Заметка

Нафанаил и смоковница: Как приготовиться к встрече с Богом?

Может ли человек запланировать встречу с Богом, и что делать, если кажется, что Бог нам не отвечает?

Евангелие от Иоанна. Глава 1; Стихи 43-51:

43. На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною.
44. Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром.
45. Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета.
46. Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри.
47. Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства.
48. Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя.
49. Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев.
50. Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего.
51. И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому.

 

Евангелие, которое мы только что слышали, полно загадок. Апостол Иоанн крупными штрихами описывает перед нами то, что произошло между апостолами и Христом Спасителем.

Только что призванный к следованию за Христом Филипп призывает своего друга Нафанаила стать одним из учеников Христа. Но, услышав, что этот Мессия из Галилеи, из Назарета, Нафанаил пренебрежительно отзывается: «Да может ли быть что-то доброе из этого города?»

Никто не знает, почему Назарет снискал такую дурную славу. И никто не знает, что на самом деле произошло под смоковницей, только упоминание о которой целиком переворачивает отношение Нафанаила к Христу Спасителю.

Каждый из нас ищет определенных божественных ответов в своей жизни. Часто мы буквально провоцируем Бога давать нам эти ответы, пытаемся их искать в различных местах, пытаемся добиваться их различными способами.

Но Божьи ответы приходят, как правило, совсем не там, не тогда и не так, где мы их ждем. Не думал Нафанаил, когда сидел под смоковницей, что именно этот момент станет решительным, переворачивающим всю его предыдущую жизнь.

Почему так происходит? Главной задачей нашей жизни является встреча с Богом. И эта встреча должна произойти не тогда, когда мы будем считать самих себя подготовленными и достойными ее. Эта встреча есть соединение двух воль, двух стремлений – человеческого и божественного.

Многие из нас пытаются искать и находить Царство Небесное то там, то здесь, но неспроста сказал Спаситель: «Не придет Царство Божие с соблюдением, ибо оно внутри вас есть».

Это царство находится внутри нас, но ключик, открывающий ворота от этого царства, находится в руках Божиих. И оно открывается только тогда, когда мы способны увидеть божественный свет, проистекающий из этого царства, и не оказаться ослепленными им, не оказаться смущенными им, не оказаться растопленными этой волной божественной любви, божественной доброты, красоты и силы.

Поэтому не надо смущаться тем, что часто мы не получаем тех божественных ответов, которые, казалось бы, должны получать в первую очередь. Мы можем их не получать в храме, мы можем не испытывать особого вдохновения во время участия в богослужении, в божественных тайнах. Все это на самом деле крайне полезно для нашего смиренномудрия, для того чтобы мы не мнили себя уже подготовленными и достойными для встречи с Отцом Небесным.

Но, в то же самое время, мы должны помнить, эта желанная встреча, скорее всего, может нас настигнуть там, где мы ее совсем не ждем. В нашей встрече с Богом необходимо избежать двух очень опасных ошибок.

Первая – пытаться сымитировать эту встречу нашими, человеческими усилиями. Ведь каждый из нас может найти расположение сердца, такие слова молитв, такие расположения внешних обстоятельств, которые будут способствовать появлению в душе восторга, но этот восторг наш, земной, человеческий, не божественный.

Вторая опасность – от ожидания, от слишком долгого молчания Бога, которое может восприниматься, что Бог нас оставил, что Бог нас не слышит, что мы уже осуждены быть за пределами его Царства.

И первой, и второй крайности надо избегать, надо стараться жить так, чтобы вся жизнь выстраивалась не вокруг наших пожеланий и стремлений, а вокруг Того, Кто единственный есть истинный Господин всей нашей жизни, Который не менее нас жаждет встречи с нами, но встречи, которая будет спасительной и радостной для нас.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *