Заметка

Начало индикта (церковное новолетие)

Милостью Божией входим мы в новое лето Церковное…

Праздник церковного Новолетия установлен святыми отцами I Вселенского собора, которые определили начинать с 1 сентября (по новому стилю — 14 сентября) исчисление церковного года.

Император Константин Великий, одержав 1 сентября 312 года победу над Максентием, даровал христианам полную свободу исповедовать свою веру. Отцы Первого Вселенского Собора (в 325 году) в память об этом определили начинать Новый год с 1 сентября, как дня, который был началом «свободы христианской».

На Руси в 1492 году Московский Собор принял считать летоисчисление с 1 сентября вместо 1 марта в честь этого великого события.

Первый день годичного богослужебного круга открывает собою «вход лета», и богослужение этого дня носит праздничный характер, вершиной которого является читаемое за литургией Евангелие, где рассказывается о начале проповеди Иисуса Христа после Его Крещения и искушений от диавола в пустыне. По преданию, это произошло в первый день иудейского праздника жатвы, который праздновали 1—8 сентября. В Евангелии мы слышим Спасителя, проповедующего и нам наступление благоприятного «лета Господня». В этот день Иисус Христос начал проповедь Царствия Божия и впервые засвидетельствовал исполнение ветхозаветных пророчеств о пришествии Мессии (Сына Божия) и тем самым о конце Ветхого и начале Нового Завета.

На Руси в XVII веке день новолетия царь Алексей Михайлович, а за ним бояре и весь народ московский посвящали делам милосердия. Ни один нищий не отходил от домов без утешения — их всех богато оделяли милостыней, одеждой и обувью, кормили сытным праздничным обедом. Простой народ наделяли гостинцами и подарками, посещали заключенных в темницах.

Новолетие праздновалось в день 1 сентября до прихода на трон Петра Великого, который в 1699 году указал перенести день новолетия на 1 января. Но в богослужебных книгах приход нового лета остается за 1 сентября.

Верующие благодарят Бога за прожитый год и испрашивают благословения и помощи на следующий.

Первым праздником в богослужебном церковном году является Рождество Пресвятой Богородицы — 21 сентября.

Кондак Индикта (церковного новолетия) глас 2
В вышних живый, Христе Царю,/ всех видимых и невидимых Творче и Зиждителю,/ Иже дни и нощи, времена и лета сотворивый,/ благослови ныне венец лета,/ соблюди и сохрани в мире/ град и люди Твоя, Многомилостиве.

Тропарь Индикта (церковного новолетия) глас 2
Всея твари Содетелю,/ времена и лета во Своей власти положивый,/ благослови венец лета благости Твоея, Господи,/ сохраняя в мире люди и град Твой/ молитвами Богородицы и спаси ны.

 

Царь ве­ков, Гос­подь Бог наш, «по­ло­жил вре­ме­на или ле­та в сво­ей вла­сти» (Деян.1:7), Сам уста­но­вил в эти вре­ме­на раз­лич­ные празд­ни­ки для Сво­е­го про­слав­ле­ния и для от­дох­но­ве­ния лю­дей от мир­ских дел их. Еще в Вет­хом За­ве­те Он по­ве­лел каж­дый год осо­бен­но празд­но­вать на­ступ­ле­ние седь­мо­го ме­ся­ца, чтобы лю­ди, осво­бо­див­шись от жи­тей­ской су­е­ты, слу­жи­ли в этот день Еди­но­му Бо­гу. Ибо так на­пи­са­но в кни­гах Мо­и­се­е­вых: «Ска­зал Гос­подь Мо­и­сею, го­во­ря: ска­жи сы­нам Из­ра­иле­вым: в седь­мой ме­сяц, в пер­вый день ме­ся­ца, да бу­дет у вас по­кой: ни­ка­ко­го де­ла не со­тво­ри­те в день этот во всех жи­ли­щах ва­ших, и при­но­си­те жерт­ву Гос­по­ду» (Лев.23:24-31). Как неко­гда Сам Тво­рец, в шесть дней со­здав­ший мир Сло­вом Сво­им, бла­го­сло­вил и освя­тил седь­мой день, по­чив от дел тво­ре­ния (Быт.2:2-3; Исх.20:11; Евр.4:4); и как впо­след­ствии дал и че­ло­ве­ку за­по­ведь: «Шесть дней ра­бо­тай, в день седь­мой – суб­бо­та Гос­по­ду Бо­гу тво­е­му не де­лай ни­ка­ко­го де­ла ты» (Исх.20:9-10), так Он же бла­го­сло­вил и освя­тил седь­мой ме­сяц и по­ве­лел лю­дям в это вре­мя от­ды­хать от дел мир­ских. Об этом Гос­подь вто­рич­но за­по­ве­дал Мо­и­сею, «го­во­ря, ме­ся­ца седь­мо­го, ко­гда вы со­би­ра­е­те про­из­ве­де­ния зем­ли, празд­нуй­те празд­ник Гос­по­день» (Лев.23:39).

По ка­кой же при­чине уста­нов­ле­но это празд­но­ва­ние?

В этом имен­но ме­ся­це, ко­гда на­ча­ли сбы­вать во­ды по­то­па, Но­ев ков­чег оста­но­вил­ся на го­рах Ара­рат­ских.

В этом ме­ся­це свя­той про­рок Мо­и­сей со­шел о го­ры, с ли­цом, оси­ян­ным сла­вою Бо­же­ствен­ной, и при­нес но­вые скри­жа­ли, на ко­то­рых был на­чер­тан за­кон, дан­ный Са­мим Гос­по­дом (Исх.34:29).

В этом ме­ся­це на­ча­то бы­ло со­ору­же­ние Ски­нии Гос­под­ней сре­ди ста­на из­ра­иль­тян (Исх.35).

В этом же ме­ся­це пер­во­свя­щен­ник, един­ствен­ный раз в те­че­ние все­го го­да, вхо­дил в Свя­тое Свя­тых «Не без кро­ви, ко­то­рую при­но­сит за се­бя и за гре­хи неве­де­ния на­ро­да».

В этом ме­ся­це на­род Бо­жий, сми­ряя по­стом ду­ши свои и при­но­ся Гос­по­ду жерт­ву все­со­жже­ния, при­ни­мал очи­ще­ние от гре­хов сво­их, со­де­ян­ных за год.

В этом ме­ся­це со­вер­ши­лось тор­же­ствен­ное освя­ще­ние ве­ли­ко­леп­но­го хра­ма Гос­под­ня, со­здан­но­го ца­рем Со­ло­мо­ном, и вне­сен был в этот храм Ков­чег За­ве­та (3Цар.8).

В этом ме­ся­це все ко­ле­на на­ро­да из­ра­иль­ско­го ото­всю­ду сте­ка­лись в Иеру­са­лим на празд­ник, ис­пол­няя за­по­ведь Гос­под­ню: «Это для вас суб­бо­та по­коя, и сми­ряй­те ду­ши ва­ши» (Лев.23:32).

С это­го ме­ся­ца на­чи­на­ли счет го­дам, осо­бый для каж­дых пя­ти­де­ся­ти лет. В то вре­мя как на­род из­ра­иль­ский всту­пал в обе­то­ван­ную зем­лю, Гос­подь по­ве­лел, чтобы лю­ди осо­бен­но празд­но­ва­ли каж­дый пя­ти­де­ся­тый год; и не толь­ко са­ми участ­во­ва­ли в этом празд­но­ва­нии, но и слу­ги и скот; да­же са­мую зем­лю, где по­се­ли­лись из­ра­иль­тяне, за­по­ве­да­но бы­ло остав­лять в по­кое, не рас­па­хи­вать, не за­се­вать, не со­би­рать ни ко­ло­сьев, ни ви­но­град­ных, ни са­до­вых пло­дов: все это предо­став­ля­лось в пи­щу бед­ным лю­дям, а так­же зве­рям и пти­цам. Об этом так на­пи­са­но в кни­гах Мо­и­се­е­вых: «Вос­тру­би­те тру­бою по всей зем­ле ва­шей и освя­ти­те пя­ти­де­ся­тый год, и объ­яви­те сво­бо­ду на зем­ле всем жи­те­лям ее; не сей­те и не жни­те, что са­мо вы­рас­тет на ней, и не сжи­най­те ягод с необ­ре­зан­ных лоз ее, чтобы пи­та­лись убо­гие из тво­е­го на­ро­да, а остат­ка­ми по­сле них пи­та­лись зве­ри поле­вые, так же по­сту­пай с ви­но­град­ни­ком тво­им и мас­ли­ною тво­ей» (Лев.25:9-11; Исх.23:11). В этот пя­ти­де­ся­тый год про­ща­лись долж­ни­кам их дол­ги, от­пус­ка­лись ра­бы на сво­бо­ду, и каж­дый че­ло­век осо­бен­но сле­дил за со­бой, как бы не про­гне­вать Гос­по­да ка­ким-ли­бо гре­хом, как бы не опе­ча­лить сво­е­го ближ­не­го. То был год все­про­ще­ния и очи­ще­ния от гре­хов. Этот пя­ти­де­ся­ти­лет­ний круг, по по­ве­ле­нию же Гос­под­ню, раз­де­лял­ся на семь го­до­вых сед­мин, (т.е. семь раз по се­ми лет) и каж­дый седь­мой год на­зы­вал­ся суб­бо­тою или по­ко­ем. Об этом Гос­подь через Мо­и­сея дал та­кое по­ве­ле­ние: «шесть лет за­се­вай по­ле твое и шесть лет об­ре­зы­вай ви­но­град­ник свой, и со­би­рай про­из­ве­де­ния их; в седь­мой год да бу­дет суб­бо­та по­коя зем­ли, суб­бо­та Гос­под­ня; по­ля тво­е­го не за­се­вай, и ви­но­град­ни­ка тво­е­го не об­ре­зы­вай. Ес­ли ска­же­те: «что же нам есть в седь­мой год, ко­гда мы не бу­дем се­ять, ни со­би­рать про­из­ве­де­ний на­ших», Я по­шлю бла­го­сло­ве­ние Мое на вас в ше­стой год, и он при­не­сет про­из­ве­де­ний на три го­да» (Лев.25:3-4, 20-21). Все эти го­ды, в ко­то­рые Гос­подь уста­но­вил празд­нич­ный по­кой и для лю­дей и для зем­ли, на­чи­на­лись, так­же по по­ве­ле­нию Гос­под­ню, с сен­тяб­ря ме­ся­ца. «И вос­тру­би», – ска­зал Гос­подь, – «год по­коя в седь­мой ме­сяц» (Лев.25:9), т.е. в сен­тяб­ре, так как сен­тябрь от мар­та, пер­во­го ме­ся­ца от со­тво­ре­ния ми­ра, есть седь­мой ме­сяц.

Но год на­чи­нал­ся с пер­во­го сен­тяб­ря не толь­ко по вет­хо­за­вет­ным за­ко­нам, но и по язы­че­ско­му ин­дик­ти­о­ну. Об этом ин­дик­ти­оне по­вест­ву­ют сле­ду­ю­щее.

Ко­гда Ав­густ, ке­сарь рим­ский, одер­жал по­бе­ду над Ан­то­ни­ем и Клео­патрой, об­ла­дав­ши­ми Еги­пет­ской стра­ной, и стал еди­ным вла­сти­те­лем для всей все­лен­ной, то, для бо­лее удоб­но­го со­би­ра­ния по­да­тей со всех стран он уста­но­вил ин­дик­ти­он на пят­на­дцать лет. Этот ин­дик­ти­он Ав­густ раз­де­лил на три сро­ка, по пять лет в каж­дом, с тем чтобы в про­дол­же­ние все­го ин­дик­ти­о­на три ра­за, в каж­дый пя­тый год, бы­ли со­би­ра­е­мы по­да­ти. Та­кой за­кон был из­дан, глав­ным об­ра­зом, для от­да­лен­ных окра­ин го­су­дар­ства, с ко­то­рых труд­но бы­ло со­би­рать по­да­ти каж­дый год, так как со­бран­ные по­да­ти и через пять лет ед­ва успе­ва­ли до­сти­гать сто­ли­цы – Ри­ма. Каж­дое пя­ти­ле­тие на­зы­ва­лось люструм, т.е. свет­лое, по­то­му что, воз­да­вая ке­са­рю ке­са­ре­во (Лк.20:25), лю­ди в это вре­мя пре­да­ва­лись ве­се­лью и жгли све­чи. На­род не тя­го­тил­ся да­нью, по­то­му что по­да­ти бы­ли неболь­шие и лег­кие, и пла­ти­лись доб­ро­воль­но. Про­дол­жал­ся же ин­дик­ти­он пят­на­дцать лет по сле­ду­ю­щей при­чине. В пер­вое пя­ти­ле­тие пла­ти­ли дань же­ле­зом и ме­дью, ко­то­рые упо­треб­ля­лись на из­го­тов­ле­ние ме­чей, ко­пий, шле­мов, щи­тов, пан­ци­рей и вся­ко­го во­ен­но­го ору­жия; во вто­рое пя­ти­ле­тие со­би­ра­лась по­дать се­реб­ром на жа­ло­ва­нье вой­скам; в тре­тье же пя­ти­ле­тие при­но­си­ли в Рим дань зо­ло­том на укра­ше­ние идо­лов. Окон­чив пят­на­дца­ти­лет­ний круг ин­дик­ти­о­на, на­чи­на­ли его сно­ва, и пер­вый год ин­дик­ти­о­на на­зы­ва­ли но­вым го­дом. Та­кой обы­чай уста­нов­лен был с пер­во­го сен­тяб­ря, по­то­му что имен­но в этот день бы­ла одер­жа­на по­бе­да над Ан­то­ни­ем и про­воз­гла­ше­но еди­но­дер­жа­вие Ав­гу­ста. При­ня­ла и свя­тая Цер­ковь обы­чай празд­но­вать пер­во­го сен­тяб­ря на­ча­ло ин­дик­ти­о­на. Это бы­ло уста­нов­ле­но по той при­чине, что в то вре­мя, ко­гда празд­но­ва­лось но­во­ле­тие в Иудее и по всей все­лен­ной, Гос­подь наш Иисус Хри­стос при­шел в На­за­рет, где был вос­пи­тан. Это бы­ло в суб­бо­ту, а в этот день иудеи име­ли обык­но­ве­ние со­би­рать­ся в си­на­го­ге и про­во­дить вре­мя в чте­нии книг про­ро­че­ских. Гос­подь «по обык­но­ве­нию Сво­е­му», так­же во­шел в си­на­го­гу и встал сре­ди учи­те­лей. Ему по­да­ли кни­гу про­ро­ка Ис­а­ии; и Он, рас­крыв кни­гу, на­шел ме­сто, где бы­ло на­пи­са­но: дух Гос­по­да на Мне, ибо Гос­подь по­ма­зал Ме­ня бла­го­вест­во­вать ни­щим, по­слал Ме­ня ис­це­лять со­кру­шен­ных серд­цем, про­по­ве­до­вать плен­ным осво­бож­де­ние и уз­ни­кам – от­кры­тие тем­ни­цы, про­по­ве­до­вать ле­то Гос­подне бла­го­при­ят­ное (Ис.61:1-2). И, за­крыв кни­гу и от­дав слу­жи­те­лю, Он на­чал го­во­рить, что про­чи­тан­ное про­ро­че­ство ис­пол­ни­лось на Нем, что Он есть ис­тин­ный Мес­сия, по­слан­ный от Бо­га От­ца для спа­се­ния лю­дей и об­нов­ле­ния их жиз­ни. «И все за­сви­де­тель­ство­ва­ли Ему это, и ди­ви­лись сло­вам бла­го­да­ти, ис­хо­див­шим из уст Его» (Лк.4:16-22).

Празд­ник но­во­ле­тия был уста­нов­лен свя­ты­ми от­ца­ми на I Все­лен­ском Со­бо­ре, в Ни­кее. Это бы­ло в то са­мое вре­мя, ко­гда царь Кон­стан­тин Ве­ли­кий, по­бе­див Мак­сен­ция, про­све­тил все­лен­ную све­том бла­го­че­стия, ис­ко­ре­нил идоль­ские празд­не­ства, осво­бо­дил ве­ру Хри­сто­ву от тяж­ких го­не­ний и уста­но­вил свои ин­дик­ти­о­ны. То­гда свя­тые от­цы уста­но­ви­ли празд­но­вать но­во­ле­тие, как на­ча­ло хри­сти­ан­ской сво­бо­ды, в вос­по­ми­на­ние по­се­ще­ния Хри­стом в этот день иудей­ской си­на­го­ги и про­по­ве­ди Его о при­ят­ном ле­те Гос­под­нем. С то­го вре­ме­ни и мы празд­ну­ем пер­вый день сен­тяб­ря ме­ся­ца. Но это уже празд­ник не Вет­хо­го За­ве­та, а но­вой бла­го­да­ти. Ибо в этот день Сам За­ко­но­да­тель, снис­шед­ший с небес и но­ся­щий в се­бе Ду­ха От­ца, явил Се­бя ми­ру и на­чер­тал за­кон Бо­жий не пер­стом, но Сво­им Бо­же­ствен­ным язы­ком и пре­слад­ки­ми уста­ми, и не на ка­мен­ных скри­жа­лях, а «на пло­тя­ных скри­жа­лях серд­ца на­ше­го» (2Кор.3:3). Со­зи­дая Свою Цер­ковь, ко­то­рую толь­ко про­об­ра­зо­ва­ла вет­хо­за­вет­ная ски­ния, Он при­нес Бо­гу От­цу за на­ши гре­хи жерт­ву не без кро­ви, Са­мо­го имен­но Се­бя. Сам Ве­ли­кий Пер­во­свя­щен­ник, про­шед­ший небе­са (Евр.4:14), очи­стив нас от гре­хов Сво­ей кро­вью, про­ли­той за нас, сде­лал нас свя­ты­ми хра­ма­ми, по сло­вам апо­сто­ла: «храм Бо­жий свят, а этот храм – вы» (1Кор.3:17).

При­но­ся за все эти бла­го­да­ре­ние Гос­по­ду, мы празд­ну­ем ле­то Гос­подне при­ят­но: мы при­ня­ли от Него мно­го неиз­ре­чен­ных благ, по­спе­шим же и са­ми быть Ему при­ят­ны­ми. Мы ведь празд­ну­ем ин­дик­ти­он, не рим­ски­ми ца­ря­ми уста­нов­лен­ный, а уза­ко­нен­ный Небес­ным Ца­рем сла­вы – Хри­стом. Хри­стов же ин­дик­ти­он – это Его свя­тые за­по­ве­ди, ко­то­рые мы долж­ны со­блю­дать и ис­пол­нять. Царь наш Хри­стос не тре­бу­ет от нас ни ме­ди, ни же­ле­за, ни се­реб­ра, ни зо­ло­та, как объ­яс­нил Да­вид, ска­зав­ший неко­гда: «Ты Гос­подь мой; бла­га мои Те­бе не нуж­ны» (Пс.15:2). Но вме­сто же­ле­за и ме­ди Гос­подь тре­бу­ет от нас доб­ро­де­те­ли твер­дой и креп­кой, пра­во­слав­ной ве­ры в Бо­га. Ибо ве­ра на­ша ос­но­ва­на на кро­ви ис­тер­зан­ных же­лез­ным и мед­ным ору­жи­ем свя­тых му­че­ни­ков, из ко­то­рых о каж­дом мож­но ска­зать, что «же­ле­зо про­шло ду­шу его» (Пс.105:18). Небес­ный Царь и Бог наш по­ве­лел нам, чтобы мы ве­ро­ва­ли в Него пра­вым серд­цем и бла­го­че­сти­во: «по­то­му что серд­цем ве­ру­ют к пра­вед­но­сти» (Рим.10:10). Бу­дем же и мы по­буж­дать вра­га этой ве­рой, как ору­жи­ем же­лез­ным и мед­ным щи­том. По­сле­ду­ем на­шим свя­тым пра­от­цам, ко­то­рые «ве­рою по­беж­да­ли цар­ства, тво­ри­ли прав­ду, по­лу­ча­ли обе­то­ва­ния, за­граж­да­ли уста львов, уга­ша­ли си­лу ог­ня, из­бе­га­ли острия ме­ча, укреп­ля­лись от немо­щи, бы­ли креп­ки на войне, про­го­ня­ли пол­ки чу­жих» (Евр.11:33-34).

Вме­сто се­реб­ра Царь наш Хри­стос тре­бу­ет от нас вто­рой доб­ро­де­те­ли, несо­мнен­ной на­деж­ды на Бо­га. Эта доб­ро­де­тель, боль­ше чем се­реб­ро, обес­пе­чи­ва­ет че­ло­ве­ку бла­го­по­луч­ную жизнь. Ес­ли тот, кто раз­бо­га­тел мно­гим се­реб­ром, уве­рен, что по­лу­чит все мир­ские бла­га, и, упо­вая на бо­гат­ство, ве­се­ло про­во­дит дни свои; то тем бо­лее бо­га­тый несо­мнен­ной на­деж­дой на Бо­га и на Него од­но­го воз­ло­жив­ши все свое упо­ва­ние по­лу­чит все, че­го же­ла­ет, и бу­дет жить в ра­до­сти, пре­не­бре­гая все­ми бед­стви­я­ми и скор­бя­ми, про­ис­хо­дя­щи­ми от ми­ра, пло­ти и диа­во­ла, и с на­сла­жде­ни­ем пре­тер­пе­вая все это ра­ди воз­да­я­ния в бу­ду­щей жиз­ни. Ча­сто се­реб­ро об­ма­ны­ва­ет сво­е­го гос­по­ди­на и, слу­чай­но ис­че­зая, остав­ля­ет его в ни­ще­те; и тот, кто на­де­ял­ся до кон­ца жиз­ни ви­деть во всем изоби­лие, вдруг ли­ша­ет­ся на­сущ­но­го хле­ба. – На­де­ю­щий­ся же на Гос­по­да, «как го­ра Си­он не по­двиг­нет­ся во­век» (Пс.124:1): «не по­сты­жа­ет, по­то­му что лю­бовь Бо­жия из­ли­лась» (Рим.5:5). Это­го имен­но неве­ще­ствен­но­го се­реб­ра и же­ла­ет от нас Гос­подь и по­веле­ва­ет, чтобы мы не на ско­ро­пре­хо­дя­щее бо­гат­ство воз­ла­га­ли свои на­деж­ды, «но на Бо­га жи­во­го» (1Тим.6:17), «сло­ва Гос­под­ни – сло­ва чи­стые, се­реб­ро пе­ре­плав­лен­ное» (Пс.11:7). Он нелож­но обе­щал нам неска­зан­ные веч­ные бла­га в Сво­ем Цар­ствии, чтобы мы пре­мно­гую к нам Его бла­гость, ко­то­рой уве­ро­ва­ли серд­цем, ис­по­ве­до­ва­ли и уста­ми, «а уста­ми ис­по­ве­ду­ют ко спа­се­нию» (Рим.10:10). Бу­дем же, как доб­рые во­и­ны Хри­сто­вы, на­деж­дой мздо­воз­да­я­ния по­ощ­рять се­бя к боль­шим по­дви­гам. Ведь на­деж­да на на­гра­ду воз­буж­да­ет во­и­на к борь­бе, как го­во­рит свя­той Иоанн Да­мас­кин о стра­сто­терп­цах: му­че­ни­ки Твои, Гос­по­ди, утвер­див­шись в ве­ре и укре­пив­ши се­бя на­деж­дой, по­бе­ди­ли му­чи­тель­ство вра­гов и по­лу­чи­ли вен­цы.

Вме­сто зо­ло­та Хри­стос Царь наш тре­бу­ет от нас са­мой дра­го­цен­ной доб­ро­де­те­ли, нели­це­мер­ной люб­ви к Бо­гу и ближ­ним. По сво­е­му вы­со­ко­му зна­че­нию лю­бовь все­гда пред­став­ля­ет­ся Учи­те­ля­ми Церк­ви под об­ра­зом зо­ло­та; ибо как зо­ло­то дра­го­цен­нее се­реб­ра, ме­ди и же­ле­за, так и лю­бовь вы­ше на­деж­ды и ве­ры. «Ныне», ска­за­но в Пи­са­нии, «пре­бы­ва­ют сии три: ве­ра, на­деж­да, лю­бовь; но лю­бовь из них боль­ше» (1Кор.13:13). Та­ко­го имен­но зо­ло­та и же­ла­ет от нас Гос­подь и за­по­ве­ду­ет, чтобы мы мо­ли­ли Его нели­це­мер­но, не толь­ко ве­руя серд­цем и ис­по­ве­дуя уста­ми, но на де­ле про­яв­ляя сию лю­бовь. Мы долж­ны быть го­то­вы­ми под­са­дить за Него свои ду­ши и при­нять смерть ра­ди Его Бо­же­ствен­ной люб­ви к нам. При­том мы долж­ны лю­бить и ближ­них сво­их, как учит воз­люб­лен­ный Хри­стов уче­ник Иоанн Бо­го­слов. «Де­ти Мои», – го­во­рил он, – «ста­нем лю­бить не сло­вом или язы­ком, но де­лом и ис­ти­ною» (1Ин.3:18). Та­кая лю­бовь при­ни­ма­ет­ся для укра­ше­ния Са­мим пре­крас­ней­шим, бо­лее чем сы­ны че­ло­ве­че­ские, Хри­стом Бо­гом на­шим, как го­во­рит Са­ма Бо­жья Пре­муд­рость: укра­си­лась и ста­ла пре­крас­ною пред Гос­по­дом и людь­ми; это – еди­но­мыс­лие меж­ду бра­тья­ми и лю­бовь меж­ду ближ­ни­ми (Сир.25:1-2).

Вот ка­кой хри­сти­ан­ский ин­дик­ти­он празд­ну­ет ныне, вме­сто древ­не­го язы­че­ско­го, Пра­во­слав­ная Цер­ковь, «со­влек­шись вет­хо­го че­ло­ве­ка с де­ла­ми его и об­лек­шись в но­во­го, ко­то­рый об­нов­ля­ет­ся по об­ра­зу Со­здав­ше­го его» (Кол.3:9-10). Бу­дем же празд­но­вать но­во­ле­тие так, как со­ве­ту­ет нам апо­стол: в об­нов­ле­нии жиз­ни хо­дим, чтобы, нам слу­жить в «об­нов­ле­нии ду­ха, а не по вет­хой бук­ве» (Рим.7:6). Бу­дем празд­но­вать ин­дик­ти­он, по­ви­ну­ясь по­ве­ле­ни­ям Гос­по­да Бо­га на­ше­го, дан­ным через Мо­и­сея, в кни­гах ко­то­ро­го ныне чи­та­ет­ся: «Ес­ли вы бу­де­те по­сту­пать по уста­вам Мо­им, и за­по­ве­ди Мои бу­де­те хра­нить и ис­пол­нять их: то Я дам вам до­жди в свое вре­мя, и зем­ля даст про­из­расте­ния свои, и по­шлю мир на зем­лю ва­шу и бу­де­те про­го­нять вра­гов ва­ших, и при­зрю на вас, и бла­го­слов­лю вас, и не возг­ну­ша­ет­ся ду­ша Моя ва­ми, и бу­ду хо­дить сре­ди вас, и бу­ду ва­шим Бо­гом, а вы бу­де­те Мо­им на­ро­дом» (Лев.26:3-4, 6-7, 11-12).

Слава Богу за все!

Один комментарий на “Начало индикта (церковное новолетие)

  1. Обратная ссылка: writeessay

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *