькие молитовки все – должны идти из сердца к Господу, предзримому пред собою. Тем паче такою должна быть молитва Иисусова».

«Сила не в словах молитвы Иисусовой, а в духовном настроении, страхе Божием и преданности Богу, в постоянном внимании к Богу и Ему предстоянии умом. Молитва Иисусова есть только пособие, а не само существо дела. Положите себе жить в памяти Божией и ходить в присутствии Божием и это одно приведет вас к доброму концу. Все сие от благодати Божией. Без благодати Божией никаким другим способом ничего духовного приобрести нельзя».

О смирении

«Пс. 50:19. Гонитесь за смирением, всегда отбегающим. Оно есть след Христов, благоухание Христово, деяние Христово! Ради него все простит Бог и все недостатки подвигов не взыщет; а без него никакие строгости не помогут».

«Простота есть неразлучная черта смирения, почему, когда нет простоты, нет и смирения. Простота не лукава, не подозрительна, не обидчива, не видит себя, никакого себе значения не придает, не мудрствует и пр.. Все сие смирение обозначает. Главная черта смирения — чувствовать, что я ничто и если есть что, все то Божие».

О душе

«Что делать с душой? Великая хитрость нужна, чтобы владеть собою. Старцы Божии одолевали себя, но и то не всегда. Вот тут и толкуй о силе воли и самовластии души! Где она, укажите, философы? Только тому, кто Господу отдает себя совсем, дается сила владеть собой, или вливается в него такая сила».

О терпении

«Видим, что все рвутся из того, что приходится им терпеть, а все никак не могут вырваться, даже при больших средствах. Отчего так? От того, что не ту дорогу взяли. Надо вступить на путь заповедей Божиих и благодушно терпеть то, что приходится терпеть, тогда это самое претерпеваемое начнет источать утешение. Вот и рай, не смотря на противную тому внешность! Те, которые иным путем хотят водворить рай на земле, лишь попусту трудятся. Еще премудрый сказал им: суета сует!».

«Не тот блажен, кто начал благое житие, но кто пребудет в нем до конца».

О смерти

«Кому страшна смерть? Тому, у кого она отнимает все и провождает на тот свет ни с чем. Кто успел запастись нетленным богатством, того надежда утешает в час исхода». (Мысли на каждый день)

О вере

«Беспокойный ум все роется в надежде найти что-то лучшее и ничего не находит; вера все дает: и всю мудрость, и все способы».

«Из людей, кто станет твердо в воле Божией, тотчас делается стойким и твердым».

«Пусть не думают, что в области веры нет философии… Нет, совокупность истин веры есть самая стройная, возвышенная философия, утешительная философия, система настоящая, какой не представляет ни одна система философии. Только до созерцания сей системы нельзя взойти вдруг. Надо чисто принимать истину за истиной, как преподается, без суемудрия, и слагать их в сердце… Когда соберутся все истины, тогда сознание, молитвою изощренное, узрит их строй и будет наслаждаться, и тогда воссияет в душе свет великий. Это — премудрость сокровенная от сынов века сего».

Тропарь, глас 8:
Православия наставниче, благочестия учителю и чистоты, Вышенский подвижниче, святителю Феофане богомудре, писаньми твоими слово Божие изъяснил еси, и всем верным путь ко спасению указал еси, моли Христа Бога спастися душам нашым.

 

Святитель Феофан Затворник

 

Документальный фильм, посвященный памяти святителя Феофана Затворника  «РАЗВЕ НЕ ЗНАЕТЕ, ЧТО ВЫ — ХРАМ…» 

ПУТЬ К СПАСЕНИЮ. Святитель Феофан Затворник

Фильм рассказывает о великом русском подвижнике Феофане Затворнике и святынях, связанных с его именем. Где находятся мощи Феофана Затворника? Что стало с Вышенской пустынью, в которой святой подвизался 28 лет? Почему слово Святителя так актуально в наше время? Об этом идет речь в этом фильме.

 

Святитель Феофан Затворник - Мысли на каждый день года / Религия / RU / 2009 / MP3 / 96 kbps - Скачать с -=HD-NET.ORG

Мысли на каждый день года
по церковным чтениям из Слова Божия

Читать>>>

 

 

Православная литература - купить (заказать) почтой / Магазин христианской литературы "Слово"

Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться

Читать >>>

Путь ко спасению. Краткий очерк аскетики

Читать >>>

 

 

ФОРУМ "ПАРАКЛИТ" * Просмотр темы - Праздники Святым (архив)

Другие Творения

святителя  Феофана Затворника

Читать >>>

 

 

50 советов и изречений

святителя Феофана

Сегодня, в день памяти святителя Феофана Затворника и 200-й год со дня его рождения, портал Православие.Ru представляет избранные изречения и советы Вышенского святителя. Читать…

 

Здесь вы найдете почти полное собрание  трудов святителя Феофана

Смотреть >>>

 

Молитва

святителю Феофану, Затворнику Вышенскому

     О, святителю отче Феофане, архиерею преславний и предивный затворниче, Божий избранниче и Тайн Христовых служителю, богомудрый учителю и апостолских словес изрядный изъяснителю, отеческих добротолюбных сказаний списателю, христианскаго благочестия изящный проповедниче и жизни духовныя искусный наставниче, подвигов монашеских усердный ревнителю и всем людем благодати ходатаю! Ныне к тебе, на Небесех Богу предстоящему и о нас молящемуся припадаем и сице взываем: испроси у Всещедраго Бога Церкве Российстей и стране нашей мир и благостояние, святителем Христовым — Истины Божественныя достойное охранение, паствы доброе окормление, лжеучителей и еретиков изрядное посрамление, подвизающымся — смирение, страх Божий и чистоту душевную и телесную, учителем — боговедение и мудрость, учащимся — ревность и помощь Божию. И всем православным — утверждение на пути ко спасению, да вкупе с тобою прославим Божию Силу и Премудрость Господа нашего Иисуса Христа, со Безначальным Его Отцем, с Пресвятым, Благим и Животворящим Его Духом ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

 

АКАФИСТ

святителю Феофану,

Затворнику Вышенскому 

Кондак 1     Избранный Господем Церкве Российския светилниче, изрядный подвижниче и истинный служителю Христов, богомудре святителю Феофане! Восхваляем тя любовию и чтим подвиги и труды твоя, имиже верным людем добре послужил еси, и в затворе пребывая, благодатными ученми путь спасения начертал еси. Ныне же, Престолу Божию предстоя, о нас молися, зовущих ти:
     Радуйся, святителю Феофане, премудрый учителю и христианскаго жития наставниче.Икос 1     Ангелския чистоты взыскуя и велию любовь ко Господу имея, подвиг иноческаго жития подъял еси, святителю предивный. Мудрости же дар, от Господа ти данный, сторицею умножив, людем во спасение послужил еси. Сего ради и мы с любовию вопием ти:
     Радуйся, паче всего земнаго Господа возлюбивый.
     Радуйся, на Него единаго все упование возложивый.
     Радуйся, от младенчества сердце свое Господеви предавый.
     Радуйся, от юности разум свой Божиею премудростию напитавый.
     Радуйся, ангелскаго жития ревнителю.
     Радуйся, Духа Святаго стяжателю.
     Радуйся, на ловитву человеков Богом предъизбранный.
     Радуйся, яко лучезарный светилник, Господем возженный.
     Радуйся, святителю Феофане, премудрый учителю и христианскаго жития наставниче.Кондак 2

     Видев, яко всякая житейская сладость бывает печали причастна, святче Феофане, суету сует возненавидел еси и красная мира сего отвергл еси, вседушно Богу себе предав, поя Ему: Аллилуиа.

Икос 2

     Разумением книжныя премудрости обильно от Бога измлада одаренный, ум свой чтением святых писаний питал еси, обретая в них силу велию и свет духовный. Мы же, ведуще сие, со умилением к тебе взываем:
     Радуйся, благочестивых родителей отроча богоизбранное.
     Радуйся, сокровище целомудрия, благодатию свыше исполненное.
     Радуйся, издетска к Богу любовию пламеневый.
     Радуйся, от юности к послушанию прилежавый.
     Радуйся, кротостию и незлобием Господу подражавый.
     Радуйся, путь девства и чистоты избравый.
     Радуйся, иноческаго жития всем сердцем возжелавый.
     Радуйся, всего себе на служение Господеви предавый.
     Радуйся, святителю Феофане, премудрый учителю и христианскаго жития наставниче.

Кондак 3

     Сила Божия тя, святителю Феофане, немощный сосуд человеческий, источник премудрости содела и пастыря добраго людем дарова, о спасении их душу полагающаго и Господу непрестанно вопиющаго: Аллилуиа.

Икос 3

     Имеяй в сердце твоем единаго Господа, ты угодниче Божий, с радостию велиею вся сокровища души твоея и разума на служение Церкве святей отдал еси, уча и наставляя вся прибегающыя к тебе. Мы же, ублажающе труды твоя, вопием ти сице:
     Радуйся, велиею мудростию Господем напоенный.
     Радуйся, в трудех подвижничества испытанный.
     Радуйся, архиерею, Богом избранный.
     Радуйся, молитвенниче о нас ко Господу неустанный.
     Радуйся, святителскаго сана смиренный носителю.
     Радуйся, богомудрия верный учителю.
     Радуйся, душевредных расколов искоренителю.
     Радуйся, веры православныя ревнителю.
     Радуйся, святителю Феофане, премудрый учителю и христианскаго жития наставниче.

Кондак 4

     Бурею смятения исполнишася чада паствы твоея, хотящу ти, святителю Феофане, подвигу затвора себе посвятити, последи же возрадовахуся, видяще тя наипаче о спасении их пекущася, и воспеша Богу: Аллилуиа.

Икос 4

     Слышавше людие о вселении твоем в пустынь Вышенскую стекахуся к тебе и, почитающе тя пастыря добраго, просиша молитися о них и ко спасению наставити. Мы же, видяще сие, приносим ти похвалы сицевыя:
     Радуйся, яко отец чадолюбивый пастве твоей бывый.
     Радуйся, непрестанно о ней попечение имевый.
     Радуйся, пастырю, душу твою за овцы полагавый.
     Радуйся, неустанно спасению их содействовавый.
     Радуйся, тишину и богомыслие наипаче возлюбивый.
     Радуйся, благою волею себе от мира затворивый.
     Радуйся, иноков любвеобильный наставниче.
     Радуйся, обители Вышенския неугасимый светилниче.
     Радуйся, святителю Феофане, премудрый учителю и христианскаго жития наставниче.

Кондак 5

     Боготечная звезда явился еси, святителю досточудне, во обители бо Вышенстей в подвизех телесных и духовных пребывая, образ добрый был еси христолюбивой братии, на тя взирающей, научая всех немолчно пети Господу: Аллилуиа.

Икос 5

     Видевше братия тя, во смирении и кротости подвиг иноческий совершающа, прихождаху к тебе и назидахуся. Такожде и мы, почитающе тя истиннаго избранника Божия, вопием сицевая:
     Радуйся, источниче любве ко Господу неизсякаемый.
     Радуйся, кладезю смирения и кротости, жаждущих напаяющий.
     Радуйся, житнице, пищею духовною всех насыщающая.
     Радуйся, свеще, светом веры озаряющая.
     Радуйся, воздержания добрый рачителю.
     Радуйся, спасения душ усердный попечителю.
     Радуйся, Православия проповедниче неустанный.
     Радуйся, крине райский, в пустыне процветший.
     Радуйся, святителю Феофане, премудрый учителю и христианскаго жития наставниче.

Кондак 6

     Проповедник немолчный и вещатель истин Божиих был еси во святителстем служении, просвещая и наставляя паству твою, досточудне Феофане, и в затворе сый, не оставил еси благодатными словесы твоими всех, притекающих к тебе, подвизая пети Богу: Аллилуиа.

Икос 6

     Возсия, яко звезда пресветлая, мудрость твоя, дивный служителю Христов: Божиим бо изволением из затвора тя сокрывшаго, явишася потоцы живых словес твоих и открыся цельбоносный источник благодатных учений, утоляяй всякаго жаждущаго и с верою к нему припадающаго. Мы же взываем ти сице:
     Радуйся, устнами твоими мудрость Божию вещавый.
     Радуйся, еюже жаждущия напоивый.
     Радуйся, в подвизех иноческаго жития неутомимый.
     Радуйся, столпе православия непоколебимый.
     Радуйся, обычаев греховных мудрый искоренителю.
     Радуйся, к добродетели неустанный водителю.
     Радуйся, душ наших целителю.
     Радуйся, благочестия нашего окормителю.
     Радуйся, святителю Феофане, премудрый учителю и христианскаго жития наставниче.

Кондак 7

     Хотя Царствия Божия достигнути, ты, святый отче, отреклся еси мира, и обрел еси благодать Духа Святаго, и с любовию служил еси людем, подражая Пастыреначальнику Христу и поя Тому: Аллилуиа.

Икос 7

     Новаго подвижника и угодника Христова, смирения и кротости исполненнаго, видяще тя людие, с надеждею устремишася в пустынь Вышенскую, чающе твоея благодатныя помощи. Такожде и мы, помощи от тебе просяще, вопием ти таковая:
     Радуйся, кротостию духа твоего многия к Богу обративый.
     Радуйся, умы помраченныя просветивый.
     Радуйся, чистоту ангелскую на земли стяжавый.
     Радуйся, страждущия твоею любовию уврачевавый.
     Радуйся, незлобия дивный наставниче.
     Радуйся, благочестия всесветлый светилниче.
     Радуйся, к покаянию всех призываяй.
     Радуйся, помощи твоея просящих не оставляяй.
     Радуйся, святителю Феофане, премудрый учителю и христианскаго жития наставниче.

Кондак 8

     Странный и дивный подвиг явил еси, святителю, в житии твоем: в трудех и непрестаннем богомыслии пребываяй, разума духовнаго сокровище стяжал еси и писаньми твоими Церкве усердно послужил еси. Мы же, видяще сие, во умилении сердец наших благодарно поем Богу: Аллилуиа.

Икос 8

     Всем вся являешися, святителю Божий: пастырь и отец, учитель и наставник и истинный проповедник, писания бо твоя во всех градех и весех до ныне вопиют немолчным благовестием. Сего ради мы, чада твоя духовныя, с любовию глаголем ти:
     Радуйся, росою Духа Святаго напоенный.
     Радуйся, светом благодати Божия осененный.
     Радуйся, сокровище нетленное стяжавый.
     Радуйся, деянием апостолским поревновавый.
     Радуйся, к богопознанию путь указующий.
     Радуйся, мудрость благодатную взыскующий.
     Радуйся, Церкве Русския процветение.
     Радуйся, святых отец украшение.
     Радуйся, святителю Феофане, премудрый учителю и христианскаго жития наставниче.

Кондак 9

     Всяк час привременнаго жития твоего, святителю, единому на потребу работал еси, и душу твою храмину чисту Духа Святаго соделал еси, возгревая сердце твое непрестанною молитвою Иисусовою и воспевая Господу: Аллилуиа.

Икос 9

     Вития златовещанный, кроткий и мудрый явился еси всем, внимавшим тебе с верою, и силою словес твоих научал еси правде Божией. Сего ради приими от нас, блаженне отче, восхваления сицевая:
     Радуйся, святителю Божий, смиренний и кроткий.
     Радуйся, пастырю благий и чадолюбивый.
     Радуйся, земли Российския Златоусте.
     Радуйся, богоявлению тезоимените.
     Радуйся, душ заблуждших истинный путеводителю.
     Радуйся, печальных скорый утешителю.
     Радуйся, немощным в вере непоколебимое утверждение.
     Радуйся, унывающым в трудех мнозех ободрение.
     Радуйся, святителю Феофане, премудрый учителю и христианскаго жития наставниче.

Кондак 10

     Спасения путь от греховных тенет чадом Божиим начертал еси, угодниче Христов, сказуя о тайнах брани невидимыя, и венец вожделенный жаждущым спасения показал еси, призывая благодарно пети Богу: Аллилуиа.

Икос 10

     Стена и защищение стада Христова от волков, губящих е, явишася богомудрая писания твоя, святителю Божий, имиже ограждаеши верных на пути ко спасению. Мы же, просвещаемии ученми твоими, благоговейно взываем ти сице:
     Радуйся, правило веры.
     Радуйся, наставниче премудрый.
     Радуйся, учителю благочестия.
     Радуйся, искоренителю нечестия.
     Радуйся, светилниче пресветлый.
     Радуйся, проповедниче дерзновенный.
     Радуйся, яко сеятель добрый ниву Христову возделавый.
     Радуйся, яко кокош, чада твоя охраняющий.
     Радуйся, святителю Феофане, премудрый учителю и христианскаго жития наставниче.

Кондак 11

     Пение всехвальное приносим ти, святителю, и ублажаем тя, прославившаго житием и подвиги твоими святое имя Творца и Бога нашего. Сподоби и нас молитвами твоими благонравное житие препроводити, да вкупе с тобою воспоим Тому: Аллилуиа.

Икос 11

     Светозарное житие твое, предивный затворниче, не скрыся от ищущых правды Божией. Благий же конец твой безмятежний и мирный показа тя истинный сосуд Божией благодати. Мы же едиными усты со умилением глаголем ти:
     Радуйся, чистоты душевныя и телесныя сосуде благословенный.
     Радуйся, до конца Господу послуживый.
     Радуйся, по кончине твоей блаженства вечнаго удостоивыйся.
     Радуйся, Царствие Божие наследовавый.
     Радуйся, обители Вышенския дивное украшение.
     Радуйся, земли Тамбовския и Шацкия просвещение.
     Радуйся, паствы рязанския похвало и радование.
     Радуйся, душ наших попечение.
     Радуйся, святителю Феофане, премудрый учителю и христианскаго жития наставниче.

Кондак 12

     Благодатию Божиею преизрядно озаренный и пастве твоей мудре и предобре послуживый, дивный и кроткий святителю, не престани о нас ходатайствовати пред Господем на Небеси, идеже предстоиши в немолчнем славословии, со ангелы взывая Тому: Аллилуиа.

Икос 12

     Поюще подвиги твоя, со упованием припадаем к честным мощем твоим святителю Божий, и молим тя, небеснаго покровителя нашего и великаго о нас предстателя пред Престолом Господа Славы, умиленно взывающе:
     Радуйся, угодниче Божий преизрядный.
     Радуйся, подвижниче Христов предивный.
     Радуйся, предстателю крепкий на тя уповающих.
     Радуйся, заступниче скорый тя призывающых.
     Радуйся, друже Христов и любимиче Божий.
     Радуйся, ходатаю теплый спасения душ нашых.
     Радуйся, целомудренных усердный хранителю.
     Радуйся, в скорбех нашых утешителю.
     Радуйся, святителю Феофане, премудрый учителю и христианскаго жития наставниче.

Кондак 13

     О, богомудрый учителю, земли Российския похвало и украшение, святителю отче Феофане, кроткий и теплый наш заступниче! Приими от нас малое сие моление, тебе приносимое, и душ наших благодарное восхваление. Не забуди нас, грешных, в молитвах твоих, да уповающе на тя, непрестанно взываем Господу Сил: Аллилуиа.

Этот кондак читается трижды, затем икос 1-й и кондак 1-й

 
Тропарь святителю Феофану, Затворнику Вышенскому
Тропарь, глас 8:

     Православия наставниче, благочестия учителю и чистоты, Вышенский подвижниче, святителю Феофане богомудре, писаньми твоими слово Божие изъяснил еси, и всем верным путь ко спасению указал еси, моли Христа Бога спастися душам нашым.

Кондак, глас 4:

     Богоявлению тезоименитый, святителю Феофане, учении твоими многия люди просветил еси: со ангелы ныне предстоя Престолу Святыя Троицы, моли непрестанно о всех нас.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *